Развитие орфографической зоркости через систему самостоятельных работ над ошибками


Проект

Самостоятельна работа
Тема: Развитие орфографической зоркости через систему самостоятельных работ над ошибками


























Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1
Теоретическое обоснование темы стр.5-10
1.1 Самостоятельная работа учащихся и её значение в
процессе обучения
1.2 Дидактические основы классификации самостоятельных
работ 10-17
ГЛАВА 2 Содержание опытно-экспериментальной работы
2.1 Описание хода и результатов эксперимента проведения самостоятельной работы на уроках русского
языка 18-26
2.2 Методические рекомендации к проведению само- стоятельной работы учащихся над ошибками
27-34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 36-37
ПРИЛОЖЕНИЕ 38-49























Введение:
Самостоятельная работа является одной из важных и широко обсуждаемых проблем преподавания в школе.
-Как организовать самостоятельную работу всех учащихся?
-Как проверить её результат у каждого ученика?
Проблема эта становится основной заботой учителя.
При систематическом выполнении самостоятельной работы на должном дидактическом уровне качество и прочность усваиваемых школьниками знаний повышается, развиваются познавательные процессы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.
В процессе обучения постоянно ставится задача совершенствования знаний, умений и навыков, усваиваемых учащимися. От учащихся требуется активность при повторении пройденного, и при проверке и при ликвидации обнаруженных ошибок. Самостоятельность может развиваться у учащихся лишь в процессе самостоятельных работ. Только при достаточном внимании учителя к организации самостоятельной работы учащихся, возможно, достигнуть действительно сознательного и прочного усвоения ими знаний.
Лишь надлежащим образом поставленная самостоятельная работа, предложенная всем ученикам класса, непременно заставит каждого ученика продумать изучаемое, отыскать в нём главное и существенное, найти самому ответы на важные вопросы, употребить необходимые приёмы для осмысливания материала и для его запоминания. Без самостоятельной работы у учащихся нельзя выработать никаких умений и навыков.
Проблема исследования: каковы особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроках.
Цель состоит в решении этой проблемы.
Объект исследования процесс развития самостоятельности у младших школьников.
Предмет самостоятельная работа младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом, на основе анализа научно-методической литературы нами были поставлены следующие задачи:
1)Изучитъ проблему - самостоятельная работа школьников, как средство повышения эффективности обучения в начальной школе на основе анализа научно-методической литературы.
2)Выявить уровень развития самостоятельности у школьников 3 класса.
3)Разработать и обосновать комплекс упражнений, направленных на развитие самостоятельной работы.
Методы исследования:
1)Анализ специальной литературы.
2)Наблюдение за учебно-воспитательной работой на уроках русского языка.
3)Педагогический эксперимент.
4)Анализ результатов продуктов деятельности учащихся.
5)Анализ и обобщение результатов эксперимента.
6) Тестирование.
Самостоятельная работа служит важным средством развития у учащихся познавательных способностей: наблюдательности, пытливости логического мышления, памяти, воображения, творческой активности в добывании и применении знаний.
Лишь практика самостоятельной работы позволит привить учащимся культуру умственного и физического труда, развить у них интерес к лучшему достижению любой цели, самостоятельно трудиться с высокой продуктивностью.
Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения имеет очень важное значение и для овладения учащимися знаниями, умениями и навыками и для развития их познавательных способностей.
Глава I, Теоретическое обоснование темы
1.1 Самостоятельная работа учащихся и её значение в процессе обучения
Центральным понятием в нашей проблеме является понятие самостоятельной работы в учебном процессе. Но чтобы подойти к определению этого понятия с правильных позиций, надо рассмотреть его в связи с понятиями активности и самостоятельности. Успех учения немыслим без активности учащихся. Активность в учении означает сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. Активность учащихся необходима во всех звеньях процесса учебной работы. От учащихся требуется активное внимание, старание понять то, что излагает учитель, и запомнить материал.
Учащиеся могут попросить учителя ответить на возникшие у них вопросы. Активность необходима и при повторении.
В своё время К. Д. Ушинский убедительно показал, что только активное повторение является достаточно продуктивным, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность.
Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.
Совершенно немыслимо без высокой активности ученика самостоятельное приобретение им новых знаний и умений, выполнение творческой работы, в которой требуется применение знаний для решения каких-либо новых задач.
Без самостоятельной работы учащихся нельзя выработать у них никаких умений и навыков. Для действительного овладения умениями и навыками необходимо организовывать соответствующую практическую деятельность учащихся с тем, чтобы им приходилось постепенно преодолевать нарастаю-
щие трудности, проявлять всё большую и большую степень самостоятельности.
Наблюдения учащихся, выражение ими знаний, мыслей в устной, письменной форме, а тем более их практическая трудовая деятельность достигают высокого качества только при достаточной активности. Активность непременно предполагает ту или иную степень самостоятельности мысли ученика.
Самостоятельная работа предполагает непременно соединение самостоятельной мысли учащихся с самостоятельным выполнением ими умственных или физических действий.
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения -это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических действий.
Для самостоятельного выполнения работы нужно такое время, когда в деятельность ученика никто не вмешивается, когда он именно сам сосредотачивает свои усилия, сам решает поставленную перед ним задачу.
Степень самостоятельности в работах учащихся зависит от характера их деятельности.
Действия, основанные на подражании, имеют место на всех ступенях обучения. И если работа по таким заданиям организуется так, что ученик, выполняя ее, сознательно стремится к лучшему достижению цели, т. е. К лучшему качеству, показанному в образце, то ее можно отнести к самостоятельной работе. Тренировочные работы необходимы для образования и совершенствования многих навыков. Упражнения это повторное выполнение одинаковых действий, но на разном материале, иногда с применением новых приемов. Посредством упражнений формируются самые разные умения, в том числе и очень сложные. Необходимо нарастание трудности, нарастание сложности в работе, введение новых моментов в неё, чтобы она была самостоятельной. Чрезвычайно важно включать в процесс обучения созидательную деятельность учащихся. Необходимо стимулировать учащихся на деятельность творческого характера, давать им задания, требующие творческо- го выполнения работы, собственной инициативы.
