Опыт работы учителя географии Новогригорьевской общеобразовательной школы Гаращенко Светланы Фёдоровны. Тема опыта:Использование современных инновационных и информациооных технологий на уроках географии


Опыт работы учителя географии Новогригорьевской общеобразовательной школы
Гаращенко Светланы Фёдоровны.
Тема опыта:Использование современных инновационных и информациооных технологий на уроках географии
Сегодня образовательный стандарт нового поколения ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Традиционные методы обучения направлены на совершенствование информационной системы обучения и не дают возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыследеятельностный, а традиционный знаниево-информационный подход, адресованный к памяти ученика и не собирающий личностные образования в природосообразную целостную систему.
А для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. И когда мы видим, что интерес к учению у детей падает, они с трудом познают изучаемый программный материал, то делаем для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.
В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей и нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности,особое значение приобретают такие качества педагога, как способности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и методики его преподавания.
Быть учителем в наше время – значит владеть искусством создания личности средствами своего предмета. Задача учителя географии в этих условиях – формирование у школьников географической культуры как части общей культуры человека.
Какие принципы лежат в основе моей педагогической деятельности? Что самое главное для меня как учителя, работающего в 21 веке?
Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Я считаю, что ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным. Ведущую роль  в моей работе играют   творческие методы обучения.
Я, как учитель географии , в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные и инновационные технологии . Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
повышает мотивацию учащихся к учению;
активизирует познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие способности ребёнка;
формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Основная моя задача - мотивировать ученика в его занятиях географией . Как же добиться того, чтобы наши дети,хотели учиться, стремились к знаниям и накапливали их.
Как увлечь детей?
Как учительское надо превратить в ученическое хочу?
Современные интерактивные, информационно коммуникативные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения как детей и подростков, так и взрослых. Работа с компьютером охватывает все новые сферы деятельности: игра, обучение, общение и т.п. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации.
Большинство учащихся являются визуалами, поэтому для объяснения нового материала наряду со словесной формой использую мультимедийные презентации, новизна подачи материала активизирует познавательную деятельность детей. Современные электронные учебные пособия, которые обладают способностью взаимодействия с учеником, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. Приход компьютера в школу во многом облегчил труд учителя.. Вводить компьютерные интерактивные элементы можно в любые уроки. У учителя географии в современных условиях имеются очень большие возможности использования интерактивных и информационно коммуникативных технологий обучения.
Использование компьютера позволяет значительно экономить время, эффективно осуществлять контроль знаний, результаты объективны, повышается мотивация учения за счет новизны деятельности. Применение компьютера на уроке, позволило сделать его более интересным, наглядным, динамичным. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запомнить материал. Мой опыт по использованию информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у учащихся, часто переходящий в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам. В связи с тем, что у нас в школе нет возможности систематически проводить уроки географии в компьютерном классе, я использую мультимедийный проектор и компьютер.. В кабинете географии создана богатая библиотека мультимедийных ресурсов.
Это, прежде всего, набор интерактивных наглядных пособий:
– электронные карты;
– мультимедийные учебники по географии для учащихся 6-11-х классов;
– коллекция интерактивных пособий “Готовимся к ЗНО;; – серия электронных учебных пособий “Электронные уроки и тесты”;
– демонстрационный материал по географии – интерактивные наглядные пособия;
– Виртуальная школа Кирилла и Мефодия “Уроки географии” 6-10-й класс;
– тренажеры и программы тестирования;
– материалы для дистанционного обучения,
– научно-исследовательские работы и проекты;
– образовательные ресурсы Интернета,
– DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
– видео коллекция “Золотой глобус”; “Великие чудеса природы”; “Планета Земля”.
- ученические презентации.
Основные направления использования ИКТ в моей работе при проектировании уроков:
1.Мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ. (7кл.тема «Африка» , «Австралия»)
В настоящее время разработано множество различных электронных изданий по географии, распространяемых на CD-ROM. Вполне возможно их использование в рамках традиционной поурочной системы преподавания в сочетании с традиционными дидактическими материалами (демонстрационный эксперимент, полиграфические таблицы, карточки, рабочие тетради, видеофрагменты и т.д.).
2.Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, практических работ, докладов учащихся.
С помощью компьютерных программ «PowerPoint» и «Namo WebEditor» мною уже созданы серии мультимедийных продуктов для уроков по таким разделам школьного курса географии как: уроки по авторской программе «Херсонщина» для 8-9 классов по теме «Географическое положение родного края», «Общая характеристика климата», «Агропромышленный комплекс Херсонщины», «Выдающиеся личности нашего края»
3.Тестирование на компьютерах.
6 кл «Литосфера»,тесты к подготовке ВНО
4.Проектная работа по географии.
Традиционным является проект на лучшую тематическую презентацию по предмету.
В своей профессиональной деятельности я сама использую возможности, которые открывает компьютер, как средство для повышения образованности и интереса к учебе учащихся при изучении географии, а также привлекаю своих учеников для участия в конкурсе - проекте на лучшую презентацию по предмету. Участию в данном мероприятии предшествует длительная и кропотливая совместная работа по отбору и сортировке информации, структурированию материала, оформлению в электронный продукт. В моей личной медиатеке собраны проекты учеников прошлых лет. (10 кл тема «Европа», «Азия», «Страны Америки»,детские презентации
5.Технологические методы и приемы : «Географическая разминка»
Вспомните географическую карту региона и назовите объекты.


