Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Красноярка







Тема: Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий












Новокрещенова В. В.
. 2017г


Педагогическая проблема, над которой я работаю несколько лет - «Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий».
На протяжении четырёх лет, я старалась изучить пути решения проблемы детского чтения. Почему занялась этой проблемой, я ответила бы так: в наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. Вопрос о том, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики и новыми требованиями ФГОС.
ПРОБЛЕМА заключается в выборе определённых методов и приёмов, которые можно применить, чтобы предупредить нарушения техники чтения младших школьников.
ГИПОТЕЗА предполагает, что выяснение причин нарушения техники чтения школьников позволит подобрать новые методы, приёмы и средства, направленные на устранение этих причин и повышение техники чтения
Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий.
Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и осознанно.
Я использовала следующие техники и методики.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Ученики отвечают на вопрос - « как я сегодня читал?». Придумываю разнообразные приёмы «жужжащего чтения»:
Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение
Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняю так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и я не останавливаю их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо.
"Буксир"
Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст шёпотом про себя, стараясь поспевать за мной. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове.
Чтение со счетом слов.
Учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.
Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
«Фотоглаз». На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.
«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
Чтение по ролям.
Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
Помимо всего прочего использую игровые технологии. Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
Например: «Соедини половинки слов».
1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые, и последние половинки слов:
2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.
3) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:
Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
Зрительные диктанты И.Т.Федоренко.
Развитие навыка чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Работа над оперативной памятью веду с помощью зрительных диктантов. Такую методику предложила И.Т.Федоренко.
10 волшебных упражнений для развития техники чтения
Названия скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.
Перечень упражнений
А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:
«Пол-арбуза»
«Потерянные буквы»
«Глаз  алмаз»
«Шерлок»
«Зазеркалье»
«Бешеная книжка»
«Птицы прилетели»
«Партизан»
«Эх, раз! Еще раз!»
 «Тайна пропавшего предложения»
Метод рефлексивного чтения повышает мотивацию к обучению, формирует навыки самообразования, учит эффективно работать с большими объемами информации, что крайне важно в современном мире.



Слово «рефлексия» определяется как «форма психической деятельности, которая проявляется в постоянном анализе своих мыслей, действий, переживаний».
Отражением сути технологии рефлексивного чтения (ТРЧ) являются слова Ж.Ж. Руссо: «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню».
Структура технологии рефлексивного чтения
Применять стратегию рефлексивного чтения при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] можно на разных этапах.
На начальном этапе ТРЧ включает механизмы мотивации. Личная заинтересованность делает процесс познания целенаправленным.
На смысловой стадии совершается непосредственно чтение. Его качество будет зависеть от способа организации учебного процесса. Для осуществления осознанного чтения в технологии используются методические приемы, которые дают возможность воспринимать информацию активно.
На стадии рефлексии происходит овладение новыми знаниями. В этот момент ученик решает, удовлетворены ли его познавательные запросы и в каком направлении стоит двигаться дальше.
Методика Ривина
Суть методики заключается в том, что ученик получает свою тему и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Методика учит читать абзацами, выделять основную мысль и передавать одним предложением.
Одновременно в классе изучается несколько тем. По каждой из них подбираются рассказы, которые раздаются ученикам.
Ставится цель: изучить материал данной статьи так, чтобы уметь ее изложить, ответить на вопросы.
Расчерчивается таблица:
номер абзаца
о чем абзац (его суть)
ключевые понятия
с кем работал

 
 
 
 

 
 
 
 

По окончании изучения темы сдается зачет. Он проходит в виде рассказа с использованием терминов, применением примеров, ответами на дополнительные вопросы.
Прием «Лови ошибку»
Эффективен на этапе актуализации знаний перед прохождением нового материала.
Учащимся предлагается текст, в котором есть ложная информация. Задача учеников найти допущенные ошибки.
Ошибки в тексте должны быть разного уровня: простые и сложные (скрытые). Ученики находят ошибки и аргументируют ответ.
После усвоения нового материала учитель возвращается к тексту, предложенному в начале урока, обсуждаются ошибки, которые не нашли.
Стратегия «Условные значки» (INSERT)
Во время работы над текстом ученики делают на полях пометки условными знаками:
«+» новая информация, «v» известная информация, «» противоречивые данные (я ошибался), «?» недостаточно данных (не понятно).
Закрепить осмысление текста эффективно с помощью рефлексивного письма. Учащиеся заполняют маркированные таблицы.
Стратегия «Таблица синтез»
Развивает осознанное восприятие текста. Побуждает к осмыслению содержания.       
Первая и вторая графы заполняются при первичном прочтении. После анализа первой и второй записи заполняется последняя графа.
важные моменты
на чем задержался взгляд
почему этот фрагмент заинтересовал (анализ)

 
 
 

С опорой на анализ ученик в конце пишет небольшой отзыв. Важно поразмышлять о личном восприятии прочитанного произведения.
Прием «Двойной дневник»
При первичном восприятии текста ученики параллельно записывают личные комментарии к событиям, происходящим в тексте, в таблицу.
фраза (слово), которая привлекла
внимание
почему эта фраза (слово) привлекла внимание, какие вызвала чувства

 
 

Ценность этого приема в том, что читатель занимается исследованием и своих чувства в момент чтения произведения. Фокусируется эмоциональный отклик. В психологии отношений развивается новое направление, связанное с эмоциональной разрядкой, происходящей, когда человек обозначает свои чувства. Этот прием имеет терапевтический эффект.
Прием «Синквейн»
Применяется как творческий итог прочитанного, изученного на уроке материала. Имеет структуру: пять строк, количество слов в каждой строке строго регламентировано.
Примером может служить синквейн о технологии рефлексивного чтения:
Чтение
Активное, осознанное.
Развивает, интересует, аргументирует.
Составляет основу умения учиться.
Результат
ФГОС ориентированы на универсальные учебные навыки. Учащиеся обучаются ключевым методам, составляющим основу умения учиться.
Более высоким уровнем восприятия прочитанного считается форма работы на уроке «чтение ради размышления». Основная идея технологии рефлексивного чтения заключается в том, что получение информации активизирует мыслительный процесс. Чтение эффективно, если вследствие его рождаются новые пути для совершения действий.


Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! Для того чтобы заинтересовать в результате значимости собственных достижений я придумала такой результативный приём. После проверки техники чтения для поощрения хорошо читающих учеников я им вручаю «медальки – Читайки ». Получившие их размещают на парте (приклеиваем скотчем). Эти медали снимаются, если после последующей проверки техника чтения понизилась.
Реальный результат деятельности учителя.
Заключение
У учащихся идёт стабильный рост темпа чтения; совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми словами; дети понимают прочитанный текст, в основном чтение выразительное, уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Уверена, что если целенаправленно проводить работу по формированию и развитию читательской компетентности и применять разнообразные формы и методы работы, то это будет способствовать повышению  качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, повышению техники чтения, формированию стремления к достижению более высокого результата.







































































































































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315