Внеклассное мероприятие Поле чудес, посвященное жизни и деятельности великого русского ученого М.В. Ломоносова



Внеклассное мероприятие, посвященное жизни и деятельности великого русского ученого М.В.Ломоносова

«Поле чудес»










Мухина
Татьяна Викторовна
учитель математики
МБОУ Ветошкинская ОШ



С.Ветошкино

Внеклассное мероприятие "Поле чудес", посвященное жизни и деятельности великого русского ученого
М.В. Ломоносова
Цели мероприятия:
познакомить учащихся с биографией и вкладом в науку М.В.Ломоносова,
патриотическое воспитание,
воспитывать стремление к лидерству,
воспитывать культуру общения.
Задачи: развитие познавательного интереса у школьников.
Развитие информационной компетенции.
Развитие воли к победе, желание добиться цели.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, барабан «Поле чудес», призы, 2 шкатулки.
Оформление класса:
на доске – портрет М.В.Ломоносова,
записан эпиграф « Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит »,
закрытые задания ко всем турам.





Ход мероприятия:
Ведущий: Приветствуем всех на игре «Поле Чудес».
О Ломоносов, бог познанья! Мы отдаём тебе признанья. Ты наш учёный, наш поэт, Наш первый университет. Достойны ль мы хвалу взносить Тебе, о Человек, деянья чьи Так велики и так могучи, Сравниться с ними даже кручи Гигантов-гор не смеют. Нет, ты не бог, Не наделён божественной ты властью. Но разумом божественных высот достиг, О Человек, что испытал всё и проник. Ты умер, но деяния твои живут. И будут помнить их не один век. И люди память твою свято чтут. О гений, ты чудо-Человек! (Н.Бутерина)
Об одном из выдающихся русских ученых, Михаиле Васильевиче Ломоносове,  мы поговорим на игре «Поле чудес» 
Правила игры всем известны, но я все же напомню вкратце: в каждом туре побеждает тот, кто правильно назовет слово. Слово можно назвать сразу или угадывать по буквам, за три последовательно угаданные буквы - 2 шкатулки: одна с призом, другая без. Неправильно называете букву – право игры переходит к следующему игроку. Если вы рискнете назвать слово, но ошибетесь хоть в одной букве, покидаете игру.

Обратите внимание на секторы:
+ право открыть любую букву,
Б банкрот, все ваши очки сгорают,
О переход хода,
П приз, если берете приз, то покидаете игру.
В финале победитель выбирает призы на набранную сумму очков. За подсказки и прочие нарушения правил – удаление из зала.
 Приветствуем первую тройку игроков: (7 класс)
Первый тур.
Как Вы думаете, почему наша игра будет посвящена именно этому ученому? В этом году исполняется 300 лет со дня его рождения. А что мы знаем о нем?! 
Изучение почти любого предмета в школе предполагает хорошие знания математики, и без нее нельзя освоить эти предметы. Может показаться, что на уроках истории, рисования, физкультуры и иногда и в повседневной жизни математика не нужна. Но это неверно. На этих уроках мы встречаемся с разного рода вычислениями, результатами исследований, измерениями, слышим названия единиц измерения, вычисления и не всегда понимаем, о чем говорит преподаватель. На уроках истории, математики, физики, химии, литературы, географии мы слышим о таком человеке, как Михаил Васильевич Ломоносов.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г.
Каких-либо документальных сведений о его детстве не сохранилось. До девяти-десяти лет он вел жизнь, общую всем его сверстникам: помогал родителям по хозяйству, играл в бабки и городки, зимой катался на санках, летом собирал грибы и ягоды, купался, учился грести. С ранних лет Ломоносов наблюдал природу во всем разнообразии ее проявлений и сроднился с ней. Он изведал каждый уголок Курострова с его многочисленными овражками, перелесками, ручьями и протоками, узнал историю многих мест. Неподалеку от высокого темного Ельника, вытянувшегося на северо-западе Курострова, Михаила видел остатки вала, сооруженного для отражения дольских военных отрядов, вторгшихся на Русский Север в 1613 г. Рядом находилось староверческое кладбище. Ближе к селеньям стояла небольшая часовенка, около которой виднелись могилы чудских князей, павших в битве в давние времена. С детских лет Ломоносов слышал рассказы поморов о войне со Швецией, угрожавшей Русскому Северу, о строительстве Новодвинской крепости, о подвиге лодейного кормщика Ивана Рябова, посадившего шведский корабль на мель, когда вражеская эскадра хотела захватить Архангельск. Слышал Михайла и рассказы о Петре I. Поморы любили вспоминать, как царь своими руками заложил в Соломбале корабль и как он плавал по Белому морю, едва не погибнув в Унских рогах во время жестокой бури. Свежи были и воспоминания о посещении Петром I верфи Бажениных. В семье Ломоносовых хорошо помнили Петра. Лука Ломоносов, как один из видных и зажиточных людей холмогорского уезда, несомненно, принимал участие во встрече и проводах царя. Василий Дорофеевич тоже видел Петра, причем не только на Курострове, но и в Архангельске. М. В. Ломоносова с детства окружали люди, которые хорошо знали свой край, любили его, размышляли о происходивших вокруг событиях. Наблюдая за природой, они делали порой неожиданные открытия, помогавшие им в практической деятельности. Общение с этими людьми и с богатой природой Курострова развивало живой ум Михаилы, пробуждало в нем любознательность. Детей в поморских семьях воспитывали с большой суровостью. Послушание младших старшим и подчинение детей воле родителей считалось непреложным законом. Однако такое воспитание вовсе не принижало личность. Уважение и почтение к старшим было естественным и не вызывало протеста. Воспитанные в труде, дети росли здоровыми и крепкими, у них формировался сильный характер. Как и все дети, они охотно состязались между собой в ловкости и силе, во многом беря пример со взрослых.
Внимание: задание первого тура. От какого русского имени образовано название деревни, в которой прошло детство М.В. Ломоносова?
Ответ: Денисовка от имени Денис








