Информационная карта инновационного педагогического опыта /практики/


030607000МОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с.НЫДА»
Информационная карта инновационного педагогического опыта
/практики/
ФИО Галиахметова Альфия Германовна
Образовательная организация МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда»
Должность Учитель русского языка и литературы
Стаж работы в должности 25
1.Тема инновационного педагогического опыта Подготовка к написанию допускного сочинения
2. Источник изменений Анализ возможностей программ по русскому языку и литературе в 5-11 классах, используемых в образовательных организациях ЯНАО, по развитию речи обучающихся для обучения написанию допускного сочинения
3. Идея изменений Существуют типичные проблемы в обучении написанию сочинения детей КМНС для которых русский не является родным:
1.Неумение выделить проблему текста, проанализировать его; затруднения в комментариях проблем текста художественного произведения;
2.. Ошибки в аргументации собственного мнения и формулировке проблемы автора, отсюда фактические ошибки (не всегда могут определить проблему исходного текста и верно понять его содержание);
3. Непонимание различия художественной и публицистической проблематики, отсутствие аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного текста сочинения.
4.Несоблюдение смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения, точности и выразительность речи как следствие поверхностного чтения исходного текста.
4. Концепция изменений: Актуальность Введение выпускного сочинения в 11 классе потребовало пересмотра работы по литературе в школах, где обучаются дети КМНС, для которых русский не является родным .
Новизна Cочинение как вид ученической работы сохраняется, но оно изменилось: статус выпускного и, следовательно, объёмного, логически завершающего литературное образование труда обучающегося, утрачен. Необходим новый подход в работе с текстом, а также работа с алгоритмами написания сочинения.
Ожидания Возрастет мотивация к изучению литературы, сформируются компетенции, необходимые для работы с разными источниками.
Затруднения в реализации Обучение детей КМНС для которых русский не является роднымРиски Готовность детей коренной национальности к допускному сочинению имеет свои проблемы: бедность в употреблении красочных средств для выразительной речи, отсутствие образности, эмоциональности в устной и письменной речи, недостаточный уровень сформированности логического обоснования своих утверждений и выводов.
5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работ) Для успешного написания сочинения педагогам необходимо понять и усвоить основные принципы написания итогового сочинения, без знания и соблюдения которых работа не будет успешной, определить эффективные формы, методы и приемы работы
6. Результат изменений (использование предлагаемых способов обучения и воспитания) Обучающиеся научатся анализировать готовые тексты с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства) выполнять письменные работы различного объёма на основе художественного произведения.
7. Методическая литература, на основании которой разработана программа практики 1.Е Бузина. Журнал «Литература» №10 «Выпускное сочинение: алгоритм подготовки». М.-2007
2.Е.И. Богомолова, Т.К. Жаров, М.М. Кедрова. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. Высшая школа. М.-2005
3. В.В. Дубровская. Трудный жанр: сочинение. Барнаул- АКИПКРО, 2009
4. Т.В. Торкунова. Как писать сочинение. М.- АЙРИС 2003
5.Г.А. Обернихина. Сочинение на литературную тему. Пособие для учителя. М.- АРКТИ 2005
8. Период применения практики 2014-2016
9.Описание инновационного опыта (размещается как приложение в формате статьи
1-2 страницы)
В 2014 году Министерство образования вернуло в школы итоговое сочинение. Введение выпускного сочинения в 11 классе потребовало пересмотра работы учителя литературы. Из всех жанров школьного сочинения: повествование, описание, рассуждение – на мой взгляд, последний - самый сложный.
Во-первых, потому, что требует от пишущего не только возможности грамотно выражать свои мысли, но и наличия собственной позиции, умения ее обосновывать.
Во-вторых, потому, что предполагает знание фактического материала, используемого в качестве аргументов. Вопрос о том, как писать сочинение-рассуждение, – один из ключевых при подготовке к ЕГЭ.
В-третьих, готовность детей коренной национальности к допускному сочинению имеет свои проблемы: бедность в употреблении красочных средств для выразительной речи, отсутствие образности, эмоциональности в устной и письменной речи, недостаточный уровень сформированности логического обоснования своих утверждений и выводов.
Чтобы сформировать умение создавать текст на заданную тему, стараюсь со своими учениками анализировать готовые тексты с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства) и регулярно практиковать выполнение письменных работ различного объёма на основе художественного произведения.
Сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли, поэтому работу по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения начинаю с 5 класса с отработки структуры сочинения-рассуждения.
Структура сочинения – рассуждения, как и любого другого, состоит из вступления, основной части, заключения, но имеет свою специфику в содержательной части.
 Во вступлении, содержащем тезис – положение, требующий доказательств, должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее.
