Применение информационно — коммуникативных технологий на уроках физики и информатики

Применение информационно - коммуникативных технологий на уроках физики и информатики
Дьяченко Алла Николаевна
учитель физики и информатики
МБОУ "СОШ № 11 "

Данная работа посвящена применению информационно-коммуникационных технологии (ИКТ). ИКТ отображены в личной педагогической практике. В ней представлена краткая разработка проведения лабораторной работы с применением ИКТ. Дан обзор результатов педагогической практики с применением ИКТ. Современное образование вступило в стадию качественной модернизации, практически все сегменты нашей образовательной системы нуждаются в коренной перестройке. В этой связи становится все более насущной необходимость мобилизации сил государства и всего общества для выработки эффективных стратегий и тактик развития в области новых образовательных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Важная цель информатизации – организация коллективного понимания роли и места информационных технологий в школе, в деятельности учителя, в подготовке учащихся к жизни в обществе. Для реализации этой главной цели информатизации образования в школе учителя работают над проблемами внедрения и применения информационных технологий в учебный процесс. Эффективность применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы зависит не только от качества и дидактических возможностей их аппаратных и программных средств, но и от мастерства педагога, его компетентности и готовности к практическому их применению в процессе преподавания. В настоящее время много внимания уделяется инновационным образовательным технологиям. Что обозначает эта терминология? Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. В педагогической интерпретации и в самом общем смысле инновации подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. ИКТ само по себе является инновационной технологией для всей системы образования. Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в обучении математике классическими формами обучения в школе и в самостоятельной работе учеников всё чаще используются программное обеспечение учебных дисциплин. Развитие новых информационных и коммуникационных технологий создало новые условия для возникновения общества знания. Более того, формирующееся глобальное информационное общество обретет свой смысл только в том случае, если станет инструментом для достижения более возвышенной и желанной цели – создания в глобальном масштабе общества знания, которое стало бы источником развития для всех и, в первую очередь, для не имеющих в силу тех или иных причин получать стационарно образование высокого уровня Одной из систем инновационной технологии в образовательном процессе нашей школы является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по одному из типовых или индивидуальному графикам, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность опосредованного контакта с учителем с использованием средств телекоммуникации, а также, по желанию обучающегося, непосредственно. Вот преимущества, которые часто используются в качестве аргументов в пользу развития ИКТ: возможность использования аудио- и видеодокументов и их интеграция на уроках физики и информатики; независимость от времени и места нахождения обучающегося и обучающего; легкость создания образовательных ресурсов и их распространения; учет конкретных требований и индивидуальный подход к каждому учащемуся; обеспечение одинаковых возможностей доступа к образовательным ресурсам; возможность разработки и распространения современных образовательных стандартов, ориентированных на результат обучения. В качестве дополнительных аргументов для внедрения ИКТ в школе можно выдвинуть следующие: обогащение учебного процесса новыми эффективными образовательными ресурсами; повышение гибкости образования, степени ее адаптивности к изменениям внешней среды, модульности обучения; повышение уровня владения школьниками современными технологиями, необходимыми для успешного функционирования в современном социальном контексте; увеличение эффективности обучения, усвояемости и наглядности материала, что способствует лучшему запоминанию и позволяет быстрее понимать сложные явления и их взаимосвязи Кроме того, ИКТ в настоящий момент также может выступать в качестве эффективного проводника и существенного элемента развития первичных элементов профессионального образования, поскольку является своего рода базовой технологией и эталонной моделью гармонизации внедрения в общеобучающие практики элементов образования высокого уровня. В своей работе я использую мультимедийные диски «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Физика 7-11», «Уроки физики 7-11 классы», «1-С репетитор по математике и физике. Сдаём ЕГЭ» локальная версия программы «Электрик». Доступ к интернету и наличие электронного адреса позволяет осуществлять проверку домашнего задания в дистанционном режиме Эти программные продукты можно включить фактически в любой этап урока: актуализация опорных знаний, постановка учебной задачи, объяснения нового материала, осмысления полученных знаний, рефлексии; самостоятельная работа с последующей проверкой. Программа «Электрик» позволяет проводить лабораторные и практические работы по электричеству в 8-11 классах. Вот один из уроков: Данная практическая работа может как на дополнительных занятиях, так и осуществляется в домашних условиях. Ученики все имеют данное программное обеспечение. Исследование сопротивлений проводников при параллельном и последовательном соединении. Цель: изучить законы протекания тока через последовательно и параллельно соединенные проводники и определить формулы расчета сопротивлений таких участков. 1. Краткое теоретическое описание. Проводники в схемах могут соединяться последовательно (Рис 1.) и параллельно (Рис.2.). Рассмотрим схему последовательного соединения проводников, изображенную на Рис. 1. Напряжение на концах всей цепи складывается из напряжений на каждом проводнике: U = U1 + U2 + U3, (1) По закону Ома для участка цепи: U1 = R1I; U2 = R2I; U3 = R3I; U = RI, (2) где R - полное сопротивление цепи, I - общий ток, текущий в цепи. Из выражений (1) и (2), получаем: RI = R1I + R2I + R3I, откуда полное сопротивление цепи последовательно соединенных проводников: (3) При последовательном соединении проводников их общее сопротивление равно сумме электрических сопротивлений каждого проводника. Рассмотрим теперь схему параллельного соединения проводников, изображенную на Рис. 2. Через цепь течет полный ток I : I = I1 + I2 + I3. (4) По закону Ома для участков цепи: U = R1I1; U = R2I2; U = R3I3; U = RI, (5) Из выражений (4) и (5), получаем: I = U/R = U/R1 + U/R2 + U/R3 откуда: (6) При параллельном соединении проводников величина, обратная сопротивлению цепи, равна сумме обратных величин сопротивлений всех параллельно соединенных проводников. 2. Порядок выполнения работы. 2.1. Соберите на монтажном столе электрическую схему, показанную на рисунке: Выберите номиналы сопротивлений следующими: R1 = 1 кОм; R2 = 2 кОм; R3 = 3 кОм; R4 = 4 кОм; 2.2. Определите экспериментально с помощью мультиметра (в режиме измерения сопротивлений) сопротивление между точками: А и С; С и D; B и D; A и D.
Знакомство с ИКТ обучения позволяет понять, что их специфические особенности обусловлены тем, какие психолого-педагогические теории и подходы использовались при их разработке. Если вспомнить, В.П. Беспалько в своей работе «Слагаемые педагогической технологии» пишет: «Хорошая, научно обоснованная технология обучения и воспитания – это и есть педагогическое мастерство».


ЛИТЕРАТУРА: 1. «Государственный общеобразовательный стандарт образования РК», Астана-2006. 2. М.Р. Жунусова, Д.С. Ильясова «Активные методы обучения», Караганда, 2007. 3. А. М. Каменский, З.Ю. Смирнова. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (практическое пособие) – М.: Сентябрь, 2006. 4. В.Ю. Питюков. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001.