Применение понятийного подхода при формировании компетенций студентов колледжа на учебных занятиях по дисциплине «Электротехника и электроника»


Методическая разработка
Применение понятийного подхода при формировании компетенций студентов колледжа на учебных занятиях по дисциплине
«Электротехника и электроника»
Вишнякова Л.Н.,
преподаватель ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж», к.п.н.
Методическая цель проведения учебного занятия «мастер-класс»:
познакомить участников с авторской методикой формирования знаний и умений, и как следствие, компетенций студентов колледжа при изучении дисциплины «Электротехника и электроника» с учетом требований ФГОС специальности СПО «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;
повышение профессионального уровня участников в освоении и методике преподавания дисциплины «Электротехника и электроника» и, в частности, при изучении темы «Светодиоды».
Методическая часть
Методологической основой ФГОС является компетентностный подход, который подразумевает формулировку целей обучения и воспитания выпускников образовательных организаций через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника. Компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
При проведении учебного занятия по теме «Светодиоды» дисциплины «Электротехника и электроника» специальности ФГОС 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям) учитываю положения ФГОС (таблица 1)
Таблица 1 – Выписка из ФГОС специальности СПО 1440448
область профессиональной деятельности выпускников проведение работ по техническому обслуживанию электрооборудования
объекты профессиональной деятельности выпускников материалы и комплектующие изделия, средства измерений, профессиональные знания и умения, электрооборудование
виды деятельности выпускников организация технического обслуживания электрооборудования
требования ФГОС к результатам освоения дисциплины общие компетенции: ОК 1-5; ОК 7-9 и профессиональные компетенции: ПК 1.2, 1.3, ПК 2.1; 2.3
Объекты формирования и оценивания на данном учебном занятии по ФГОС умения - читать принципиальные эл.схемы;
- собирать эл.схемы;
- снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками
знания - основы физических процессов в полупроводниках
- классификацию электронных приборов, область применения,
- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;- методы измерения электрических величин;
- параметры электрических схем и единицы их измерения
В своей профессиональной деятельности я использую методику, положения которой отражены в авторском диссертационном исследовании по теме «Понятийно-модульная методика формирования у студентов профессионального электротехнического мышления». В основе формирования у студентов электротехнических знаний и умений, и как следствие, компетенций, применяется идейно-понятийный подход.
Идейно-понятийный подход в преподавании раскрываю на основе двух важных научных категорий: идея и понятия.
Идея – процесс (озарения, просветления) проникновения в противоречивую сущность предмета познания, постижения относительной истины, как элемент («момента истины») его природного, естественного начала. Понятие о предмете изучения – это процесс и итог познания его сущности (системы его существенных сторон, законов, признаков или свойств), это форма обобщенного знания, базирующегося на обобщенных, модельных представлениях, выражающегося в форме системы расчлененных и осознанных суждений о наиболее существенных, основных свойствах или признаках предмета и их взаимосвязях, о закономерных связях и отношениях этого предмета с другими предметами.Основными компонентами понятийного подхода являются:
Классификация предметов электротехники и электроники по отношению к материальным и идеальным предметам познания.
Группировка предметов познания в соответствии с четырьмя этапами любого познания (I – основание, II – ядро, III – следствия, IV – общее критическое истолкование) (таблица 1, приложение А), что определяет понятийную структуру дисциплины.
Использование обобщенных планов познания предметов дисциплины «Электротехника и электроника». Это алгоритмы изучения электротехнических явлений, процессов, приборов, законов, формул и т.д. Применяемые обобщенные планы познания предметов изучения удовлетворяют принципам непрерывного развивающего обучения. Эти обобщенные планы познания введены в отечественную дидактику докторами наук: А.В. Усовой и Г.Г. Гранатовым, Н.Н. Тулькибаевой и нацеленные на усиление самостоятельности, осознанности и систематичности деятельности обучающихся (таблица 2,3, приложение Б). Пункты обобщенных планов соотнесены с признаками любого понятия, такими как: обобщенность, необратимость, свернутость, осознаваемая этапность, системность и рефлексивность.
Разработка перечня методов и средств обучения и воспитания студентов, форм контроля и усвоения ими дидактических единиц дисциплины.
План проведения учебного занятия
Тема учебного занятия «Светодиоды».
Вид занятия: лекционно-практическое занятие.
Дидактическая цель занятия: изучить понятие «светодиод» по обобщенному плану познания материального предмета; сформировать умения технического обслуживания и проверки электрической установки со светодиодами; экспериментально определить технические характеристики светодиодов.
Развивающая цель занятия: развитие познавательного интереса и творческих способностей: умений работать с дополнительными информационными источниками, готовить доклад, выступать перед аудиторией, совершенствовать умения анализировать полученную информацию, сравнивать, выделять главное, делать обобщающие выводы.
Воспитательная цель занятия: развитие понимания сущности и социальной значимости своей профессии, вовлечение участников в активную практическую деятельность, совершенствования организаторских навыков, развитие гуманных качеств личности: доброжелательности, внимательности, готовности к сотрудничеству, оказания помощи и поддержки; формирование готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение задания; навыков самообразования; экономного расхода времени; самостоятельности, выдержки, смелости.
Форма организации деятельности участников учебного занятия: фронтальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод стимулирования, оперативного контроля.
Средства обучения: обобщенный план изучения понятия «Светодиод» (прибор); методические рекомендации к выполнению лабораторной работы (инструкция); презентация (слайды по теме урока); компьютер и видеопроектор, лабораторное оборудование: универсальный блок питания (источник напряжения), зеленый и красный светодиоды, резистор высокоомный, аналоговый (или цифровой) мультиметр, рабочая плата и соединительные провода, контактные соединения (перемычки).Дидактические принципы, реализуемые на учебном занятии: научность и доступность, сознательность и творческая активность, наглядность, переход от обучения к самообразованию, гуманизация обучения, применение средств информатизации, учет межпредметных связей.
Межпредметные (междисциплинарные) связи для формирования компетенций:
предшествующие: физика;
сопутствующие: материаловедение, охрана труда, информатика;
3) последующие:
- ПМ 01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования: МДК.01.02. Основы технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования; МДК.01.03. Электрическое и электромеханическое оборудование;
- ПМ 02. Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов: МДК.02.01. Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов.
Время проведения учебного занятия: 60 минут.