Информационная карта инновационного педагогического опыта


Информационная карта инновационного педагогического опыта
ФИО Ивашова Елена Александровна
Образовательная организация МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Надыма»
Должность Учитель начальных классов
Стаж работы в должности лет
1.Тема инновационного педагогического опыта Формирование научного мировоззрения младшего школьника через изучение предметов естественнонаучного цикла во внеурочной деятельности в рамках реализации проекта «ЕНКО» (непрерывное естественно-научное конвергентное образование)
2.Источник изменений Изменение образовательной среды младших школьников, основанное на активном включении методов исследовательского обучения в образовательный процесс.
3. Идея изменений Изучение учебного материала на основе научного познания, опытно-экспериментальной деятельности учащихся.
4.Концепция изменений: Большое  значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют  экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач является привитие учащимся начальных  элементарных умений обращения с  самыми простейшими инструментами и приборами, навыков исследовательской деятельности.
Актуальность Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходим в современном обществе. Решение научных и жизненных проблем требует изучения природных явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть целостного видения явлений. Поэтому и возникает необходимость повышения уровня естественнонаучного образования.
Новизна Под новизной понимается организация скоординированной совместной внеурочной деятельности учащихся и учителя с применением практических и лабораторных работ с использованием  элементарных умений обращения с  самыми простейшими инструментами и приборами.
Ожидания Дать обучающимся возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помочь ребенку построить научную картину мира и создать предпосылку для его социализации, научиться использовать в учёбе и повседневной жизни простейшие навыки лабораторных исследований.
Затруднения в реализации Потребность в увеличении временных затрат при подготовке к занятиям.
Риски Возможные риски:
Невозможность реализации лабораторно-экспериментальной деятельности в рамках урочного времени.
5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы) Для формирования у учащихся научного мировоззрения во внеурочной деятельности и овладение ими простейшими практическими умениями и навыками в области физики, химии и биологии. должны быть созданы следующие условия: ​ 
чёткое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;
создание материально - технической базы;
творчество, инициатива детей, родителей, педагога;
высокий уровень профессионализма педагога;
привлечение учителей естественно-научного цикла к проведению простейших лабораторных исследований.
6.Результат изменений (использование предлагаемых способов обучения и воспитания) повышение уровня учебной мотивации и интереса к изучению окружающего мира через внеурочную деятельность.
положительная динамика уровня обученности по предмету – 92%
повышение качества образования.
вовлечение всех учащихся в проектно-исследовательскую деятельность (100%).
результативное участие детей в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня (24% от общего количества участников).
Описание инновационного опыта
История становления и развития начального естествознания показывает, что именно эксперимент в наибольшей степени позволяет реализовать важные принципы дидактики - деятельностный подход и гуманизацию процесса обучения.
Многие ученые и педагоги подчеркивали необходимость и значимость использования наблюдений, экспериментов и прочих практических работ на уроках окружающего мира для развития общественного сознания учащихся. Идея построения школьного курса естествознания на основе сознательного, прочного усвоения учащимися изучаемого материала посредством наблюдений, опытов, практических исследовательских работ являлась стержневой в педагогических трудах выдающегося отечественного методиста, основоположника русской методики начального естествознания, А.Я. Герда и советских педагогов: К.П. Ягодовского, М.Н. Скаткина, П.А. Завитаева, Е.А. Валерьяновой и др.
В современной методике обучения естествознанию эти методы выделяют Н.Ф. Виноградова, О.Г. Поглазова, Е.В. Чудинова и др., говоря о том, что на практике для выявления взаимосвязей в окружающем мире и формированию у детей знаний основных понятий ведущее место занимают практические методы.
Предмет «Окружающий мир» в рамках реализации проекта «ЕНКО» (непрерывное естественно-научное конвергентное образование) — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не «угас», необходимо сделать урок и внеклассное мероприятие занимательным, творческим. Поэтому большое значение имеет проведение интегрированных учебных занятий окружающего мира с предметами естественнонаучного цикла (биологией, химией, физикой) в рамках реализации проекта «ЕНКО» (непрерывное естественно-научное конвергентное образование), развивающих экспериментальные умения и навыки, формирующиеся при проведении практических и лабораторных работ. Кроме проведения предметных уроков окружающего мира в своей практике я использую различные формы внеурочной деятельности.
