Конспект урока литературы Замысел и композиция романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени.


Учитель Венгренюк Ольга Ивановна,
высшая категория
МКОУ СОШ п. Орлецы
Нагорского района Кировской области,

Урок в 9 классе (первый при изучении «Героя нашего времени»).
Тема: Замысел и композиция романа М. Ю Лермонтова «Герой нашего времени».
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков
Вид урока: Урок-практикум
Цели:
1. Обучающие:
- закрепить знания о приемах анализа эпических произведений;
- передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков.
2. Развивающие:
- развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего мнения в устной форме;
- развивать умение делать выводы.
3. Воспитательные:
- развивать умение понимать другого человека (замысел автора);
- прививать любовь к художественной литературе;
- воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока:
I. Работа с терминами.- Замысел.
- Композиция.
Учитель Ученик
II. Обращение к времени создания романа. Сообщение ученика (индивидуальное задание)
III. 1. Чтобы лучше понять замысел автора, обратимся к предисловиям автора к роману и к журналу Печорина (выбрать основное)
4. Итак, в центре повествования молодой человек, который объединяет в себе черты целого поколения. Наша задача: разобраться лучшие или худшие. И если последние, то понять, в чём причина. Разумеется, основной наш помощник М. Ю. Лермонтов. Выясним, отчего автор сочувствует герою и что осуждает в нём.
2. Чтение предисловий.
3. Запись: «…портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии…» - герой в предисловии к роману.
«…найдут оправдание поступков,.. в которых до сей поры обвиняли человека» (надежда автора на читателя) – в предисловии к журналу.
«Может быть некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина» - Мой ответ – заглавие этой книги. – «Да это злая ирония! – скажут они. – Не знаю»
Начнём с композиции, которая весьма интересна.
(В результате работы в тетрадях получится тезисный план). Над формулировкой работаем вместе.
? – Основная задача, стоящая перед Лермонтовым при создании романа.
? – Что можно сказать о композиции ещё?
(Ещё раз к задаче автора).
? – От чьего лица ведётся повествование?
? - Чем похожи проезжий офицер и Печорин?
? – Чем являются следующие главы?
Кто рассказчик?
? – Как вы думаете, по порядку ли расположены повести (хронологически)?
? – Цель нарушения хронологии?
? – Однородно ли окружение героя (социальная среда)?
? – Авантюра (термин).
? - Какова цель такой сложной композиции?
I. Основная задача, стоящая перед Лермонтовым при создании романа, - нарисовать образ «современного человека, каким он его понимает и … часто встречал», человека мыслящего и чувствующего, талантливого, но не сумевшего найти достойное применение своим «силам необъятным». Решению этой задачи помогает композиция романа – «пяти картин, вставленных в одну общую раму».
II. Композиция сложная и оригинальная.
1. Стремление раскрыть внутренний мир героя отразилось в своеобразии композиции романа. В построении романа Лермонтов исходил не из событийной стороны его, а из основной задачи – изобразить историю «души человеческой», постепенно ввести читателя во внутренний мир героя.
2. Повествование в романе ведут три рассказчика: Максим Максимыч, проезжий офицер и Печорин.
М.М. не может понять странные, «необыкновенные» поступки Печорина, объяснить их тем более, поэтому он и не пытается пересказывать рассуждения, а только фиксирует его поступки («Бэла»).
3. В повести «Максим Максимыч» важнейшее средство характеристики – психологический портрет.
Здесь мы видим героя глазами проезжего офицера (автора), схожего с Печориным по происхождению, по образованию, поэтому он может понять Печорина глубже, нежели М. М.
4. В «Тамани», «Княжне Мери» и «Фаталисте» Лермонтов предлагает читателю путевые заметки и дневник своего героя.
5. Главы расположены так, чтобы полнее, глубже раскрыть внутренний мир героя, его психику, поведение, характер.
6. В каждой части герой помещён в новую среду, показан в иных обстоятельствах, в столкновении с людьми разного общественного положения, психического склада (Кавказ). Благодаря этому он каждый раз открывается с новой стороны.
7. Расположение повестей с нарушением хронологии в судьбе Печорина создаёт особую интригу. Не случайно в этом социально-психологическом романе присутствуют авантюрные элементы.
III. Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Привычка к самоанализу сочетается с беспрерывным наблюдением над окружающими. Необычность композиции до сих пор вызывает споры и служит предметом литературоведческих исследований.
Композиция стала средством выражения художественного замысла Лермонтова, средством изображения характера героя.
III. Вывод.
Итак, замысел автора ясен, композиция в целом – тоже, роль её в раскрытии личности Печорина, а значит и авторского замысла, понятна.
Перед нами загадочная личность – Печорин.
Познакомимся с нею. Д/з. ? – Кто виноват в гибели Бэлы? (письменное размышление). Гл. «Бэла».