Выступление на семинаре Духовно-нравственное воспитание младшего школьника


Взывая к разговору о «возвышении сердца»…
Илюшкина Юлия Константиновна
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств – непосредственность, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. На нас, родителях и педагогах, лежит огромная ответственность за их воспитание. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о детях. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Вот поэтому наша задача – развивать всё хорошее, изначально заложенное в человеке.
«К вам обращаюсь, все причастные вместе со мной человеческой природе и гнетущим её бедам! Давайте вместе рассмотрим состояние мира, повсюду тонущего во зле, вместе ужаснёмся, вместе восплачем - или лучше посоветуемся о том, как помочь делу, если только можно ему помочь!»
Такими словами открывает Ян Амос Коменский страницы своей «Великой дидактики».
«Суть нашей «Дидактики» заключается в том, чтобы отыскать способ, с помощью которого учителя меньше бы учили, а ученики при этом научились бы большему; чтобы в школах не царил бы крик, чувство омерзения и тщетности усилий, но, напротив, был покой, удовлетворённость успехами, ... и прибавилось бы света, порядка, мира и благоденствия».
Как свеж слог, почтителен стиль, благороден язык педагога, обращающегося через столетия к нам, своим потомкам.
Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности.
Желание противостоять негативному влиянию социума на становление личности, повысить уровень образованности и воспитанности убедило нас в необходимости создания духовно ориентированной педагогической среды, способной реализовать идею целостного развития личности. Это привело к созданию в нашей школе проекта «Формирование общекультурных компетенций обучающихся как основа создания модели «школа гуманитарной культуры», в центре которого - духовная и практическая деятельность по формированию гуманитарной культуры ребёнка.
Учителя начальной школы являются активными участниками реализации данного проекта.
Основными задачами своей работы считаем:
выработку понимания жизненной важности морали;
установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
выработку моральной стойкости, желания и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
воспитания милосердия и любви к людям;
патриотическое воспитание как часть духовного воспитания, приобщение к ценностям своего народа, традициям.
Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. Основное внимание - уроку, его моделированию, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако чтобы вся-эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, учителя, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Духовный мир человека - это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет интеллект, рациональное, умственное осмысление окружающей действительности, руководит каждым действием или совершаемыми поступками.. Важно формировать у каждого ребенка способность анализировать поступки других и свои собственные, опираясь на духовный эталон, поддерживать в детях убеждение, что для того, кто стремится к духовности, весьма важно соблюдать «чистоту своего внутреннего жилища».
Воспитание стремления «чистить свой дом, наводить в нем порядок», приумножать свои положительные качества и избавляться от плохих - залог успешного формирования духовности маленького человека, нравственности его поведения.
«Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
В. А. Сухомлинский (1935 г)