Информационная карта инновационного педагогического опыта Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком


Информационная карта инновационного педагогического опыта
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы в должности
Вербицкая Елена Игоревна МБОУ «Ушьинская СОШ», ХМАО-Югра, Кондинский р-он, д. Ушья, ул. Школьная, 9
Индекс 628236 Учитель русского языка и литературы 3,7 года
 
II. Сущностные характеристики опыта
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)  Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком.
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.).
 Создание условий для развития личности ученика и успешного его обучения. Переход к ФГОС требует не только передачу, воспроизведение накопленных знаний и умений, но и постоянное адаптирование к изменениям в образовательном пространстве, ориентацию на запросы современного рынка труда, умения ориентироваться в потоке неконтролируемой информации, использование информационных технологий.
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно - коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.).  Внедрение новых технологий: коммуникативно-информационных, дискуссионных, личностно – ориентированных. Организация сотворчества с целью проявления и развития творческих способностей ученика. Использование в работе личностно-ориентированного обучения, проектные методы обучения, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Использование здоровьесберегающей технологии, целью которой является укрепление и развитие физического и психического здоровья учащихся, на уроках создается благоприятный психологический фон, условия для самовыражения. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски).   Переход от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности. Трудоемкость ИПО раскрывается через построение системы работы. Данная методика может быть эффективна при наличии в ОУ заинтересованных педагогов. Преимущества – развитие познавательной активности школьников, мотивации к учению.
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма).  Для успешной реализации необходимо выполнение следующих условий: мотивация учителя на данный вид деятельности; создание ситуации успеха для каждого ученика; педагогика сотрудничества.
6. Результат изменений.
-Учащиеся-победители и лауреаты международных и Всероссийских конкурсов «Вот задачка», «Интолимп», «Видеоуроки», «Инфоурок», «Кириллица», «Новый урок», «Сибириада», «Русский медвежонок», «Лисенок». Призёры муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе.
-В целом повышается уровень знаний учащихся, а также интерес к обучению. -Резко возрастает уровень наглядности. -Заметен рост производительности труда учителя и учеников. -Побуждается интерес учащихся к созданию проектной деятельности, увеличивается количество учащихся, принимающих участие в конкурсах разного уровня.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте. 1. Урок по русскому языку в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа», 2015 г.
2. Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы, 2015 г.
3. Программа объединения дополнительного образования детей «Живое слово», 2015 г.
4. Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку, 2015 г.
5. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа юного филолога» для 5 класса, 2015 г.
6. Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», 2015 г.
7. Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», 2015 г.
8. Урок по русскому языку в 11 классе «Синтаксические языковые нормы», 2015 г.
9. Программа воспитательной работы на 2 года (8-9 классы) «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперед и только вместе», 2015 г.
10. Презентация по русскому языку «Морфологический разбор имени существительного», 2015 г.
11. Рабочая программа по русскому языку специального (коррекционного) образования VIII вида (надомное обучение) 6 класс, 2015 г.
12. Игра по русскому языку «Своя игра», 2016 г.
13. КВН по русскому языку «Юный филолог», 2016 г.
14. Сценарий к Конкурсу чтецов на 9 мая, 2016 г.
15. Урок русского языка в 5 классе на тему: «Синонимы» (ФГОС), 2016 г.
16. Контрольная работа по теме «Местоимение» - 6 класс, 2016 г.
17. Презентация по русскому языку на тему «Текст, тема текста» (5 класс), 2016 г.
18. Урок-праздник по литературе «Наш Пушкин», 2016 г.
19. Конспект урока по русскому языку «Имя существительное как часть речи» (5 класс), 2016 г.
20. Мастер-класс по литературе «Скорочтение», 2016 г.
Размещение материалов на Интернет – сайте:
https://infourok.ru/user/verbickaya-elena-igorevnaIII. Описание инновационного опыта учителя
Методическая проблема, над которой я работаю: «Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком».
В чем актуальность проблемы? Воспитание речевой культуры учащихся – одна из основных задач, стоящих перед школой. В настоящее время очень важным является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. В системе образования предмет “Русский язык” занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение.Известно, что грамотным ученик становится только в результате многократных упражнений в письме и систематического повторения теоретических сведений. Этому способствуют разнообразные формы работы на уроке: орфографические зарядки, словарные диктанты по изученным темам, диктанты « Проверь себя». Используя перечисленные виды заданий,  большое внимание уделяю работе по исправлению ошибок во всех формах деятельности учащихся: домашних и классных, контрольных и творческих работах. Стараюсь в своей педагогической практике разнообразить формы обучения, находить оптимальные методы и приемы.
Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Считаю, что положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителя к подготовке и проведению уроков.
Для тог, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, организовываю активную мыслительную деятельность учащихся.
Провожу уроки разных типов в соответствии с целями и задачами: 1.уроки изучения нового материала; 2. урок обобщения и систематизации знаний; 3. урок проверки знаний, умений и навыков. 4.уроки-лекции; уроки-беседы; 5.уроки-практикумы; уроки-диалоги; 6. уроки-зачеты; 7. уроки-игры; 8. интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях.
Каждый тип урока имеет свою мотивацию, время, место и форму проведения, соотносится с содержанием, уровнем сложности изучаемого материала, реализуется в особой атмосфере взаимопонимания и доверия.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к русскому языку, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности. Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, творческие проекты). Они с удовольствием участвуют в школьных и городских олимпиадах, в конкурсах чтецов. Ребята активно принимают участие в предметных олимпиадах, в заочных конкурсах по русскому языку и литературе. Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка. Нетрадиционные уроки вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с другом. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся, повышают общий уровень культуры.
IV. Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений.
Областной, региональный.