«Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов БПОУ УР «УРСПК».

Килина Е.А., преподаватель естественнонаучных дисциплин
БПОУ УР «УРСПК».
«Использование модульной технологии при формировании общих и профессиональных компетенций у студентов БПОУ УР «УРСПК».
Современный стандарт образования требует от выпускника мышления высокого уровня. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют на осуществление подготовки специалистов, реализуя новый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Формирование у студентов системы профессионально значимых качеств, включает компетенции нового ФГОС СПО: общая компетенция (ОК) и профессиональная компетенция (ПК), что требует качественно нового подхода к формированию будущего специалиста.
В связи с переходом образования на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения одной из важнейших проблем, стоящей перед средним профессиональным образованием, является разработка учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков, а формирование общих и профессиональных компетенций. В соответствии с требованиями ФГОС обучение должно быть построено на модульно-компетентностном подходе.
Новый подход в организации обучения требует использования разнообразных учебных материалов, которые должны чётко и ясно излагаться, находиться в постоянном открытом доступе, быть удобными для пользования. Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность качественных и разнообразных учебных материалов. Теория должна интегрироваться с практикой, преподаватель становится консультантом, наставником.
Организацию учебного процесса, комфортные условия для студентов и преподавателя на занятиях обеспечивает педагогическая технология. Использование инновационных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.
В своей педагогической деятельности применяю следующие образовательные технологии: проектный метод обучения, игровые технологии, модульную технологию, кейс-метод, технологию развития критического мышления.
Сегодня учитель должен в совершенстве владеть не только содержанием предмета, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но и современными технологиями обучения, которые способствовали бы формированию общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов. Достичь желаемого возможно, применяя технологию модульного обучения, которая интегрирует всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Модульное обучение характеризуется системным изменением всего процесса обучения, затрагивающим содержание образования, методы преподавания и методы учения. Оно ориентировано, прежде всего, на активную деятельность студентов, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у студентов всех «само» – самопланирования, самоанализа, самоконтроля и т.д.
Сущность модульного обучения состоит в том, что студенты самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, а учитель управляет деятельностью обучаемых посредством заложенных в модульных программах указаний, методических рекомендаций.
Процесс модульного обучения может быть разделен на несколько этапов:
Определение исходного уровня знаний студентов и уточнение целей обучения.
Выявление мотивации личности.
Усвоение студентами общего плана учебной деятельности.
Собственно учебная деятельность.
Обобщение изученного материала и способов действий.
Определение итогового уровня знаний и принятие решений о дальнейшем обучении.
К целям модульного обучения относятся:
Комфортный темп работы обучаемого.
Определение обучаемым содержания обучения.
Интеграция различных видов и форм обучения.
Достижение высокого уровня конечных результатов.
Последняя цель главная в модульном обучении и вполне реальна при правильной организации работы студентов.
Основное средство модульного обучения – модульная программа, состоящая из отдельных модулей. От их качества в значительной степени зависит эффективность обучения в целом.
Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей (П.Я. Юцявичене).
Модуль должен содержать:
Цель (для чего обучать)
Содержание (чему обучать)
Процесс усвоения (как обучать)
Модуль представляет собой не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности на данном занятии, а также учебные задания и методы их выполнения.
Предложенные задания в модуле для самостоятельного изучения должны быть разными по сложности, т.к. использование конструкции модуля преследуют в конечном счете одну и ту же цель -индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса.
Начинается модульное занятие с целеполагания (чему студенты научатся за урок). Следующий этап – мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, графические диктанты, небольшие тесты. Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, поиск, анализ и структурирование учебного материала.
Далее – отработка материала: лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции и др. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля – само – и взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль учителя) и коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности.
Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью студентов по овладению общими и профессиональными компетенциями.
Таким образом, студенты обучаются работать в коллективе, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу других членов команды и результат выполнения заданий.
В процессе выполнения студентами заданий отмечается возникновение позитивного взаимодействия между членами группы при их осознании зависимости друг от друга, когда задание и общая цель формулируются так, что у студентов возникает чувство ответственности не только за собственный успех, но и за деятельность других членов группы, формируется способность работать в команде. Деятельность такого рода в результате улучшает психологический климат в группе, у студентов усиливается потребность в межличностном общении, возрастает тяга к приобретению знаний и, как следствие, повышается успеваемость, а также внутренняя удовлетворенность результатами собственной деятельности.
Список литературы:
Беспалов П.И. Модульные программы при изучении органической химии. М., 2003.
Берсенева Е.В. Современные технологии обучения химии. М., 2004.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Вђ Заголовок 1Вђ Заголовок 315