Педагогический доклад. Применение инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности музыкальной школы.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Применение инновационных педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности музыкальной школы.


СОДЕРЖАНИЕ



Введение …………………………….. ………………………………….. .3
Цель и задачи доклада ……………………….…………………. ………..4
Описание доклада: стратегия и механизмы достижения поставленных целей ………………………………………………………… …………….4
Основные направления использования икт в урочной и внеурочной деятельности………………………………………………………………..6
Существующие проблемы применения ИКТ ……………………………7
Вывод……………………………… ……………………………………….7
Список литературы и интернет - ресурсов ……………………… ……...8
ВВЕДЕНИЕ
«Дитя мыслит красками, формами, образами,
поэтому при помощи наглядности
все усваивается легче и прочнее» (К.Д. Ушинский).
Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.
Как могут изменить ИКТ привычные виды деятельности на уроках фортепиано в музыкальной школе, и какие новые виды деятельности могут возникнуть в связи с их использованием?
На уроке музыки ИКТ играют огромную роль. Внедрение ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие учащихся.
На уроках фортепиано педагог, используя современные средства, может использовать в своей работе CD, DVD, MP3-диски, компьютерные программы, ресурсы Интернет и презентации, созданные самим учителем. Многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи:
— предъявление учебной информации;
— информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
— моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;
— поддержка различных активных форм занятий;
— тренаж навыков и умений различного характера;
— контроль и оценка знаний учащихся.
Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве.
ЦЕЛЬ ДОКЛАДА:
Повышение эффективности обучения и воспитания учащихся на уроках фортепиано и во внеурочной деятельности через использование информационно – компьютерных технологий.
ЗАДАЧИ:
рационально организовать учебный процесс и внеурочную деятельность,
сделать занятия более интересными по содержанию и глубокими по смыслу;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
изменить образовательный процесс в соответствии с рабочей программой;
обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
ОПИСАНИЕ ДОКЛАДА: СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
В наше время постоянно увеличивается поток информации, который подлежит изучению, освоению, запоминанию и переработке. Этот процесс идет по трем основным направлениям: первое - создание и применение различных технических средств (компьютеров и т.д.), второе - исследование закономерностей человеческой памяти и путей ее совершенствования, третье - разработка и внедрение новых современных методик преподавания и педагогических приемов.
В основе всей деятельности человека лежит память, которая отражает его опыт через запоминание, сохранение и воспроизведение образов, мыслей и действий. Существуют различные виды памяти: двигательная, словесно-логическая, эмоциональная и другие. Особое место среди них занимают два вида – зрительный и слуховой, которые обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке человека. Зрительные образы являются важным средством в познании действительности, они легче запоминаются и дольше сохраняются в памяти.
Одной из форм воздействия на память через зрительные ощущения является наглядность, которая способствует активизации психических процессов, помогает более глубокому осмыслению, ясному и сознательному пониманию изучаемого материала, облегчает запоминание, воспроизведение и практическое применение теоретических положений.
Педагогика и психология уделяют большое внимание особенностям детской психологии и восприятия, что проявляется в повышенном интересе ко всему новому, красочному и яркому. Восприятие ребенка является необычным, особенным и отличается большим значением воображения. Преподавателю следует учитывать эти обстоятельства для организации полноценного и эффективного учебного процесса, использовать определенные приемы и методы работы, применять разнообразные наглядные пособия и материалы.
Основная цель работы - сделать изучаемый материал доступным и понятным ученикам, облегчить усвоение и запоминание теоретических знаний через обращение к зрительному виду памяти. В наше время это невозможно без широкого применения информационно - компьютерных технологий.
С другой стороны, ИКТ создают благоприятные условия для стимулирования познавательной деятельности учащихся: для изучения нового учебного материала; для отработки умений и навыков; для проведения контроля и самоконтроля; для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспектов, рефератов; для подготовки выступлений и презентаций; для подготовки к конкурсам, олимпиадам и фестивалям.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Проведение уроков;
Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
Внеурочная деятельность по музыке.
Направления использования ИКТ при проведении уроков:
Подготовка учителя к уроку:
основа рассказа (объяснения);
подготовка наглядности;
подготовка презентации;
подготовка раздаточных материалов (схем, таблиц и т д.);
основа формулировки домашнего задания
Деятельность учителя в ходе проведения урока:
основа презентации;
основа проблемного рассказа;
средство контроля.
Деятельность учащихся:
основа индивидуальной деятельности учащихся на уроке;
основа беседы, в том числе эвристической;
основа дискуссии;
основа конспекта;
средство самоконтроля.
Направления использования ИКТ при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
для изучения нового учебного материала;
для отработки умений и навыков;
для проведения контроля и самоконтроля;
для подготовки выступлений и презентаций;
для подготовки к конкурсам, концертам и экзаменам.
Направления внеурочной деятельности по музыке:
подбор «минусовой» фонограммы;
транспонирование музыкальных произведений в программе Sound Forge;
выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся);
выход в Интернет;
проектная деятельность учащихся.
5. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ
Наряду с положительными сторонами использования ИКТ, возникают различные проблемы:
отсутствие компьютера в домашнем пользовании некоторых учащихся;
при недостаточной мотивации к работе учащиеся могут отвлекаться на игры и т.п.;
существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным метода.
5. ВЫВОД
Основными характеристиками применения информационных коммуникационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
учебный процесс и внеурочная деятельность интересны по содержанию и смыслу, отвечающим реалиям сегодняшнего дня;
познавательная деятельность учащихся активно активизируется;
разнообразные направления ИКТ как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, несомненно, могут привести к повышению эффективности обучения и динамики участия и результативности творческой деятельности детей и преподавателя.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.
Загвязинский В.С. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 1990.
Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005
Лифановский Б. Интернет для музыканта.- М.: Издательский дом «Классика – XXI».- 2006.
Никитина Е. В. Компьютерный образовательный проект – игра «Я и А. Н. Скрябин».- //Материалы научно-практической конференции.- Петрозаводск, 2002, с. 82 – 84.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000
Сластенин В.А.. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997.
Слободчиков В.И. Характеристика этапов социально-педагогического проектирования // Учительская газета, 1992, № 41-45.
Электронные ресурсы
http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm. Беляков Е.В.Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе.
http://portal.mubint.ru/elearning/Pages/info-2.aspx. Как готовить доклад в форме компьютерной презентации (советы).
http://www.art2sarov.ru/index.php?page=lessons&item_id=2. Информационные технологии преподавания.