«Поисковый, исследовательский проект «Живая история»».


Ситникова Валентина Викторовна, учитель истории, кубановедения МБОУ СОШ № 15 станицы Роговской, муниципального образования Тимашевский район Краснодарского краяМетодическая система «Поисковый, исследовательский проект «Живая история»
Тема методической системы : «Поисковый, исследовательский проект «Живая история»».
Цель работы: формирование у учащихся на каждом этапе урочной и внеурочной деятельности собственной образовательной продукции, основываясь на свои индивидуальные качества, особенности, впечатления, эмоции.
Задачи: привить интерес к поисковой, исследовательской, трансформационной деятельности, научить сопереживать, анализировать события, опираясь на архивные источники, интервьюирование очевидцев событий, создать условия для развития личности.
Направления деятельности методической системы: поисковая ( группа поисковиков), исследовательская ( группа исследователей), трансформационная (группа театралов).
Актуальность методической системы очевидна. Учащиеся – творцы истории, они реконструируют исторические события, создают «Живую историю». Учащиеся участвуют в различных конкурсах, пишут об изученном в средствах массовой информации района и края, создают монографии, книги.
Новизна в том, что учащиеся создают фильмы, театрализованные представления, тематические вечера, в которых рассказывают о прошлом станицы, района, страны. Они узнают об этом из архивных источников, рассказов очевидцев.
Надпредметная (метапредметная) и воспитательная направленность методической системы: она развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные навыки учащихся, которые они используют в урочной и внеурочной деятельности.
Использованные современные педагогические технологии: личностно – ориентированные, проектно – исследовательские, технология проблемного обучения, музейная педагогика, педагогика сотрудничества, ИКТ и здоровьесберегающие технологии.Виды образовательной продукции: научно – исследовательские работы, буклеты, книги, театрализованные представления, митинги, фильмы, стихи, картины.Формы уроков: спектакли, суды конференции, исторические бои .Формы внеурочной деятельности: заседания школьного научного общества, работа в архивах края, экскурсионная, туристическая деятельность, встречи с очевидцами исторических событий, знаменитыми земляками, посещение музеев, памятников боевой и трудовой славы кубанцев.
Педагогическое сотрудничество учителя с коллективами, организациями, которые оказывают огромную помощь в работе , ЗСК, Дом культуры станицы Роговской, Дом спорта, центр дополнительного образования детей, совет ветеранов войны и труда, Роговское казачье общество, администрация муниципального образования Тимашевский район.
Технология методической системы :1 Выбор направления, темы
2.Формирование рабочих групп
3. Составление плана мероприятия
4.Распределение ролей, функций
А) режиссер, б) оператор, в) журналист
5.Консультации, контроль учителя
6 Трансформация.
Результативность методической системы: наблюдается положительная динамика качества обученности обучающихся за последние три года, а также с каждым годом увеличивается число учащихся и призеров, участвующих в олимпиадах разных уровней, победителей конкурсов.
Наличие публикаций в научно – педагогической прессе, изданиях регионального уровня: участие учителя в научно – практических конференциях в Славянске – на Кубани в 2011 году, Краснодаре в 2013 году.
Наличие авторских учебных, учебно – методических, научных изданий, выпущенных в издательствах регионального уровня: учитель в 2014 году вместе с учащимися и коллегой – учителем информатики издали книгу «Яркий след на земле», посвященной Заслуженному работнику сельского хозяйства Кубани Заслуженному деятелю науки РФ первому председателю ЗСК Багмуту А.А. Вторая книга «Судьбы людские, судьбы человеческие» вышла в свет в 2015 году. Она посвящена 70 – летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг, вкладу роговчан в победу. Книга вмещает архивные данные, взятые из различных архивных отделов страны, воспоминания старожилов, очевидцев. Здесь также помещены методические разработки.
Наличие электронных публикаций: имеется 6 публикаций методических материалов на сайтах сетевых профессиональных сообществ, имеется собственный блог, где много различных рубрик.
Самая большая ценность методической системы в том, что она нравится учащимся, они работают с огромным удовольствием. Искатели, исследователи, театралы становятся учителями истории, кубановедения, работают в различных образовательных учреждениях России. Так, Наделяева и.В. и Ермоленко А.С. трудятся в МБОУ СОШ № 15станицы Роговской вместе с наставником, Ю.А.Нененко – в станичном музее «Истоки», С.В.Бурлак – в станице Днепровской Тимашевксгого района, Н.В.Афанасьева и Е.С.Петренко - в Краснодаре, Т.А.Тураева – в Ростовской области в Каменск – Шахтинске.
Всегда в кругу детей и незаметно
Летят года, и вовсе нет тоски.
Я рада: честь Кубани защищают
России честь мои ученики.
О, если б я учителем не стала,
И в юности не ту открыла б дверь,
Влюбляться в жизнь давно бы перестала,
И не была бы счастлива теперь.
Мое дело – в надежных руках моих учеников. Это значит, что интерес к истории будет расти, появится все больше патриотов нашей любимой Родины.