Основная часть - аргументы: не менее 2-3 доказательств мыслей, изложенных в тезисе. Здесь для доказательства тезиса необходимо предложить выпускникам использовать вводные слова «во-первых», «во- вторых», «в-третьих».
Аргументы должны быть четко связаны друг с другом, должны раскрывать мысль, заложенную в тезисе. Аргументацию можно строить как на одном произведении, так и на нескольких.
При аргументации можно использовать «метод противоречия», основанный на выявлении противоречий в аргументации собеседника (автора текста). В то же время учащиеся должны понимать, что их собственная аргументация не должна быть противоречивой. По своей природе этот метод является оборонительным. В ответ на аргументы автора можно предложить учащимся принять позицию автора, но скорректировав его формулировку или вывод. А использование метода «извлечение выводов» помогает учащимся увидеть в тексте точную аргументацию, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов подводит к желаемому итоговому выводу.
При обучении детей написанию сочинений-рассуждений использую различные приемы и методы, один из которых уже представлен выше.
Эффективным приемом работ по подготовке обучающихся к написанию допускного сочинения является прием «Кластер». Применение метода «Корзина» (цитат) способствует расширению кругозора обучающихся, обогащает их копилку аргументов. Обучающиеся, работая в группах, подбирают из текстов произведений художественной литературы цитаты, которые впоследствии будут использовать при написании итогового сочинения
В заключении, в котором окончательно подтверждается тезис, школьники подводят итоги рассуждениям и формулируют выводы. Начинать заключение можно следующими шаблонными предложениями: «Таким образом, мы приходим к выводу», «Итак, автор дает понять…» и т. д
Композиция сочинения должна быть кольцевой: вступление и заключение взаимосвязаны. Объем сочинения рассчитывается по формуле: Вступление + Заключение = 1/3 объема сочинения [1].
Необходимо, начиная с первой четверти 10 класса, повторять изученные литературные произведения по тематическим блокам, анализировать ключевые эпизоды, подбирать цитатный материал.
Следующий этап работы - консультации: помочь учащимся определиться с выбором темы. После определения выбора темы, необходимо проанализировать особенности работы по каждой теме. Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы (вопроса) и осмыслить её, определить свою задачу по её раскрытию.
Положительный результат при этом даёт вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. Удобнее использовать вопросительные формулировки тем.
В ходе обучения написанию сочинения вместе с обучающимся можно составить алгоритм работы над сочинением:
1. Определить тему сочинения.
2. Выделить ключевые слова, в которых заключен смысл текста.
3. Сформулировать тему в виде вопросов.
4. Ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями и записать их в черновике.
5. Попробовать доказать правоту своего рассуждения.
6. Вспомнить литературные произведения, которые раскрывают данную тему.
7. Выстроить логическую последовательность своего суждения.
8. Составить план сочинения.
9. Вернуться к началу своих рассуждений, сравнить исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам.
10. Сделать выводы, записать их 
11. Написать черновик.
12. Отредактировать работу.
13. Написать сочинение [2].
Подобные алгоритмы можно сформулировать совместно с детьми для работы над другими темами сочинений. Участие в составлении алгоритма поможет обучающимся лучше усвоить особенности различных жанров сочинений.
Все написанные учеником работы должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя, каждый ученик должен иметь индивидуальный план работы над допускным сочинением.
Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за сочинение, закрыл тетрадь и не задал учителю вопросов - сочинение писалось напрасно. Именно рецензия, написанная учителем, является важнейшим средством формирования у учащихся навыков создания письменных текстов. Она дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении: учитель рецензирует каждое сочинение школьника, учитывая психологические особенности ребенка, дает необходимые советы и рекомендации, ведет диалог с учеником, отмечая положительные стороны работы и наметившийся прогресс в знаниях и умениях учащегося. Задача учителя - не просто обосновать поставленную за сочинение оценку, а дать конструктивный анализ работы, выполненной учеником: оценить ее достоинства и недостатки, высказать рекомендации к совершенствованию
Когда алгоритм написания сочинения усвоен обучающимися, к рецензии стараюсь   привлечь учеников, наиболее подготовленных к написанию сочинения. Привлечение самих обучающихся к рецензированию определяет их новую социальную роль, что может послужить мотивацией для более активного обучения написанию сочинения.
Совместная работа учителя и ученика при подготовке к допускному сочинению посредством применения эффективных форм, методов и приемов обеспечит успешное написание допускного сочинения каждым выпускником.
 2. Усвоение предложенного алгоритма позволит выпускнику написать сочинение, содержание которого тоже будет отвечать предъявляемым к данному виду работы требованиям.
3. Использую технологии ИКТ
4. Публикации:
Электронный журнал «Образование Ямала» Выпуск 8.
Статья «Из опыта работы по подготовке к допускному сочинению»