Основной объем теоретических и практических занятий проекта «ЕНКО» (непрерывное естественно-научное конвергентное образование) внеурочной деятельности мною проводятся в аудиторно-лабораторных условиях.
Основные формы внеурочной деятельности, которые я использую в практике:
Лабораторно-практические занятия;
Виртуальные экскурсии;
Научно-исследовательская работа;
Игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;
Итоговая конференция.
Наиболее запоминающимися и интересными для моих учеников являются опыты. Поэтому большую часть времени внеурочной деятельности отвожу на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, происходит формирование навыков исследовательской работы.
Опыт может быть использован на различных этапах урока и во внеурочной деятельности. При изучении нового материала он выступает как основной источник знаний. При закреплении показывает связь теории и практики. При опросе позволяет определить осознанность усвоенного материала. В некоторых случаях опыт можно использовать для перехода от опроса к теме урока, для того, чтобы выявить представления учащихся по изучаемому вопросу. Опыт ставится тогда, когда в результате беседы о фактах окружающей действительности, известных детям, возникает потребность осознать скрытые причины интересующего явления. По ходу опыта внимание учащихся сосредотачивается на главных моментах явлений с помощью постановки вопросов в определенной последовательности. При подготовке опытов я учитываю следующие факторы: Соблюдаю меру вещества;
Вещества должны быть доброкачественные;
Прибор не должен иметь дефектов;
Все оборудование готовлю заблаговременно;
Необходим комплект нужного оборудования.
При проведении опытов я пользуюсь «золотым правилом» И.И. Никитинского - «Никогда не выносить на урок прибора, не испытав его заблаговременно, не проделав опыт предварительно. Испытание и проверка - самые верные гарантии успеха в классе»
Полученные физические и химические знания учащимися на уроке глубже рассматриваются во внеурочной деятельности и используются учащимися для объяснения явлений природы, в результате чего формируется научное мировоззрение учащихся. А так же знакомит учеников с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.
Использование различных форм внеурочной деятельности в рамках реализации проекта «ЕНКО» (непрерывное естественно-научное конвергентное образование) по формированию научного мировоззрения младшего школьника через изучение предметов естественнонаучного цикла - это прекрасная возможность, не перегружая детей, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.
Приведу примеры темы демонстрационных экспериментов, которые я проводила в 3 классе во внеурочной деятельности в рамках реализации проекта «ЕНКО» (непрерывное естественно-научное конвергентное образование).
1.Тема занятия «Превращение энергии», демонстрационный эксперимент «Превращение энергии.»
2.Тема «Большой круговорот веществ», демонстрационный эксперимент «Моделируем круговорот воды в природе.»
3. Тема «Почва – важнейшая часть экосистемы», практическая работа «Почва. Состав почвы.»
4. Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса.», практическая работа «Помоги птицам в лесу, парке и городе.»
5. Тема «Растения – производители», опыт «Испарение воды листьями.»
6. Тема «Прирождённые разрушители», опыт «Юные химики.»
7. Тема «Прирождённые разрушители», лабораторная работа «Очистка воды в лаборатории.»
Таким образом, использование на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности, в рамках реализации проекта «ЕНКО» (непрерывное естественно-научное конвергентное образование), практических, лабораторных, проектных работ позволяет добиться понимания важнейших закономерностей устройства природы и общества, так как каждый ученик не просто получает ту или иную информацию от учителя или из учебника и воспроизводит ее, но открывает ее сам, выполняя опыты самостоятельно. Свои исследовательские и лабораторные работы учащиеся ежегодно представляют на Школьной конференции проектно-исследовательской деятельности учащихся. А также ученики принимают активное участие в олимпиадах различных уровней по окружающему миру и завоевывают призовые места. Свой опыт по теме «Формирование научного мировоззрения младшего школьника через изучение предметов естественнонаучного цикла во внеурочной деятельности в рамках реализации проекта «ЕНКО» (непрерывное естественно-научное конвергентное образование) мною представлен на школьном методическом объединении начальных классов. А также опубликован данный материал на сайте «Инфоурок», на котором являюсь активным участником конкурсов и вебинаров.