«Живая карта»
Примером использования технологии «Живая карта» может служить модель политической карты Южной Америки в теме « Население. Политическая карта».
(7 класс)‏
На слайдах «Андские страны» и «Ла - Платские страны» Южной Америки показаны приемы работы, когда ученикам необходимо на уроке запомнить большой объем географических названий по определенным признакам.
В данном случае таким признаком является географическое положение государств: в горной области Анд или на равнинно-плоскогорной части материка.

«Карта –тест»
Карта – тест помогает работать с объемной информацией, объединенной одним или несколькими признаками (страны, столицы, природные зоны).
Ученикам предлагаются варианты ответов.
Правильный ответ выделяется цветной яркой полосой, которая появляется только после того, как учитель «зарегистрирует» его.

«Технологическая карта»
Методика работы на слайдах, связанных с географическим положением объекта, использует широко известный дидактический прием «От простого к сложному, от известного к неизвестному».
План характеристика ГП, его логическое построение, идет при помощи «подсказок»: автофигур, увеличения текста и др.
Примером использования технологической карты «Географическое положение»» является урок по теме «Япония», 7 класс.

«Найди соответствие»
Левый столбец Дается перечень названий природных зон, типов почв,
видов растений, животных и др.
Правый столбец Дается перечень климатических поясов материка,
географические
названия и другая информация, объединенная сходными признаками

«Географическое обоснование»
Тест «Географическое обоснование» можно использовать на разных этапах урока:
При изучении нового материала, когда идет активизация мыслительной деятельности учащихся.
При закреплении пройденного на конкретном уроке.
А также при повторении целой темы, когда идет фронтальный опрос всего класса.

Сопоставление географических карт.Метод наложения карт.
Таблица имеет вертикальные и горизонтальные колонки, которые заполняются учениками.
Вертикальные колонки – обычно содержат исходные данные географического объекта (географические названия):
Горизонтальные колонки – природные компоненты, которые присущи изучаемым географическим объектам, понятиям, явлениям.

«Многофункциональное комбинирование»
Применяю этот технологический метод на определенных этапах уроков.
Особенно удачно его можно использовать при изучении нового материала, когда необходимо проследить логическую цепочку, активизировать мыслительную деятельность учеников.



Технологический прием «Слайд – парад»
Использование технологического приема «Слайд – парад» является особой частью каждого урока географии.
КИТ дает возможность демонстрировать ученикам красоту природы любого уголка земного шара, механизм образования и действия любого природного явления.
Совершать увлекательные путешествия по странам и городам мира, знакомиться с культурой и обычаями людей.

