(CASE STUDY) – МЕТОД ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Семёнова О.Н.
Учитель английского языка
высшей категории
МБОУ СОШ № 50
г.Н.ТагилСвердловская область
(CASE STUDY) – МЕТОД ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Экономические и культурные преобразования, происходящие во всех сферах российского общества не могли не затронуть и систему образования, являющейся интеллектуальным потенциалом страны и являющейся условием ее процветания и развития.
Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи и, работая по-старому, без разработки и внедрения инновационных технологий, их решить невозможно.
Школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире. Особую значимость сегодня приобретают новые формы и методы, педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.
В своей педагогической деятельности я исхожу из того, что сегодня меняется роль школы в жизни общества и меняются подходы к обучению. Учитель уже не является центральной фигурой в учебном процессе, новое время выдвигает на первое место обучающегося, его интересы и потребности, на первое место. В соответствии с этим необходимо менять содержание и методику преподавания, технологии, используемые в процессе обучения, методы оценки деятельности учащихся.
Основными принципами, которыми я руководствуюсь в своей работе как учитель-предметник, могу назвать следующие:
-личностно-ориентированное обучение;
-деятельностное обучение, ориентированное на продукт;
-использование межпредметных связей и формирование универсальных учебных действий;
-учет потребностей учащегося и местного сообщества;
-мультимедийная грамотность и умение оценивать достоверность информации;
-формирование умений самостоятельно добывать знания и решать проблемы (автономия обучающегося).
В полной мере реализовать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов позволяет применение кейс технологии.
С помощью кейс технологии происходит осмысление реальной жизненной
1
ситуации, описание её одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении определённой проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс представляет собой
описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями [5,109].
Проблемный метод формирует проблемный подход к действительности. Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, обучающимся предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса [3,180].
Проблема, содержащаяся в кейсе, не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества аналогичных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации [2.25].
Применение кейс-технологии на занятиях по английскому языку преследует следующие цели:
- совершенствование коммуникативной компетенции;
- лингвистической компетенции;
социокультурной компетенции.
Существует широкий круг образовательных задач и возможностей кейсового метода:
- приобретение новых знаний и развитие общих представлений;
-развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;
- приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем;
развитие здравого смысла, чувства ответственности за принятое решение, умения общаться;
- приобретение навыков разработки действий и их осуществления;
- возможность работать в команде;
- возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы;
- развитие коммуникативных навыков.
Знакомство с кейсом, самостоятельная работа по поиску решения (внутренняя монологическая речь на английском языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке) – всё это примеры коммуникативных задач.

2
Данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии [4,198].
Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения. Комментарии учащихся по содержанию кейса оцениваются преподавателем по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на английском языке (лексико-грамматический аспект). Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала и особые способы его использования в учебной практике английского языка.[1,96]
На уроке по теме «Интернет и телевидение: за и против» были поставлены следующие задачи:
Познавательные:
- актуализировать знания о компьютере;
- уметь применять полученные знания на практике, при выполнении заданий.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, самостоятельность в решении учебных проблем;
- развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;
- совершенствование коммуникативной компетенции.
Воспитательные:
- формировать собственное отношение к изучаемому материалу
- воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели.
Иноязычная речевая деятельность осуществлялась в следующей последовательности:
1.Обсуждение полученной информации, содержащейся в кейсе;
2.Выделение наиболее важной информации;
3.Обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
4.Работа над проблемой (дискуссия);
5.Выработка решения проблемы;
6.Дискуссия для принятия окончательного решения;
7.Подготовка доклада;
8.Аргументированный краткий доклад.
Сам кейс был предоставлен учащимся непосредственно на занятии.
3
На его изучение, ознакомление с ним было отведено около 10 минут времени занятия. Класс был разделён на две группы и обеим группам были представлены кейсы, которые состояли из текстов об интернете и его роли в нашей жизни, о телевидении и его значении; распечатки с клише по теме, словами для отработки и грамматическими упражнениями.
