Конспект занятия Свойства снега и льда. Элементарные опыты со снегом и льдом



Завалеева Елена Васильевна
Воспитатель дошкольного мини-центра
ГКУ « Средняя школа № 5
с дошкольным мини-центром г.Капшагай»


`йымдастырылCан іс-‰рекеттіS технологиялыK картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Для старшей группы
Білім беру саласы: Образовательные области: Познание- Естествознание.
ТаKырыбы/ Тема: «Свойства снега и льда. Элементарные опыты со снегом и льдом».
МаKсаты:Цель. развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования , расширять представления детей о свойствах снега и льда; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед; обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, снегопад, оттепель, прозрачный, бесцветный.
С™здік жaмыс:Билингвальный компонент: Kар-снег, мaз-лед, аяз-мороз.
Материал, оборудование, ресурсы:Jолданбалы Kaралдар: емкости со льдом и снегом, пластиковые стаканчики, горячая и холодная вода, слайды « Зима», картинки.
Іс-‰рекет б™лімдері
Этапы деятельности
Т‰рбиешініS іс-‰рекеті
Действия воспитателя
БалалардыS іс-‰рекеті Деятельность детей

Ынталандыру, сезімді ояту.
Мотивационно-побудительный
Показ слайдов «Зима»
Воспитатель: О каком времени года эти слайды? Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме. А вы любите зиму? А за что вы любите зиму?

Дети смотрят слайды, говорят, что это время года зима. Рассказывают, за что они любят зиму.

Ізденістер, aйымдастыру

Организационно-поисковый
1.Воспитатель: - А теперь послушайте загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Лишь поймаешь на ладонь (снег)
А каким бывает снег? Что вы можете сказать про снег? А что такое снег? Снежинки. Вот как они выглядят. А что такое снежинки, откуда они берутся? Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода. Даже в загадке говорится: «станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой?
-А вот вторая загадка:
Он сковал большую реку, Ровный, гладкий, красота!
Он поможет человеку обходиться без моста.
А в каникулы, зимой, в эти славные деньки
Приглашает нас с тобой поскорей надеть коньки.
Достает кусочек льда и показывает детям. А что такое лед?
Воспитатель: Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду? Сегодня мы с вами проведём опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и чем они отличаются.
Опыт №1 «Определение качества снега и льда»
В стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега.
-Возьмите лед в руки. Скажите, какой он? (Холодный, твердый, тяжелы.)
-Возьмите в руки снег. Какой он? (Холодный, мягкий, легкий.)
Вывод: Снег и лед одинаково холодные, но снег - легкий и мягкий, а лед – тяжелый и твердый.
Опыт №2 «Определение прозрачности»
На цветную картинку положить кусочек льда и комочек снега.
-Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Подо льдом видно картинку.)
Вывод: Значит лед прозрачный, а снег нет.
Опыт №3. «Воздействие температуры».
Воспитатель: Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.
Динамическая пауза.
- А теперь давайте поиграем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика).
(Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Воспитатель: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).
Что можно сказать про лед? (Ответы.). А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.
Опыт №4 «Снег тает в воде»
Контейнер с синим кружочком – холодная вода до отметки, контейнер с красным кружочком – горячая вода до отметки.
-Ребята, ложечками накладывайте снег в контейнеры. (Дети накладывают в контейнеры снег, наблюдают за тем, что с ним происходит.)
-Что происходит со снегом? (Он тает.)
-Где быстрее тает снег? (В горячей воде.)
-Вода поднялась выше метки. Почему воды стало больше, чем было? (Снег тает, превращается в воду.)

Дети отгадывают загадку и говорят, что это снег.
Рассуждают, высказывают свое мнение.
Отгадывают загадку – это лед.
Берут лед и снег в руки, рассуждают, вместе с воспитателем делают вывод, что снег и лед одинаково холодные, но снег - легкий и мягкий, а лед – тяжелый и твердый.
На картинки помещают снег , лед.
Говорят, что под снегом картинки не видно. Подо льдом видно картинку.
Вывод: Значит лед прозрачный, а снег нет.
В стаканчики помещают снег, лед.
Делают пальчиковую гимнастику.
Вместе с воспитателем делают вывод, что снег и лед это замерзшая вода.
В ходе эксперимента понимают, что снег быстрее тает в горячей воде, чем в холодной, что снег тает и снова превращается в воду.

Jорытын дылау ™зін-™зі баCалау
Рефлексивно-корригирующий
Итог.
- Вам понравилось? Что вы делали сегодня?
- Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются? В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели). Что еще узнали?
Делают выводы, умозаключения.

К_тілетін н‰тиже/Ожидаемый результат:
Білуі тиіс/Знать: о свойствах снега и льда;
К™рсете білу/Иметь: интерес к исследовательской активности.
Т_сінігі/Уметь: устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.