Возможности интерактивных ресурсов огромны, что и определяет их место в учебном процессе. Их можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Учитель, однажды подготовив мультимедийный урок, уже никогда не сможет отказаться от этих возможностей, осознавая достоинства таких уроков:6кл.тема «Географические координаты»,7кл. тема «Австралия»,10 кл тема «Страны Европы»
На уроках мне помогают не только мультимедийные учебники, энциклопедии, но и созданные мною презентации уроков. Для их создания использую программу Microsoft Office Power Point. Программа позволяет создавать слайды, на которых можно показать диаграммы, схемы, фотографии, удобно выводить на экран планы практических работ, описаний и т.п. Презентации удобны тем, что учитель может сама отбирать материал, который нужен именно для данного урока и в нужной последовательности. Компьютерную презентацию можно использовать как в течение всего урока, так и на отдельном этапе. Использование мультимедийных технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным. Использование интерактивных технологий - это развитие новых форм мышления, это развитие детей. Зачастую, дети сегодня лучше разбираются в информационных технологиях, нежели учителя. Знание информационных технологий поможет учителю еще лучше понимать своих учеников.
Новизна подачи нового материала помогли быстро установить контакт с учащимися и вовлечь их в работу. Применение компьютерных технологий решает проблему развития междисциплинарного мышления школьников, легче создается целостный образ территории, что очень важно при изучении страноведения и краеведения. При выполнении работы с использованием компьютерных технологий, проявляются творческие качества ребят: умение оформить свою работу, фантазия ребенка. Т.е. программы по географии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой деятельности.
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий. Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой.
В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений.
Применение интерактивных, информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе. Сколько раз ребенок за время своей учебы в школе слышит от учителей и родителей фразу: " Нужно хорошо учиться, потому что ...". А дальше – очень убедительные, по мнению взрослых, доказательства. Убедительные для взрослых, но не для детей. Использование же ИКТ расставит все точки над і, потому что ученик будет четко представлять, зачем ему действительно нужно учиться. Он будет видеть реальную перспективу учебы и готовиться к новому контенту общества третьего тысячелетия.
Использование на уроках географии интерактивных, информационных технологий позволяет вести преподавание предмета ориентировано на личностно-ориентированное обучение, которое является основой учебно-познавательной деятельности учащихся, позволяет вести обучение в сотрудничестве, создавать ситуацию успеха каждому ученику и на каждом уроке, получать дополнительные знания, обеспечивать публичные выступления, возможность исправлять ошибки, повышать свой познавательный уровень.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.
Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций (9кл.тема «Промышленность Украины», семинаров(9кл.тема «Глобальные проблемы Украины и всего человечества», уроков-экспедиций (путешествий)(7кл. тема «Африка», «Австралия»,исследований(7кл «Открытие материков и океанов», учебных конференций (пресс-конференций)(10кл.тема «Население мира», уроков проектов. На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки – ролевые игры, например, урок-суд в 8 классе по теме: “Стихийные природные явления”, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН (6 кл. темы «Литосфера», «Атмосфера», “Что? Где? Когда?”(8кл .тема «Сельское хозяйство Украины», уроки-конкурсы ,соревнования(6кл.тема «Географические координаты», уроки по принципу телевизионных игр “Своя игра”, “Как стать миллионером?”. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.
Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю – хочу узнать – узнал» ,«Зигзаг», «Прием корзина идей, понятий, имен». Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Данные приемы помогают преодолеть эти трудности.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность. «Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.
Пример. Тема урока: Состав топливно-энергетического комплекса. География 9 класс.
В «корзину» учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока : топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС , ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь , дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д. Это позволило сформировать кластер «Состав топливно-энергетического комплекса» и выяснить первоначальные представления учащихся о географии топливных ресурсов, активизировать их деятельность на уроке.
Состав ТЭКа
Топливная промышленность
Электроэнергетика
нефтяная
газовая
угольная
ТЭС
торфяная
сланцевая
АЭС
ГЭС
использование нетрадиционных видов энергии (солнца, приливов, ветра и т.д.
2. Учимся прогнозировать. Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Пример: Урок «Географическое положение Херсонской области. ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население».
Методический прием «Верите ли вы, что …»
Сейчас в группах (по 4 человека) вы должны ответить на вопросы и аргументировать их.(Учитель заранее называет группе номер вопроса.)
1. Херсонская область расположена на юге Украины.
2. В состав области входит 19 районов.
3. Херсонская область является однонациональной областью.
4. На западе наша область граничит с Николаевской областью.
5. Геническ лежит на юге Херсонской области.
6. С.Новогригорьевка образовалось в 1861 году

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
3. Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера», «Концептуальная таблица», «Фишбоун». Чтение с остановками - чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании.
Прием «Чтение с пометками INSERT»
Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы.
Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.
Описание приема.
Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.
Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
V – то, что было известно учащимся ранее;
+ – новая, неожиданная информация;
– – информация, противоречащая взглядам учащихся;
? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).
Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.
Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
Пример: Урок « Страны Америки»
Сравните ЭГП и планировку двух столиц: Оттава и Вашингтон. Используйте
прием «Концептуальная таблица».
Оттава Линии сравнения Вашингтон
1.В какой части страны расположен город? 2.Выход к морю 3.Транспортное положение 4.Положение на реке 5.Планировка города
А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная)
Б) явный центр города
В) год основания
Г) достопримечательности Прием « Мудрые совы»
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, и т.д.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
Прием «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Пример: Данный прием использовала на уроках географии по следующим темам: «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития»,
«Цветная металлургия Украины», « Экологические проблемы мира».
проблемамаПути решения
факты
причины

4. Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?
Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн».
5. Учимся задавать вопросы.
Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:
? тонкие ? толстые
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно... дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.
Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по конкретному отрывку текста.
Подводя промежуточные итоги своей работы, хочется сказать, что на одном уроке можно применять разные методические приемы, которые помогут более эффективно развивать умения работы с текстом и активизировать деятельность учащихся на уроке.
Опытным путем я попробовала составить план построения уроков по технологии критического мышления с использованием нескольких приемов.
Приемы технологии критического мышления,
используемые на уроках географии и экономики
Фаза урока Используемые приемы технологии РКМЧП
Вызов мозговой штурм
кластер предположений (на стадии рефлексии вносим измененияИгра-упражнение «Веер»
Прием «Поясните цитату»
Прием «Как вы объясните народную мудрость»
Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Осмысление Прием инсерт (пометки на полях)
Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
Чтение со стопами
Прием «Сводная таблица»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Зиг-заг»
Прием «Мое мнение»
Прием «Мозговой штурм»
Прием «Фишбоун»
Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
Стратегия решения проблем «Идеал»
Прием «Мудрые совы»
Рефлексия Написание эссе
Рефлексивный экран вопросов
Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
Что нового вы узнали на уроке
Написание синквейна В процессе обучения по этой технологии все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому ученику: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам. Результаты диагностики позволяют утверждать, что данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной работе в учебном процессе; развивает критическое мышление, помогает в освоении культуры работы с текстом. Критериями эффективности развития навыков критического мышления были выбраны:
Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;
Умение формулировать корректные вопросы;
Интерес к творческой деятельности;
Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;
Умение аргументировано отстаивать свою позицию;
Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;
Положительная мотивация к учебному предмету;
Способы диагностики: анкета «Выявление исследовательских навыков»; диагностика «Уровень творческой активности учащихся», рефлексивный анализ «В чем ценность уроков географии для меня»; диагностика «Мотивация учебной деятельности»; творческие работы учащихся; выполнение творческих заданий различного вида сложности; анкета «Изучение познавательного интереса к предмету». Для диагностики познавательного интереса к учебному предмету география была предложена анкета «Карта интересов».
Результаты «Карты интересов» учащихся дают следующую картину. При изучении нового самое важное и интересное состоит в том, чтобы разобраться в причинах явлений, событий, выяснить, почему так происходит, так считают 90 % учащихся.
Нравится решать проблемные вопросы по географии – 70 % учащихся.
Учащихся мотивируют:
- нравятся необычные творческие задания по географии- 76,7 % учащихся.
-объяснение учителя, четкость изложения материала-30%.
- познавать новое- 20%;
- интересная подача информации (использование различных методических приемов технологии критического мышления)- 66,7%;
-общение на уроке- 73,3%;
Будут тратить время на поиск дополнительного материала для выполнения творческого задания по географии – 73,3 %.
Предпочитают сочинение, реферат, творческое задание по географии выполнению задания, где требуется, используя текст учебника ответить на ряд вопросов – 50 %.
Захотят повозиться со сложным заданием по географии, вместо того, что бы выполнить несколько простых заданий – 53,3 %.
Проводя анализ полученных данных можно отметить самостоятельность учащихся, их стремление к частично поисковой и исследовательской деятельности. Важным моментом является то, что у большинства учащихся интерес вызывает не результат, а сам процесс деятельности.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод о том, что использование приемов технологии критического мышления может служить средством формирования ключевых компетентностей школьников.
Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.
Различия между “дать знания” и “достичь понимания” огромно. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. В своей работе я придерживаюсь мнения, что только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека – наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными.
В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.
За интерактивными информационными технологиями в обучении – будущее нашей школы.
Мониторинг качества знаний и успеваемости за 2010-2013 уч.год.
Учебный год
2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014(1 сем)
%успкачество %успкачество %успкачество %успкачество
48 100 63 36 100 65 45 100 67 63 100 67
Мониторинг уровня знаний по географии по отношению к предыдущей аттестации.
.
Результаты районной олимпиады по географии и МАН
2009-2010 уч.год - 8 класс - 2 место
2010-2011 уч.год - 9 класс - 3 место
2011-2012 уч.год -7 класс - 3 место
- 10 класс - 3 место
2012-2013 уч.год -11класс - 3 место
Ман2010-2011 уч.год -9 класс - 2 место
2011-2012 уч.год - 10 класс - 3 место
2012-2013 уч.год - 11 класс - 4 место
Результаты международного естественного интерактивного конкурса «Колосок» и международной игры-конкурса «Гелиантус»

Используемая литература:
Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – Х.:АСТ – Астрель, 2002.
Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореф. Дис.доктора пед.наук. М. 2007.
Образовательный информационный портал ХМАО-Югра.
Компьюторизация учебного процесса: Межвуз. Сб.науч. тр. / Под ред.проф. В.Н.Врагова. – Харьков.1999.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – К.: 1999.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1.М.:НИИ школьных технологий, 2006, 816с.
Свириденко С.С. Современные информационные технологии. – Х: Радио и связь, 1999.
Суворов Н. “Интерактивное обучение: Новые подходы” М. 2005.
Журнал “География в школе”, № 4,5,6,/2004.