ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Бенера Г.В., учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ№3» г. Всеволожска
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Современный мир немыслим без использования разнообразных компьютерных технологий. Планшеты, ноутбуки, мультимедийные проекторы, документ-камеры, различные цифровые носители информации – все это и многое другое мы можем встретить в офисах деловых фирм, крупных компаний. Школа также не является исключением по использованию современных компьютерных технологий.
Каким же должен быть современный урок? И почему важно применение информационно-коммуникативных технологий на уроках. Основной задачей любого урока, конечно же, остается формирование прочных знаний, умений и навыков. Пути решения этой задачи могут быть разнообразными. В настоящее время интерактивные доски активно используются в учебных классах школ в качестве средства компьютерной поддержки урока. Современному учителю необходимо быть «мобильным» на уроке, ориентируясь на детях, выросших в эпоху мобильных телефонов, компьютеров и привыкших усваивать информацию в большей степени визуально. В своей педагогической деятельности я также активно использую интерактивную доску SmartBoard на уроках русского языка в средней и старшей школе, что обеспечивает привлечение внимания обучающихся к изучаемой проблеме, усиливает активность и желание поучаствовать в управлении интерактивной доской самостоятельно.
Какова же основная цель доски? Во-первых, это демонстрация презентаций, работа с различными приложениями и ресурсами, ориентирование на определенные потребности разных возрастных групп, выбор различных стилей обучения и т.д. Во-вторых, существенное повышение мотивации учащихся к изучению предмета. Довольно часто я использую интерактивную доску на уроках развития речи, где наглядно можно представить обширный дидактический материал (тексты разной степени сложности, репродукции картин известных художников, фотографии природы и т.д.). С текстом на интерактивной доске можно проводить различные анализы: лексический, орфографический, пунктуационный. Причем каждый ребенок может изменить модель текста или отрывка, самостоятельно вставить пропущенные буквы и знаки препинания, указывая на новое выделенное слово, узнать его лексическое значение.
Также большое преимущество интерактивной доски можно проследить на уроках усвоения новых знания, контрольных и тестовых уроках. Различный материал может быть представлен в виде интерактивных таблиц, схем, диаграмм, карточек. Учащийся может перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами, убрать «лишнее», выбрать правильный ответ.
Особенно помогают в работе интернет-ресурсы, благодаря которым подготовка к уроку становится интереснее и быстрее. Это такие программы как «Кирилл и Мефодий», представляющий собой обширный теоретический, практический материал, тренажеры, медиатеку; Hot Potatoes, где можно создать кроссворд, потратив минимум времени; сервисы браузера Google, различные сайты по использованию интерактивных досок (www.language.edu.ru – коллекция диктантов; www.gramota.ru – интерактивные упражнения, обучающие игры; www.gramma.ru - интерактивные тесты и задания по русскому языку, культура письменной речи и др.)
Таким образом, уроки с использовании интерактивной доски становятся более эффектным, повышается активность обучающихся, открывается возможность быстрого и качественного получения информации. Все эти возможности помогают учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Интерактивное творчество учителя и ученика бесконечно. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.












15