Формирование экологической культуры через внеурочную деятельность

Формирование экологической культуры через внеурочную деятельность
Мешкова О.А.
МБОУ Покровская СОШ, село Покровка

Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: экологическая - ухудшение качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим. Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время внеурочной деятельности.
Экологическое образование в нашей школе реализуется через изучение элективных курсов «Экология растений», «Экология животных» в 6 - 7 классах, кружки «Человек и здоровье», «Мой родной край», проведение экологических игр, экскурсий, экологических акций, научно-практических конференций, создание проектов по экологическим темам и привлечение внимания населения к состоянию окружающей среды.
При этом основными для меня, как учителя биологии становятся следующие задачи:
формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;
развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности с соблюдением процесса преемственности;
формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни, воспитание доброты, ответственного отношения к природе и людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Изучение элективных курсов экологической направленности, работа кружков, которая строится на принципах добровольности, организации преемственности, самостоятельности, регулярности проведения занятий, разнообразии форм деятельности совершенствует знания и приносит результаты.
Так проектные работы учащихся «Редкие виды растений Мельзанской рощи» в 2013г. и «Комнатные растения» в 2014г. на муниципальной научно-практической конференции по экологии заняли 2 место. В первой работе учащиеся подробно описали редкие растения рощи: биологию вида, природоохранный статус, географию распространения, применения в медицине, мифы, легенды, обряды, связанные с этими растениями, стихи, а также презентацию с фотографиями. Во второй работе учащиеся изучили комнатные растения, рекомендуемые и не рекомендуемые для школьного озеленения, выяснили, что фитонциды, выделяемые комнатными растениями, могут не только благоприятно воздействовать на организм, но и отрицательно влиять на здоровье и самочувствие человека.
В марте этого года мы приняли участие в региональной экологической олимпиаде, проводимой ИГАУ в конкурсе творческих работ по теме «Жемчужина Байкала» и заняли 3 место.
В региональном конкурсе «Марш парков – 2011» работы трех участниц удостоены грамот за лучшие рисунки о природе, в муниципальном конкурсе «Что мы едим?» работа нашего ученика заняла 3 место.
Кроме этого во время проведения предметных недель по биологии и экологии учащиеся активно участвуют в различных конкурсах и турнирах, пишут рефераты, сочинения и статьи в местную газету «Заря», где поднимают вопрос об охране природы в пожароопасный период.
Также в масштабах села, мы ежегодно участвуем в акции «Чистое село» совместно с социальными партнерами администрации МО «Покровка», МБУК «КИЦ». В данной акции за нами закреплена территория «Трактовая», где население села поддерживает и активно участвует в акции.
И главное, более десяти лет визитной карточкой экологического движения нашей школы является традиционный праздник «День Здоровья», который проводится на территории нашего села, в Мельзанской роще, которая имеет свою историю, является святым местом для местных жителей. Это территория экологического воспитания, отдыха, спортивных и экологических занятий, место, которое мы любим и хотели бы сохранить. Все проводимые нами мероприятия на территории рощи, на мой взгляд, способствуют развитию у учащихся познавательного интереса, самостоятельности, умению преодолевать трудности, работать в команде, демонстрируют связь теории и практики, воспитывает бережное отношение к природе и популяризирует экологическое движение.
Таким образом, организация школьного экологического объединения, эколого-просветительская деятельность, исследовательская и проектная работы, формирование здорового образа жизни – вот основные направления формирования экологической культуры у школьников.

Литература: 1. // Биология в школе.
2. Гулин А.А. Фотоопределитель. Редкие виды растений Южного Прибайкалья.- Иркутск, 2009.
3. Хабарова Е. И, Панова С.А. Экология в таблицах. – М.; Дрофа, 2001.




























Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715