проект Повышение учебной мотивации путем использования воспитательного потенциала содержания обществознания














































I. Паспорт проекта
Тема: Повышение учебной мотивации путем использования воспитательного потенциала содержания обществознания
Автор проекта: Кокулева Ирина Викторовна
Адрес проекта: Республика Алтай, Онгудайский район, МОУ «Каракольская средняя
общеобразовательная школа»
Учебный предмет: обществознание
Тип проекта: социально – ориентированный
Время проекта: долгосрочный
Участники проекта: обучающиеся, учителя, администрация школы, родители

II. Актуальность проекта.

Коренные преобразования в стране в конце XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании его граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма.
Наши убеждения и моральные ценности под воздействием того, что мы слышим и видим. В современных условиях развития общества, характеризующихся их переоценкой, происходят как негативные, так и позитивные процессы. Все чаще приходится сталкиваться с проявлением наркомании, агрессивности, национализма среди взрослых и среди детей. Система ценностей меняется. Теряется доверие к людям, исчезает у подростков такая черта характера, как скромность, отсутствует чувство патриотизма. Людям не достает нравственного компаса, поэтому возрастает значение духовно-нравственного воспитания детей.
Усиление воспитательного потенциала школы является одним из приоритетных направлений образовательной инициативы «Наша новая школа».
В современных условиях та школа конкурентоспособна, которая в определении
стратегии своего развития учитывает образовательные и социальные потребности местного сообщества. Таким образом, местное сообщество формирует школе социальный заказ.
Что дала советская и постсоветская эпоха воспитанию? Детские и молодежные организации, движения, объединения, разнообразие типов школ, увеличивается разнообразие форм, методов, способов и средств, применяющихся в образовательном процессе. Безусловно, все это обогащает жизнь школы, но при всем богатстве возможностей отсутствуют условия для максимального развития личности, куда входят все виды школьной деятельности – собственно воспитание, учение, развитие.
Таким образом, приоритетным здесь остается создание условий для формирования, развития конкурентоспособной личности.

2.1. Противоречия

новые возможности для воспитания, обучения, развития И разрыв процессов обучения и воспитания, социализации и взросления;

возрастающие требования социума к выпускнику: конкурентоспособный, социально адаптированный И снижение учебной мотивации обучающихся



2.2. Проблема
Чем наполнить воспитательную работу, каким образом построить всю воспитательную деятельность; чем заинтересовать молодежь и куда направить их энергию, творческий потенциал, инициативу; как воспитать 7-17 летних детей в современных условиях и дать представление о социальной инициативе и активной жизненной позиции, при этом не забывать про обучение, а главное, каким образом повысить учебную мотивацию?

2.3. Гипотеза:
Процесс повышения мотивации при использовании воспитательного потенциала станет успешным, если:
- выстроить образовательную деятельность таким образом, чтобы не происходил разрыв между воспитанием и обучением, используя воспитательный потенциал содержания обществознания;
- осуществить отбор методических приемов, обеспечивающих развитие положительной мотивации;
- вовлечь обучающихся в кружковую деятельность и добровольческое движение.

2.4. Цель: создание условий для повышения мотивации к изучению обществознания.
Задачи:
- сформировать комплекс образовательных, кружковых программ на основе гражданско-правового воспитания;
- развивать творческое, самостоятельное мышление обучающихся;
-формировать умения, навыки самостоятельного поиска и использование полученной информации;
-создать организационные и методические условия для развития у обучающихся социальных компетенций как одного из средств повышения учебной мотивации;
- создать условия для формирования гражданской активности членов школьного сообщества.

III. Описание проекта

3.1. Объект исследования – преподавание обществознания
3.2. Предмет исследования – повышение мотивации

3.3. Результативность проекта:
Предполагаемая модель ученика:
- компетентная личность в гражданско-правовой сфере;
- занимающий активную гражданскую позицию;
- участвующий в преобразованиях окружающей жизни;
- уверенный в своих силах, способный решать проблемы, руководствуясь своим внутренним миром, социальными, духовными, нравственными нормами;

В результате реализации проекта будет:
- увеличится количество учащихся с позитивной мотивацией к учебному процессу;
- создан пакет дидактических материалов;
- улучшатся взаимоотношения между членами коллектива за счет дополнительных
возможностей реализации способностей учащихся;
- более эффективное развитие творческих способностей учащихся;
- повысится интерес не только к знаниям на уроках, но и к способам их приобретения
на уроках и вне;
- у обучающихся сформируются исследовательские умения, умение принимать
оптимальные решения.