К творческим работам относятся, к примеру: сочинения, содержащие собственные мысли ученика, конструирование и изготовление моделей, макетов и т. д.
При выполнении таких работ наиболее полно развёртываются познавательные силы и способности учащихся, развивается умение применять знания в жизни.
В процессе усвоения знаний на основе принципа сознательности необходима большая работа учащихся по осмысливанию изучаемого материала.
Важно, чтобы учащиеся сами разбирались в изучаемых фактах, осознавали последовательность явлений и событий, связи между предметами и явлениями, основания для выводов и обобщений, убеждались бы в их истинности.
Для этих-то задач важной является организация самостоятельной работы учащихся по осмысливанию изучаемого материала, услышанного от учителя и прочитанного в учебнике или другой книге.
В содержание заданий, предлагаемых учащимся с этой целью, входит, например, составление плана прочитанного и отыскание ответов на предложенные вопросы, объяснение новых фактов, доказательство тех или иных положений на основе знаний, полученных ранее. Но учащимся необходимо самостоятельно работать не только над овладением знаниями по темам и вопросам, изложенных учителем.
Школа должна их научить также самостоятельно приобретать новые знания из различных источников. Это очень важные, жизненно необходимые умения и навыки. Необходимо поддерживать и развивать у учащихся интерес к книге и обучать их приёмам работы с книгами разного характера.
Рационально поставленное обучение должно способствовать тому, чтобы знания, приобретаемые учащимися, были их активным достоянием, то есть, чтобы учащиеся могли и умели ими пользоваться в дальнейшей познавательной и практической деятельности. Следует заботиться не только о сознательности, но и о прочности усвоения знаний, умений и навыков. Поэтому в обучении необходимо уделять большое внимание самостоятельным работам учащихся, с целью повторения и систематизации знаний. Каждая самостоятельная работа ученика служит в той или иной мере показателем качества знаний, умений и навыков, какими овладевает ученик. Все самостоятельные работы учащихся дают, благодарный материал для учёта их учебной работы, для проверки объёма и качества знаний, для определения достижений и пробелов. Есть самостоятельные работы, которые ставятся специально с целью проверки. Это контрольные работы. Все письменные, практические контрольные работы должны ставиться как самостоятельные. В процессе обучения важную роль играют различные виды самостоятельных работ учащихся, выполняемые после проверки знаний.
Школьники получают задания, имеющие целью осмысливание своих ошибок и предупреждение их в дальнейшем.
Самостоятельные работы учащихся в процессе обучения многообразны; выбор их зависит в основном от разных образовательных и воспитательных задач. Степень самостоятельности учеников в этих работах бывает различной. Задача учителя заключается в том, чтобы вести учащихся по пути, который будет способствовать развитию у них умений работать с наибольшей самостоятельностью, как в приобретении знаний, так и в их применении в умственном и физическом труде.
Учитель, ориентирующийся на широкое применение самостоятельных работ учащимися, прежде всего, предъявляет особые требования к своему изложению предмета.
Включая в процесс обучения самостоятельные работы учащихся, учитель должен заботиться о том, чтобы освоение учащимися каждого нового вида работы было подготовлено предшествующими занятиями; важно, чтобы учащиеся не останавливались надолго на одном уровне, а овладевали бы постепенно следующими видами работы, требующими от них всё более и более высокой степени самостоятельности. Умение так планировать виды самостоятельных работ и включать разные задания в учебный процесс, чтобы стимулировать учащихся к новым усилиям в работе, к самостоятельному преодолению новых трудностей это существенный признак мастерства учителя.
Самостоятельная работа при правильной её организации даёт возможность развернуться индивидуальности каждого ученика. Одним из важнейших условий для этого является возбуждение и поддержание интереса учащихся к знаниям с целью овладения ими и применения их на практике.
Учитель должен уметь так организовать учебный прогресс, чтобы был какой-то обязательный минимум для всего класса, а для более сильных задания, позволяющие им глубже овладевать знаниями, совершенствовать умения и навыки.
Самостоятельная работа предполагает индивидуальное её выполнение каждым учеником. Есть задания, даваемые для выполнения коллективу бригаде, звену. В этих случаях дело организуется так, чтобы каждый ученик, неся ответственность за работу всего коллектива в целом, самостоятельно выполнял свою долю работы. Здесь возможны разные формы сотрудничества и взаимопомощи. В познавательной деятельности возможны задания, при выполнении которых учащиеся будут помогать друг другу. У детей сильно стремление делиться своими знаниями с другими, желание быть полезным другим.
Крайне важно вводить на уроках самостоятельную работу учащихся, начиная с младших классов, и постепенно учить их системе методов и приёмов самостоятельной работы. Именно такая постановка дела важнейший путь повышения эффективности обучения в целом.
Самостоятельная работа учащихся помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде.
При правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями. Самостоятельная работа учащихся проявляется в действиях различного характера: в подражании образцу, в тренировочных упражнениях, в упражнениях на изменённом материале, в осмысливании прослушанного и прочитанного материала, а также материала наблюдений, в приобретении новых знаний из различных источников, в применении знаний в умственной и практической творческой деятельности, в повторении изучаемого и в учёте своего труда и своих знаний. В каждой сфере учебной деятельности степень самостоятельности учащихся в работе должна постепенно нарастать; это обеспечивается изменением характера заданий. В конечном счёте, учащиеся должны научиться самоконтролю, учёту своей работы и оценке её хода и результатов.
Учителю необходимо вводить в учебный процесс обучение школьников разнообразным методам и приёмам самостоятельной работы, составлять задания с постепенным нарастанием степени самостоятельности, консультировать учащихся, приучать их к самоконтролю, изучать их развитие с учётом индивидуальности каждого и при всём том воспитывать у них активность, самостоятельность и инициативность как черты их личности.