Приветствуем вторую тройку игроков: (8 класс)
Второй  тур.
Учеба Ломоносова. Начальные знания Рыбным промыслом Ломоносовы занимались только поздней весной, летом и ранней осенью, а на зиму оставались дома. Здесь, у местного крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного, Михайло Ломоносов выучился читать и писать. На плане Куростровской волости, составленном в 1780 г., дом Шубных показан в непосредственной близости от дома Ломоносовых. Учитель был всего на семь лет старше своего ученика и, по-видимому, находился с ним в дружеских отношениях. Шубные, как и Ломоносовы, занимались промысловой деятельностью, но, кроме того, в этой семье любили книги и занимались резьбой по кости. Сын Ивана Шубного Федот, родившийся в 1740 г., стал впоследствии известным скульптором.
Другим учителем Ломоносова был местный дьячок Семен Никитич Сабельников. В 90-е годы XVII в. он упоминается как один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при Холмогорском архиерейском дворе. Вот как говорится о первом периоде обучения М. В. Ломоносова в его академической биографии (1784), составленной известным в XVIII в. драматургом и переводчиком М. И. Веревкиным: «Возвращаясь с рыбных промыслов, провождал зиму дома. В селении своем научился у одного тамошнего священнослужителя читать и писать по-русски, читал обыкновенно только церковные книги, и когда спрашивал у учителя своего светских, то сей отвечал ему, что для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинской», которому можно выучиться только в Москве, Киеве или Петербурге. «Простой арифметике выучился он сам собою». М. В. Ломоносов начал учиться читать и писать в 11 12 лет. А уже через два года он, к всеобщему удивлению, стал лучшим чтецом в приходской церкви. По воспоминаниям ростровцев, хорошо знавших Михаилу, он очень любил чина клиросе и за амвоном и стыдил сверстников своих учению «превосходством своим пред ними произносить читаемое к месту, расстановочно, внятно, а притом и с особою приятностию и ломкостию голоса». В книге И. И. Лепехина, написанной в конце XVIII ,в., также приведено сообщение, что Ломоносов «охоч был читать в церкви псалмы и каноны и по здешнему обычаю жития святых, напечатанные в прологах, и в том был проворен, а притом имел у себя природную глубокую память. Когда какое житие или слово прочитает, после пения рассказывал сидящим в трапезе старичкам сокращеннее на словах обстоятельно».
«Прологами» в то время называли сборники старинных легенд, переписанные из «Великих Минёй-Чётий». В 30-е годы XVI в. новгородский архиепископ Макарий (ставший впоследствии митрополитом всея Руси) решил собрать воедино сведения из всех книг, «которые в русской земле обретаются». Итогом этой грандиозной многолетней работы, которую выполняли лучшие писцы, справщики и переводчики, стали «Великие Минеи-Четий » двенадцать больших томов, содержащих в общей сложности свыше 27 тысяч страниц убористого текста в два столбца. В этой первой русское энциклопедии рассказывалось о морях, океанах и заморских странах, о землетрясениях и извержениях вулканов, о происхождении облаков, дождя, снега. В одном из томов были помещены статьи педагогического характера: «Поучение како подобаеть детемь чтити родителя своа паче себе» и «О наказании чадом». В числе различных наставлений указывался и такой: «Праздный да не ясть...».



