Формирование УУД средствами интерактивных методик на уроках искусства (ИЗО) в пятом классе

Формирование УУД средствами интерактивных методик
на уроках искусства (ИЗО) в пятом классе

ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, метод "мозгового штурма", коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.
Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.
Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, проведение исследований, создание альбомов, плакатов, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.
Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий (примеры проектов для учащихся 5-го класса: "История одной игрушки", "Образ солнца в искусстве", "История одного предмета: печь, сундук, кукла, утюг и др.")
Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения (примеры проектов для учащихся 5-го класса: "Нужен ли современному человеку народный промысел?", "Образы птиц в орнаменте»).
Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
"Мозговой штурм" является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя.
На уроках изобразительного искусства учащиеся 5-го класса начинают работать с мультимедийными учебными пособиями. В этих программах учебная информация представлена в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; различные эффекты вывода текста и графических фрагментов.
Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.
Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие слайд-шоу и мультимедиа презентации по декоративно-прикладному творчеству, а также тесты-опросники по различным темам.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
Список литературы.

1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010.
2. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М., 2000 - 72 c.
4.Изобразительное искусство. Учебно-методическая комплексная документация- М.: Агар, 2009.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
6. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. М.: 2007.
7.Образовательные технологии. Н.В. Полякова.// Научно-практический журнал "Завуч"№ 5, 2005.
8.Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы. Музыка.5-7 классы. Искусство.8-9 классы.-М.:Просвещение,2010.
9.Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
10.Сборник нормативных документов. Искусство/сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.-2-е изд.,-М.:Дрофа,2008.
11..Селевко Г.К "Современные образовательные технологии". М, 1998
12.Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. /под ред.С.С.Татарченковой. С-Пб.: КАРО, 2008
13. В. Г. Гульчевская Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие. Издательство: АРКТИ, 2010
14. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся, 2007 г.