Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка в Республиканском многопрофильном лицее

Хаджимурадова Х.А. (РМЛ г. Махачкала)
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка в Республиканском многопрофильном лицее

Процесс освоения и внедрения информационных образовательных технологий в Республиканском многопрофильном лицее рассматривается как инновационный подход в обучении.
Республиканский многопрофильный лицей – одно из первых инновационных учебных заведений РД, в котором стали проводиться уроки с использованием компьютеров. С расширением материально-технической базы (МТБ) РМЛ заметно вырос интерес к информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ). Так только за последний год учителями-филологами нашего лицея создан значительный банк (более ста) авторских мультимедийных презентаций и ЭОР (электронный образовательный ресурс), проведено более 2000 компьютерных уроков, учащимися создано более 50 электронных продуктов.
Как показал наш опыт, использование информационных технологий на уроках русского языка способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность учителя новым содержанием, позволяя сосредоточиваться на главных обучающей, воспитательной и развивающей функциях.
Нами разработаны уроки, в которых используются различные возможности компьютера. Уроки-презентации создают атмосферу погружения в изучаемую тему. Они сопровождают урок видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, необходимыми таблицами и схемами. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На этих уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать таблицы, схемы предложений во время урока, поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Созданные в электронном виде уроки используются другими учителями школы, при необходимости легко корректируются.
Использование ИКТ на уроках русского языка обеспечивает большую наглядность материала за счет использования звука и анимации, поддерживает интерес учащихся на высоком уровне в течение всего урока. Согласно нашим наблюдениям, при использовании компьютерных технологий повышается качество и скорость усвоения учебного материала учащимися. Как известно, при организации учебно-познавательной деятельности применяются в первую очередь словесные, наглядные и практические методы обучения. Традиционный урок начинает играть новыми гранями, когда в качестве школьной доски используется проектор и компьютер. Качественный демонстрационный материал значительно обогащает уроки русского языка, использование текстового редактора помогает организовать коллективную работу над анализом текста. Поддержка в форме тезисов, цитат, изображения и звука помогает учащимся организовать свои мысли и развивает речь, что особенно важно в обучении дагестанских школьников в условиях билингвизма.
Еще недавно при организации проведения занятий и контроля уровня знаний, при подготовке к уроку учитель затрачивал массу дефицитного времени на поиск и систематизацию материала. Теперь же наличие разнообразных компьютерных дисков по русскому языку, дисков-тренажеров, дисков-репетиторов, а также ЭОР и доступ к Интернет-ресурсам позволяет учителю совершенно по-новому организовать передачу, переработку и воспроизведение информации, обогащает урок, делая его мобильным и креативным.
Мы используем компьютер на уроках русского языка на всех стадиях: подготовки занятий, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний. Особенно эффективны компьютерные уроки на этапе систематизации раздела. Заключительный урок по теме «Имя прилагательное» в 6 классе проводится групповым методом в форме игры. Вопросы сгруппированы по темам, определена стоимость вопроса, составлена программа-презентация. Ученики выбирают конкретный вопрос и его стоимость, совещаются в группе и выдают ответ. Доволен и педагог и, самое главное, дети. За короткое время ученики демонстрируют знание темы, отвечают на большое количество вопросов.
Для повышения мотивации изучения русского языка учащимся мы предлагаем специальные проекты по теме, которая ученику интересна. Например, в качестве мультимедиа проекта учащимся 6-7 классов дается тема "Части речи". В таком проекте каждый ученик получает опыт самостоятельной работы, а учитель оценивает потенциал и творческие способности учеников. Мы практикуем также коллективные проекты, для разработки которых создаются специализированные мини-группы.
При подготовке к уроку развития речи «Описание памятника» или «Достопримечательности столицы Дагестана» в 8 классе темой проекта может стать создание информационно-справочной системы, посвященной памятникам города Махачкалы. Такие уроки представляют большой интерес, так как дети самостоятельно ищут, отбирают материал, используют ресурсы Интернет, школьной медиатеки. Лицеисты на практике учатся навыкам работы с различными источниками.
Использование ИКТ, как показал наш опыт, достаточно эффективно в организации индивидуальной работы с учащимися, исследовательской и проектной деятельности лицеистов, при подготовке к олимпиадам.
Анализ результативности компьютерных уроков с использованием ИКТ позволяет сделать следующие выводы:
систематическое использование компьютерных заданий в самостоятельной работе учащихся способствует получению более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они получают в процессе самостоятельной работы с учебником;
самостоятельное выполнение разнообразных по виду и дидактической цели заданий способствует развитию познавательных и творческих способностей, мышления;
при правильной организации проведения самостоятельной работы с компьютерными заданиями ускоряется темп формирования познавательных умений и навыков;
систематическая работа с компьютерными заданиями формирует устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе способствует умению учащихся самостоятельно извлекать знания, развивает личность обучаемого, готовит ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества и, в конечном счете, приводит к качественному росту профессионального мастерства учителя.











13PAGE 15


13PAGE 14415




15