Игра с залом:
1. В Славяно-греко-латинскую академию Михайла приняли: сказал, что он сын холмогорского дворянина. 15 января 1731 года Ломоносов был зачислен в “низший класс”, потому что совсем не знал латыни. Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Пётр I, посетивший её не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для “воинского дела”, и для “строения”, и для “врачевского искусства”. В народе эту академию звали попросту..
Как называлась школа в которой учился Ломоносов? “Спасскими школами”
2. Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:
- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
- Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.
Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? В 19 лет
3 . Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи.
За сколько лет окончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию?, За 5 лет
4 . Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!
Где находилась эта Академия? В Санкт-Петербурге












Итак,  В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно “Фербот”. Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой город, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить.
Внимание: задание второго тура:
В какую страну ехали учиться наши студенты и чтобы основательно изучить горное дело и металлургию?  
Ответ: Германия










 Приветствуем третью тройку игроков: (9класс)
Третий  тур.
В 1736 году в числе двенадцати лучших студентов Ломоносов переведен на учебу в Петербург и в этом же году посылается за границу. Теперь их уже только трое: Рейзер, Виноградов и Ломоносов, – талантливые молодые люди, одержимые жаждой новых знаний. О таких российских отроках мечтал Петр I, в них видел будущую славу России. Отправляясь в Германию, он был широко образованным человеком, точно знающим, лекции каких профессоров следует избрать и прослушать. Курсы философии, физики и механики слушал у знаменитого немецкого ученого Христиана Вольфа, понимая, что прогрессивные мысли профессора помогут сформулировать собственную научную картину мира. Ломоносов не только усваивал существующие научные теории. Первооткрыватель по складу своего гениального мышления, он создавал новые. Природная практическая сметливость подсказывала ему, что в этих теориях приложимо к нуждам страны. Энциклопедизм его мышления как нельзя более вписывался в контекст XVIII века, века Просвещения. В своих научных изысканиях Ломоносов стремился свести воедино природу, культуру, религию, социальные и нравственные отношения человека и общества. Отдельные научные сферы интересовали его постольку, поскольку они складывались в общую картину мира. Вот неполный перечень программных направлений, по которым он в правление Екатерины II намеревался написать научные статьи, способствующие «исправлению внутренней политики правительства»: «Исправление земледелия, ремесленных дел и художеств», «Истребление праздности», «Большое народа просвещение», «Сохранение военного искусства во время долговременного мира», «Лучшие пользы купечества», «Государственная экономия» и т.д. Видимо, это были смелые проекты. Одна из статей (дошедшая до нас), поданная в виде докладной записки министру, «О размножении и сохранении российского народа», была запрещена к опубликованию. В Германии же сочинил первое произведение в жанре оды «На победу над турками и татарами и на взятие Хотина» (1739). Ода станет любимейшим жанром поэта, он напишет их за свою жизнь более двадцати. И это не случайно. Ода полно выражала художественные возможности утверждающегося классицистического метода. Оды и стихотворения поэта не были для него лишь «забавою» или «должностными упражнениями». Он был убежден, что поэзия, как и наука, выполняет великую миссию: служит делу просвещения русских людей, а с ним и процветанию России. Характер его поэтического и научного творчества был боевым и патриотическим. Летом 1741 года Ломоносов зачислен в штат Петербургской академии наук. Отныне его жизнь и деятельность будут целиком связаны с нею. Незадолго до смерти Ломоносов написал: «Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет; стоял я за них смолоду, на старость не покину».
В 1756 году 25 января Екатерина вторая подписала указ об утверждении в Москве университета , в котором преподавал Ломоносов и который впоследствии был назван его именем .
Внимание:
задание третьего тура:
Как называют этот день с тех пор?
Ответ: с тех пор называют днем студента .
 