3.4. Ресурсное обеспечение
Кабинет информатики:
- компьютерная техника (проектор, интерактивная доска);
- локальная сеть с выходом в Интернет;
- школьная электронная медиатека (разработки уроков, презентации, видеоролики);
-информационный журнал Общественно активных школ «Сотрудничество» Красноярская молодежная общественная организация;
-библиотека Общественно Активных Школ, информационный журнал «Интенсивная школа РОСТ»;
- предметные кружки;
- партнерство: КРМОО Центр «Сотрудничество» (г.Красноярск), ОИсД «Возрождение
(г. Горно-Алтайск),

3.5. Сроки реализации проекта:

I этап – подготовительный
Содержание:
Предварительный анализ и осмысление проблемы.
Изучение научной литературы и имеющегося практического опыта
Постановка цели, задач,
Разработка и теоретическое обоснование проекта.
Методы:
Сбор и анализ информации, планирование.
Результаты:
План работы

II этап – основной
Содержание:
Запуск программ, реализующих содержание проекта
Анализ промежуточных результатов, уточнение, корректировка.
Методы:
Наблюдение, анализ, собственно работа по проекту
Результаты:
Рекомендации, аналитические отчеты.

III этап – заключительный
Содержание:
Подведение итогов работы по проекту
Подготовка итоговых отчетных материалов
Оценка эффективности
Методы:
Экспертиза (оценочная, безоценочная)
Результаты:
Пакет методических пособий, рекомендаций





Этап
Задачи
Действия
Сроки
Формы предоставления результатов

I
1. Создать условия для разработки и теоретического обоснования проекта


Изучение уровня мотивации обучающихся (анкетирование, тестирование, диагностика)

Изучение базы, подтверждающей актуальность проекта.

Анализ методической литературы,
программ, тематического планирования за курс 7-9 классов по обществознанию

Изучение имеющегося опыта работы школ в РА, через Интернет

Проведение семинаров, интерактивных занятий для школьников с целью
ознакомления обучающихся с деятельностью Общественно активных школ в направлении «Добровольчество», «Демократизация»

Обобщение идей в рабочий проект
2008-2009 гг
Информация для завуча и родителей





Информация для завуча








Разработки, сценарии










Этап
Задачи
Действия
Сроки
Формы предоставления результатов

II
этап
1. На основе объединения программного курса, кружковой работы и добровольческой деятельности создать и внедрить образовательные программы, направленные на повышение мотивации обучающихся


Разработка и внедрение тематического планирования курса обществознания 7 – 9 классов с учетом идей проекта


Разработка, внедрение и реализация образовательных кружковых программ «Подросток. Права и обязанности», «Изучаю Конвенцию»


Разработка, внедрение и реализация образовательной кружковой программы «Я - потребитель», «Мое трудовое право»

Разработка, внедрение и реализация образовательной кружковой программы
«Изучаю Конституцию»

Разработка, внедрение и реализация образовательной программы элективного курса «Твоё право»

Разработка и проведение различных добровольческих акций, конкурсов, кампаний социальной, экологической направленности

Семинары, тренинги по теме: Социальное проектирование

Разработка Устава добровольческого объединения

Разработка, внедрение проекта «Агентство добровольческой помощи»

Организация выпуска газеты

Промежуточный мониторинг для корректировки деятельности
2009-2011 гг
Тематическое планирование




Программа







Программа





Программа




Программа




Сборник сценариев




Методические разработки




Проект



Газета

Аналитический отчет


Этап
Задачи
Действия
Сроки
Формы предоставления результатов

III
1. Соотнести планы и результаты
Подведение итогов работы по проекту.
Подготовка отчетных материалов
Популяризация опыт
2011-2012 гг
Пакет документов, сборники сценариев, разработок


IV. Механизм реализации проекта
В качестве обоснования приведена таблица, которая отражает целостность образовательного и воспитательного процесса гражданского образования.
Каждый раздел таблицы предполагает свои формы и методы по реализации проекта, но процесс изучения материала идет параллельно. Обучающиеся получают информацию на уроке, на кружковом занятии, а затем используют и применяют полученные знания в деятельности добровольческого объединения. Таким образом, образовательный процесс идет в совокупности с воспитательным. Например, в 7 классе обучающиеся на уроке обществознания изучают раздел: Подросток и закон, получив знания, они дополняют свой багаж на кружковом занятии «Подросток. Права и обязанности», «Изучаю Конвенцию». Кружковая работа дополняет материал изучаемый на уроке т.к тематический план рассчитан всего на 4 часа, а кружковая работа на 30 часов.