Мастер – класс по теме: «Использование новых информационных технологий при формировании начальных математических знаний»


Мастер – класс по теме:

«Использование новых информационных технологий
при формировании начальных математических знаний».

Подготовила и провела: Протасова Наталья Станиславовна,
учитель начальных классов высшей категории.
МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты

Слушатели-участники: учителя начальных классов.

Цели: познакомить учителей с технологией использования ИКТ на уроках математики.

Задачи:
Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ИКТ, а так же возможные варианты применения на уроке.
Показать практическую значимость ИКТ для организации работы на уроках математики.

Актуальность использования средств ИКТ
(информационно – коммуникационных технологий):

Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации.
Формирование навыков и умений информационно – поисковой деятельности.
Создание условий для эффективной реализации современных методов обучения.
Возможность проведения тестирования прямо в процессе урока.
Объективность оценивания знаний и умений.

Прогнозируемый результат мастер – класса:

Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.
Расширение знаний о возможностях использования ИКТ на уроках математики.
Получение учителями представления о разнообразии и возможностях применения на уроках существующих средств ИКТ и оборудования.
Активизация внедрения в учебный процесс преподавателя современных цифровых учебных продуктов, электронных учебных пособий, современных программных средств.

Используемые средства ИКТ (информационно- коммуникационные технологии):
Программные средства: MS Power Point.
Презентация выступления.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Электронные учебные пособия.
Reyibuki





Вступительное слово.
Выступление учителя
с одновременной демонстрацией слайдов презентации.

 « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»    Б. Шоу

Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в мастер – классе с использованием информационно – коммуникационных технологий.
Цель моего мастер – класса: познакомить учителей с технологией использования ИКТ на уроках математики.
Цель использования ИКТ вы видите на экране.
Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Учебное пространство насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.
ИКТ (информационные коммуникационные технологии) – это:
Сеть Интернет.
Программные средства: MS Power Point, и др.
Персональные компьютеры.
Мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
Электронные учебные пособия.
Документ – камеры.
Это устройства, предназначенные для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, схем, иллюстраций – на телевизор, монитор или экран. Это одновременно: кодоскоп, сканер, фото и видеокамера.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся, обладающих различными способностями и возможностями.
 повысить эффективность и качество процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
активизировать познавательную деятельность детей;
перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности;
расширить возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности.

Я постараюсь построить работу так, чтобы вы ближе
Познакомились с новыми ИКТ – технологиями.
Получили практические советы и подсказки, как быстро и эффективно подготовить необходимые дидактические материалы к урокам.

Перед тем как приступить к практической части нашего мастер – класса, хотелось бы у вас узнать:
- Используете ли вы на уроках математики информационные коммуникационные технологии?
- На каких этапах урока вы их используете?
На уроках математики я и мои коллеги используем следующие образовательные ресурсы, которые как вы сегодня убедитесь помогаю сделать уроки математики интересными, познавательными и насыщенными.
Это комплект электронных учебников УМК «Планета знаний», авторы М.И. Башмаков и М.Г. Нефёдова. Всем известны сборники упражнений М.Г. Нефёдова, весь этот замечательный материал теперь есть в электронном виде. Электронное приложение к учебнику математики УМК «Перспектива» Г.В. Дорофеев. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику математики Л.Г. Петерсон. Универсальное мультимедийное пособие к любому учебнику математики.
Практическая часть.
Работа в группах (деление на 2 группы): я предлагаю вам ознакомиться с двумя электронными изданиями: электронный учебник для 2 класса УМК «Планета Знаний» и электронное приложение к учебнику математика для 2 класса УМК «Перспектива». Перед вами таблица с этапами урока. В течение нескольких минут рассмотрите несколько уроков по электронным приложениям и постарайтесь представить этапы уроков с использованием этих учебных пособий, для формирования математических знаний учащихся.


Этапы урока
Вступление, организационная часть.
Актуализация зон ближайшего развития. Устный счёт.
Изучение нового материала.
Закрепление – повторение и применение знаний.
Контроль усвоения, коррекция, обобщение.
Домашнее задание.

Использование ИКТ







Положительные стороны использования ИКТ


Отрицательные стороны использования ИКТ


Трудности использования ИКТ





Обсуждение:
1. Оргмомент. Положительная эмоциональная направленность на включение в учебную деятельность в начале урока, предполагает возникновение у него желания работать. Показать обложку Электронного учебника.
2. Устный счёт. В формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации велико значение такого этапа урока математики, как устный счет.
На уроке с применением компьютера:
учащиеся могут решить большое количество задач и тренировочных примеров;
сразу после решения даётся оценка и общая информация о ходе выполнения задания.
(Пример. 2 класс, тема Множитель. Множитель. Произведение.)
(Пример. 1 класс, тема Слагаемые. Сумма.)
Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске.
4. Изучение нового материала.
Здесь может использоваться как традиционный наглядно- иллюстративный способ. (Пример. 2 класс, тема Умножения числа 5.)
Но я всё таки придерживаюсь того, что деятельность ребёнка приносит больше пользы и главное знаний. Я использую на этом этапе проблемное обучение. Принцип деятельности предполагает, что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности. А вот чтобы подтвердить свои утверждения или догадки, а для некоторых детей и ещё раз усвоить я включаю объяснение электронного приложения.
(Пример. 2 класс, тема Переместительное свойство умножения.)

5. Закрепление – повторение и применение знаний.
Во-первых, хочется сказать о замечательном иллюстративном материале, который помогает решать задачи. (Пример. 2 класс, тема Задачи на деление.)
Мы видим обширный материал для индивидуальной, парной работы.
(Пример. 2 класс, тема Деление.)
6. Контроль усвоения, коррекция, обобщение.
Проверочная работа. Тема. Деление.
Хотелось бы остановиться на этом этапе подробнее и провести небольшую совместную работу. (Выдаются листы самооценки, и участникам предлагается выполнить Мозаику заданий УМК «Планета Знаний»
Мы видим что данный вид работы помогает детям адекватно оценить свои возможности, учит их самооценке и умению анализировать свои ошибки. Очень хорошо провести такую работу за урок или два перед контрольной работой, когда наглядно можно увидеть есть ли проблемы и по каким темам. И тогда домашнее задание ребёнок выбирает себе сам из электронного учебника.
7. Домашнее задание
Пример, 2 класс, тема «Считаем десятками» (мячик)
Вывод:
Для того чтобы подвести итог нашему мастер – классу, давайте уже в знакомой нам таблице постараемся заполнить графы – положительные и отрицательные стороны использования ИКТ на уроках математики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.












13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15