К вопросу о формировании общих компетенций студентов в современных условиях в системе СПО.


К вопросу о формировании общих компетенций студентов в современных условиях в системе СПО.
 В последние десятилетия в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года проводиться интенсивная модернизация системы образования.
Введение ФГОС существенно изменило требования к качеству образования, определило новые положения о компетенции выпускника учебного заведения, стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные стандарты определяют сформированные у выпускника общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС в соответствие с профессией. Перед российским образованием на данном этапе стоит задача по воспитанию россиян нового поколения успешных, компетентных, способных ставить и решать задачи, стремящихся к постоянному приращению своего профессионального потенциала.
Выпускник должен обладать не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями, поскольку современный рынок труда требует специалиста с высоким уровнем профессиональной подготовки, обладающего психологической устойчивостью к нагрузкам, стрессовым ситуациям, способностью ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке, работать в команде, мобилизоваться, перестраиваться, принимать самостоятельные решения, вести переговоры и т.п.
Совокупность требований, предъявляемых к личности выпускника, заключенных в общекультурных компетенциях, свидетельствует о значительном усилении личностной направленности современного образования.
В соответствии с ФГОС под результатом образования понимаются совокупность наборов компетенций: общекультурных и профессиональных, которые и выражают сам результат всего образовательного процесса, т.е. что именно выпускник должен знать, понимать, делать после освоения им основной профессионально образовательной программы.
В данном случае цель передачи знаний, умений и навыков от преподавателя студенту смешается на формирование у обучающегося способности успешно взаимодействовать, основываясь на практическом опыте, знаниях, умениях и навыках при решении профессиональных задач и способности применять данный опыт, знания, умения и навыки при решении задач более широкого круга.
Если ранее российское профессиональное образование находясь на позициях гносеологического подхода основной образовательной задачей считало передачу студентам прочных систематических знаний, то в настоящее время на первый план выступает формирование у студента компетенций.
Таким образом, роль знаний из приоритетной цели образования переформировалось в средство развития личности студента, т.е. учебным заведениям следует в своей деятельности ориентироваться на приобретение студентами востребованных компетенций, позволяющих успешно реализовываться в профессиональной сфере, самостоятельно приобретать и применять знания, умения, навыки и личностные качества в своей профессиональной деятельности.
В психолого-педагогической литературе понятие «компетенция» и «компетентность» широко освещены в работах Н.Хомского, Р. Уайта, Дж.Равенна, Т. Хоффманна и др. Данной проблемой по отношению к различным видам деятельности занимались И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Н.С. Сахарова и др.
Отталкиваясь от этимологии данного понятия, обобщая различные подходы к его пониманию Н.С. Сахарова определяет междисциплинарную категориальную суть «компетенции», а также отмечает, что компетенция — это комплекс взаимообусловленных аспектов деятельности, связанных с аккумуляцией знаний, определяющих дополнительную альтернативную область составляющих профессиональное ядро специалиста, витальные и социальные ценности, развитие коммуникативно-прагматических качеств личности.
Актуализация компетентности происходит в процессе накопления человеком опыта деятельности. Таким образом, компетенция есть личное свойство человека, потенциальная способность индивида справляться с различными задачами, формирующаяся в деятельности и интегрирующая ценностно-смысловое отношение к ней.
Таким образом, следует понимать, что формируемые в процессе обучения компетенции являются системным феноменом, затрагивающим многие аспекты личности обучающегося. Сам процесс формирования компетенции не соотносится напрямую с освоением какой –то группы дисциплин, прохождением практик и самостоятельных работ. Компетенция вырабатывается совокупно в ходе всех форм учебной работы обучающегося.
В соответствие с ФГОС компетенции делятся на общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-прикладные.
В методической литературе существуют различные определения ОК.
Общие компетенции (ОК) – это совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Общая компетенция понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [3].
Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности [1].
Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями в ФГОС. При этом общая компетенция (ОК) понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. Общие компетенции характеризуют уровень квалификации выпускников в соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации по таким критериям, как широта полномочий и ответственности. ОК во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций.
Особенностями общих компетенций в рамках ФГОС СПО по специальностям являются: наличие их инвариантного перечня для всех специальностей СПО, включающего десять компетенций; отличие формулировок некоторых общих компетенций из инвариантного перечня в укрупнённых группах специальностей: педагогика и образование, медицина, культура и искусство и др.; наличие дополнительных компетенций по некоторым укрупнённым группам специальностей, отражающих специфику подготовки.
Инвариантный перечень общих компетенций представлен следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности при изучении комплекса учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Следует отметить, что приоритетным средством их формирования является способ деятельности и степень форсированности ОК является результатом освоения, обучающимся целостной учебно-воспитательной программы. В данной связи возникает актуальный вопрос о выборе методов формирования и контроля ОК для эффективной организации учебной деятельности, который в виду своей многогранности и недостаточной освещенности в учебно-методической литературе вызывает ряд затруднений у учебных заведений.
В связи Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 №273-ФЗ отменена система вступительных экзаменов в системе СПО, что, на наш взгляд привело к значительным затруднениям в организации образовательного процесса. Данный факт не позволяет на этапе приема в образовательную организацию объективно оценить уровень подготовки и интеллектуального развития абитуриентов. Что в свою очередь делает затруднительным формирование групп по профессиональной направленности, разработку ОПОП и психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Т.к. достоверные данные о поступивших в учебное заведение могут быть получены только в результате входной психолого-педагогической диагностики и мониторинга по общеобразовательным дисциплинам.
Общие компетенции базируются на личностных и метапредметных результатах обучения в общеобразовательной школе, уровень которых у выпускников школы очень разный. Поэтому отбор методов зависит, прежде всего, от предшествующего опыта обучающихся, который выявляется посредством диагностики на начальном этапе обучения в учреждении среднего профессионального образования.
Перед учебными заведениями встала новая и непростая задача -оценка уровня форсированности компетенций. Следует отметить, что общепринятых единых методических рекомендаций по формированию и применению фондов оценочных средств для оценки компетенций в настоящее время не сформировано. Таким образом, оценка уровня форсированности компетенций является составной частью образовательной системы в части оценки уровня форсированности компетенций в процессе усвоения ОПОП.
Современная методология педагогики, конечно, предлагает решения: стажировки, курсы повышения квалификации, наконец — самообразование.
Но остается актуальным вопрос: Каким же образом происходит оценка качества подготовки выпускников в системе СПО? В настоящее время практика показывает, что она осуществляется в двух направлениях: оценка уровня усвоения дисциплин и оценка компетенций.
Если вопрос профессиональных компетенций достаточно освещен в методической литературе и процесс формирования и оценки уровня форсированности ПК в системе СПО в определённой степени не представляет затруднений. Учебному заведению следует привести в соответствие ОПОП требованиям ФГОС СПО и профессиональным стандартам по профессии, разработать учебные планы, в которых прописать процесс формирования и оценки форсированности ПК. Разработаны целые комплексы методических рекомендаций по формированию ОПОП, фондов оценочных средств и т.п. Проблема в том, что все это касается компетенций ПК.
Оценка ОК нигде не локализована, распределена неравномерно. Чтобы отследить уровень форсированности ОК необходим длительный мониторинг динамики личных достижений студента на протяжении всего периода обучения в Учебном заведении, а процесс формирования самих ОК должен, по всей вероятности, носить поэтапный и системный характер.
Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н. Коновалова, Е.В. Сартакова. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. 256 с.
Приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912 право и организация социального обеспечения». 13.07.2010 г. N 770. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения // http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m770.html.
Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авторы-составители: Блинов И.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. – М.: – ФИРО, 2010. 19 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.34 – 42.
Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64; № 5 – С. 55–61.