Финал.
Поздравляю Вас с выходом в финал. Продолжим разговор о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.
В Марбурге он женился на Елизавете Христине Цильх, а в 1741 г. он вернулся в Петербург.
В 1745 г. за работу в области химии Ломоносову было присвоено звание профессора.
В октябре 1748 г. была построена и оснащена оборудованием, созданным по чертежам и эскизам Ломоносова, первая научно-исследовательская и учебная химическая лаборатория России.
Более 17 лет Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления смальты (Смальта - цветное, непрозрачное стекло, применяемое для изготовления мозаик). В 1754 г. в 64 верстах от Петербурга была построена фабрика, где изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда.
Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо Родины.

4 апреля 1765 г. в возрасте 54 лет М.В. Ломоносов умер. Он похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Ломоносов был не только ученым, поэтом, занимался научными открытиями и исследованиями в области математики, истории, мозаичного искусства, географии, химии, физики, рисования, стихосложения, но и замечательным организатором. Именно он 250 лет назад основал Московский университет, первое настоящее высшее учебное заведение России. В отличие от западноевропейских университетов преподавание в нем велось не на латинском, а на русском языке. В университете могли учиться дети не только дворян, но и других слоев населения. Он изобрел много приборов, инструментов и другие важные открытия в своей жизни. Человек рождается на земле, чтобы оставить свой след, чтобы память о нём жила в сердцах потомков. Нужно воспитывать у наших ребят стремление учиться, трудиться не только во имя собственных материальных благ, но и для окружающих людей. Таким примером служения своему народу, Отечеству принадлежит М.В.Ломоносову. Действительно, Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на“величайшую степень величества, могущества и славы”. “Моё единственное желание, писал Ломоносов незадолго до смерти, состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы”. Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.
В нашей стране его именем назван Московский государственный университет, ему поставлены памятники.
Задание на финал.
Назовите книги и авторов, которые Ломоносов назвал “вратами своей учёности”?  Ответ: “Грамматика” Мелентия Смотрицкого и “Арифметика” Леонтия Магницкого

Ведущий: Рассказ о жизни и деятельности великого русского ученого хочу закончить так :
«На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.»
В. Г. Белинский “Литературные мечтания”, 1834 г.












Список использованной литературы: 1. Ломоносов М.В. Полное собр. соч.: В 7 т. М.; Л., 1952. 2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978–1980. 3. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
4. Жизнь и творчество Ломоносова. Биография.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 5. Картинки о М.В.Ломоносове [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Голованов Я. К. Этюды об ученых. Изд 2-е, доп. М.: Молодая гвардия, 1976. – 416 с., ил.
7.  Кордемский Б. А.  Великие жизни в математике.: Кн. для учащихся 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.: ил.








Аннотация:
Мероприятие разработано по мотивам известной игры на телевизионном канале. Игра проводится между учащимися 7-9 классов. Предлагаемое мероприятие составлено по материалам, учебной, научно-популярной, энциклопедической литературы. Игра состоит из вопросов, требующих знаний не из учебников математики.
Цель игры: познакомить учащихся с биографией и вкладом в науку М.В.Ломоносова,
патриотическое воспитание,
воспитывать стремление к лидерству,
воспитывать культуру общения.
Задачи: развитие познавательного интереса у школьников.
Развитие информационной компетенции.
Развитие воли к победе, желание добиться цели.
Подготовка: учитель заранее дает учащимся всех классов подобрать материалы по заданным вопросам.






Приложение.
М.В. Ломоносов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]












Деревня Денисовка, находившаяся по соседству с деревней Мишанинской, где родился М. В. Ломоносов.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]












[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]