Урок английского языка на основе кейс-технологии строила по следующему направлению:
- первая группа упражнений – вводные или разминочные упражнения (Starting up). Они имели дискуссионный характер. Целью упражнений этого типа являлось обучение лексике, а так же навыкам говорения;
- за вводными упражнениями следовал раздел Аудирование (Listening). Упражнения этого раздела были направлены на развитие навыков аудирования и письма, а также освоения новой лексики;
- за разделом аудирования следовал раздел Чтение (Reading) и который включал два текста: «Интернет в в жизни современного подростка» и «Роль телевидения в нашей жизни». Этот раздел урока кроме развития навыков чтения и понимания текста на английском языке был нацелен на освоение новых лексических единиц по теме урока. Далее в план урока было включено повторение грамматики (Language Review) и включало всего три упражнения, которые имеют следующие формулировки заданий:
- объясните, какие времена английского глагола используются для обозначения действий, повторяющихся в настоящем, имеющих результат в настоящем, продолжающихся в настоящий момент, имеющих место всегда.
- найдите глагольное время в следующем абзаце прочитанного текста… и объясните значение этого времени.
- используя приводимые ниже записи, напишите предложения по теме урока.
Последний раздел урока называется Исследование проблемы (Case Study). В его начале приводится описание проблемы поднятой в начале урока [3,118].
Была организована работа в группах по поиску решения поставленной проблемы: найти аргументы за и против использования интернета и телевидения. Ученики в подгруппах обсуждали аргументы за и против, объясняли непонятные моменты друг другу. Главными аргументами за интернет были: возможность общаться со сверстниками по всему миру, найти полезную информацию, не выходя из дома. Контраргументами были: отрицательное влияние на здоровье и вызывание зависимости, что может привести к печальным последствиям. Другой группой были выдвинуты следующие аргументы за телевидение – это возможность расслабится и отдохнуть, просматривая любимую передачу или фильм и объединение семьи за любимым занятием; контраргументами били следующие выводы – это порождение лени и постоянное потребление пищи за просмотром фильмов и передач. Этот этап длился 15 минут. Эта работа помогла учащимся выработать устойчивый навык решения практических задач [2,28].
В конце урока учащимися была проведена оценка качества работы по всем
4
разделам кейса. Учащимися была дана самооценка работе над грамматикой, лексикой, умению выдвигать и доказывать аргументы. Далее учитель сам оценил работу каждого ученика в группах.
Case Study на английском языке рекомендуется применять на старшей ступени, т.к. ученикам необходим определённый запас знаний, достаточно высокий общий уровень владения английским языком и сформированные коммуникативные навыки. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-технология не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка [2,24].
Используя кейс-технологию обучающиеся достигают определенных результатов:
- у обучающихся увеличивается словарный запас;
- повышается мотивация к изучению английского языка;
- происходит формирование межкультурной языковой компетенции.
Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к уроку. Учитель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность детей, сочетая индивидуальные и групповые формы работы. Непростой этап урока — оценивание, ибо требуется оценить работу каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить его знания.
Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества и риски. Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы [6] .
Вероятно, в ближайшем будущем кейсовые технологии станут одними из основных в преподавании английского языка. Применение кейс-метода требует от учителя больше времени на подготовку по созданию кейсов, но данный метод позволяет учителю сформировать у обучающихся самостоятельность мышления, умение аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку 5
зрения. Когда учитель видит результаты своего труда, он получает большое удовлетворение от своей работы. В заключение следует отметить, что применение кейсов должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Бесспорно, функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения английскому языку. Использование кейсов в преподавании английского языка – это ещё один шаг к интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство.

6
Литература:
1.Гончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FLT:современные тенденции и опыт профессионалов. Вып. №5. С. 95-100.
2.Долгоруков А.М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44
3.Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж. – 1997. – № 10-11. – С. 177-189.
4.Колесник Н П Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике /Методические рекомендации – в 2-х частях /41 – СПб НП «Стратегия будущего», 2006 198 с – 13,25 п л ,
5.Михайлова Е.А. кейс и кейс-метод: общее понятия //Маркетинг.1999.№1.-с 109-117.
6.http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
7