Конспект интегрированного занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе


Мы – помощники.
Конспект интегрированного занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе
Составила учитель-логопед
Мокшина О.Л.
Цель. Дифференциация звуков [Л]-[ЛЬ].
Задачи.
Коррекционно-образовательные: автоматизация и дифференциация звуков [Л]-[ЛЬ]в словах, предложениях; уточнение и расширение словаря (посуда); упражнение в образовании относительных прилагательных; согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже в словосочетаниях и предложениях; развитие навыков составления слов из слогов, схем слов, чтения слов.
Коррекционно-развивающие: развитие мышления, внимания, памяти, силы голоса, мелкой и общей моторики, фонематического восприятия.
Коррекционно-воспитательные: формирование уважительного отношения к труду, самостоятельности, интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование.
Демонстрационный материал. Предметы посуды: вилка, ложка, тарелка, бокал, блюдо, блюдце, кастрюля, поднос. Сюжетная картина «Мы дежурим», синяя и зеленая полочки для посуды, кроссворды, мяч, буква «Л».
Раздаточный материал. Наборы для составления схем слов, предложений, тетради, ручки.
Ход.
1. Организационный момент.
Игра «Запомни-повтори».
Дети садятся, повторяя за логопедом пары слов:
лук – люкмел – мельбыл – быль
угол – угольцел – цельмол – моль
пыл – пыльдал – дальгалка – галька
полка – полькапола – поляюла – Юля
2. Основная часть.
1) Сообщение темы занятия.
2) Произнесение, сравнительная артикуляция и характеристика звуков
[л] - [ль].
3) Игра «Подзорная труба».
По сюжетной картине находят и называют:
мальчики - предметы со звуком [л];
девочки – со звуком [ль].
4) Игра «Помоги маме расставить посуду по полочкам».
а) Проговаривание предметов на подносе (ребенком, логопедом, хором);
б) обобщение предметов;
в) задание: – Поставьте посуду со звуком [л] на синюю полочку, а со звуком [ль]- на зеленую.
Пример: - Я поставлю тарелку на синюю полку, потому что в этом слове звук [л].
5) Работа с наборами для составления схем слов.
Слова: блюдо, тарелка, вилка.
6) Игра с мячом «Какой, какая?»
стакан из стекла - стеклянный
ложка из дерева –
чашка из фарфора –
нож из стали –
сковорода из чугуна -
поднос из серебра –
блюдо из глины –
бокал из хрусталя –
тарелка из пластмассы -

Физ. минутка «Мы – помощники» с изменением силы голоса.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
Я полы пойду помою,
Всю посуду перемою.
Я помою вилки, ложки,
Не забуду поварежки.
Перетру все аккуратно,
И по полочкам расставлю.
Вот какая чистота,
Полюбуйтесь на меня.
7) Игра «Найди букву».
- Посмотрите внимательно на эти слова, как вы думаете, какая буква пропущена? («Л») В
И
ПО КА
К
А
8) Игра «Сложи слоги в слова».
- Сложите слоги в слова и узнаете, какие продукты надо помочь маме купить в магазине:
а) - первый слог «хал», за ним идет «ва» (халва);
б) – вначале «ли», второй слог «мо», потом «над» (лимонад);
в) – первый слог « мо», следующий «ло», последний «ко» (молоко).
9) ПГ «Тарелочка»:На моей тарелочке
Маленькая белочка.
Чтоб была она видна.
Все съедаю я до дна.
10) Игра «Слова рассыпались».
- Если вы составите слова из рассыпавшихся слогов, то узнаете, какие рисунки на тарелочках у нас.
ЛА
ПА
ЛИ
СА
(Лапа, лиса, липа.)
Печатание слов в тетрадь.
- Сколько слов мы составили? Прочитайте первое слово, третье, второе.
12) Игра «Найди слова»:Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
В ПЛ Е Н А Т С
Б ЗУ Э М О Е Т
В И Л К И Г Д Ф
- Найдите слова в каждой строчке и узнаете, что делает девочка и как ее зовут.

(Лена моет вилки.) Разбор предложения. Составление схемы предложения. Распространение предложения. (Лена моет стальные вилки.)
13) Составление предложений по сюжетной картине «Мы дежурим», используя слова – признаки.
14) Игра «Кто внимательный?»
Дети называют предметы посуды, которые стоят:
а) на синей полке;
б) на зеленой полке.
Итог.