Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии»

Из опыта работы учителя технологии
Волкорез Владимир Васильевич
МБОУ СОШ №2 г. Радужный-ХМАО-Югра
По теме: «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии»
Демократизация российского общества предъявляет новые требования не только к специалистам различных сфер профессиональной деятельности, но и к учащимся общеобразовательных школ. Личность подростка должна обладать такими качествами, как конкурентоспособность, целеустремленность, самостоятельность, что, в свою очередь, невозможно без сознательного и ответственного его отношения к учебной деятельности.
На сегодняшний день общепринятой парадигмой образования выступает личностно-ориентированная парадигма, которая диктует признание за каждым учеником право выбора собственного пути развития, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт.
Учитывая актуальность, практическую значимость данной проблемы я на протяжении 4 лет работаю по теме самообразования: «Личностно-ориентированный подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии».
Учащийся, с данных позиций, является индивидуальностью, самоценностью, которая позволяет ему реализовываться в самопознании. Данный подход позволяет переосмыслить организацию учебно-познавательной деятельности и разработать технологию его использованию применительно к конкретным учебным дисциплинам, например, к технологии.
Системный подход – это общенаучный метод анализа всех факторов, влияющих на изучаемое педагогическое явление, которое необходимо учитывать перед принятием того или иного решения. В применении к обучению методика системного подхода связывается с принятием решений, которые касаются как частных вопросов, так и более широких, сопряженных с планированием всего учебного процесса.
В своей педагогической практике применяю принципы, на которых основан личностно-ориентированный подход.
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога-это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести (постичь) свой образ.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.
4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся
На основе уровней учебно-познавательной деятельности, разработанной А.В.Усовой, мною, были определены 3 уровня учебно-познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода: поверхностный, алгоритмический, творческий. Критериями данной деятельности, на наш взгляд, являются познавательный интерес, способствующий лучшему включению в учебную деятельность, мотивация достижения, так как она определяет эффективность любой деятельности, оригинальность творческого мышления.

Мотивация достижения
Познавательный интерес
Оригинальность творческого мышления

1 уровень
(поверхност-ный)
Характерна неустойчивость мотивационно-ценностного отношения к осуществлению творческой деятельности. Потребность в самообразовании, самопознании проявляется только при внешней стимуляции без выхода за рамки требований к цели деятельности.
Интерес возникает в результате яркости впечатления,
новизны предмета.
Он отличается непродолжительностью.
Деятельность по узнаванию. Учащиеся могут выполнять работу лишь при
повторном восприятии.

2 уровень
(алгоритми-ческий)
Личная профессиональная позиция выражена, но нет индивидуального стиля деятельности. Планирование деятельности осуществляется довольно успешно, но затруднения вызывает прогнозирование ее результатов. Анализ проблемных ситуаций осуществляется умело, но в разрешении противоречий предпочитаются готовые алгоритмы и схемы.
Интерес осознается как интерес к определенным фактам, без осмысления связи и логики.
Применение ранее изученного материала. Учащиеся выполняют
задание
самостоятельно, воспроизводя
и применяя ранее усвоенную информацию.

3 уровень
(творческий)
Высока потребность в творческом самопроявлении. Выражена способность к преобразованию деятельности. Проявляется ориентация на раскрытие своих творческих возможностей и возможностей других людей. Ярко выражена целеустремленность. Характерно умение анализировать проблемные ситуации, видеть и находить нестандартные способы их разрешения.
Интерес характеризуется к предмету
в целом.
При этом уже достаточно велика степень осознанности.
Применение ранее усвоенных знаний, умений для
решения нетипичных задач,
выполнение творческих заданий, проектной деятельности.



На основе концептуальных положений теории деятельностного подхода в образовании, основу которого составляет теория личности и деятельности, а также общенаучных положений и принципов личностно-ориентированного подхода нами была создана и внедрена педагогическая технология урока технологии на основе личностно-ориентированного подхода, включающей в себя подготовительный, адаптационный, погружающий, закрепляющий.
Адаптационный этап
(Актуализация обогащаемого опыта)

Цель: Создать условия, способствующие осознанному восприятию нового учебного материала и содействовать установлению связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной деятельности.

Тема: Виды пленочных защитных и декоративно-отделочных материалов
Учащиеся вспоминают виды декоративно-отделочных материалов, их виды и заполняют таблицу. Те, кто затрудняется, может воспользоваться учебником,

Тема: Виды клеевых составов для крепления пленочных материалов
Учащиеся предполагают, какие могут быть свойства у клеевых составов для крепления пленочных материалов и заполняют таблицу.

Тема: Самоклеящиеся пленочные материалы
Учащиеся сами определяют особенности работы с самоклеящимися пленочными материалами. Отвечают, что они хотят узнать о данных материалах.

Тема: Виды плиточных материалов для облицовки полов, стен, потолков
Учащиеся на примере различных плиточных материалов дополняют схему декоративно-отделочных материалов. Предполагают, какими свойствами эти материалы обладают. Ответ обосновывают.

Тема: Клей и мастики для установки плиток.
Обсуждение в парах, что подразумевается под клеем и мастикой.

Тема: Особенности настилки линолеума
Работа в микрогруппах.
Учащимся необходимо привести один из способов настилки различных видов линолеума.


Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности учащегося в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая учащемуся совершить осознанный и желаемый выбор, учитель помогает ему формировать свою неповторимость. Выбирать учащийся может как индивидуально, так и группой. Данный элемент личностно-ориентированного урока был технологически внедрен мною после актуализации обогащаемого опыта.
Погружающий этап
(Ситуация выбора)

Цель: Стимулирование ребенка к выбору.

Тема: Виды пленочных защитных и декоративно-отделочных материалов
Предлагается
выполнить разноуровневые задания.

Тема: Виды клеевых составов для крепления пленочных материалов
Учащиеся выбирают тип практической работы либо с предметами интерьера либо с использованием отделочных материалов бытового назначения

Тема: Самоклеящиеся пленочные материалы
Предлагается выполнить задание самостоятельно (на оценку), по аналогии или используя технологическую карту.

Тема: Виды плиточных материалов для облицовки полов, стен, потолков
Работа в группах.
Группа либо осуществляет облицовку полов, либо стен, либо потолков и оценивают работы других групп

Тема: Клей и мастики для установки плиток.
Предлагается выполнить проект или доклад.

Тема: Особенности настилки линолеума
Предлагается составить инструкционную карту по самостоятельной настилке линолеума.


Актуализация закрепляемого опыта учащихся является не только важным на наш взгляд, элементом личностно-ориентированого урока, но и необходимым условием развития интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной деятельности.

Закрепляющий этап
(Актуализация закрепляемого опыта)

Цель: Систематизировать и актуализировать полученные знания.

Тема: Виды пленочных защитных и декоративно-отделочных материалов
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1)Что я хотел узнать?
2)Что узнал?
3)Где я могу применить эти знания, умения, навыки?

Тема: Виды клеевых составов для крепления пленочных материалов


Тема: Самоклеящиеся пленочные материалы


Тема: Виды плиточных материалов для облицовки полов, стен, потолков


Тема: Клей и мастики для установки плиток.


Тема: Особенности настилки линолеума



Таким образом, мною разработана педагогическая технология, состоящая из 4-х этапов: подготовительного, адаптационного, погружающего и закрепляющего.
После внедрения педагогической технологии урока в рамках личностно-ориентированного подхода, повышается интерес учащихся к предмету технология.










13PAGE \* MERGEFORMAT14715




ђ Заголовок 315