1.2 Дидактические основы классификации самостоятельных работ.
Повышения эффективности самостоятельных работ определяется тем, что предметно-содержательная сторона выполняемой работы превращается для учащихся в лично значимое содержание самого процесса его деятельности. Для действительного овладения умениями и навыками необходимо организовать соответствующую практическую деятельность учащихся с тем, чтобы им приходилось постепенно преодолевать нарастающие трудности, проявлять все большую и большую степень самостоятельности. Прослеживается 3 этапа в деятельности учащихся:
этап фиксации понятий, выраженные те или иные знания.
этап их понимания, объяснения.
этап применения знаний на практике.
Содержание деятельности ученика на этих этапах состоит:
1) в накоплении некоторого набора понятий,
2) в проведение их в определенную систему.
Рассмотрим типы самостоятельных работ. Самостоятельные работы по образцу. Работы этого типа выполняет учение всецело на основе образца, подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности школьника не выходит за рамки воспроизводящей деятельности. Особое место в числе самостоятельных работ по образцу в ряде курсов учебных дисциплин занимают всевозможные таблицы, схемы, заполнение ко- торых предлагается учащимся после изложения учителем нового материала. Уровень познавательной самостоятельности в деятельности ученика проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, текстуальном воспроизведении или подведении нового факта под уже известное понятие.
Назначение самостоятельных работ по образцу совсем иное. Содействуя понятию учеником опорных фактов и способов деятельности в области изучаемой дисциплины, умений и навыков, их прочному закреплению, эти работы создают необходимые условия для перехода ребят к выполнению заданий более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности.
Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учения проявляется в ходе выполнения им творческих самостоятельных работ.
Учащиеся при выполнении творческих работ вынуждены, прежде всего, задуматься о нахождении способа деятельности и о характере тех существенно новых знаний, которые он должен получить в ходе решения задачи. Для этого учащиеся должны подвергнуть анализу условия задачи, открыть новый принцип решения и в зависимости от этого направить свои поиски на развитие и логического обоснования полученного нового принципа решения, прежние знания и опыт познавательной и практической деятельности используемым им выборочно в зависимости от анализа условий конкретной задачи.
Творческая деятельность учеников в обучении протекает на разных уровнях. Самая, высокая ступень творческой самостоятельности это умение ученика выделить и сформулировать проблему в заданной ситуации, поставить новую проблему и разработать план её решения, определить пути поиска решения.
Осуществляя обогащение дидактических идей, накопленных ранее, большинство дидактов отмечают, что самостоятельные работы:
способствуют формированию мировоззрения школьников;
обеспечивают прочное усвоение приобретаемых знаний;
вооружают учащихся практическими навыками; -учат творчески применять имеющиеся знания;
-является ведущим фактором активной мыслительной деятельности.
Самостоятельная работа рассматривается как необходимое звено учебного процесса. Школьник должен выступать не простым потребителем готовых знаний, а соучастником творческого поиска в процессе познания. Плавное нарастание самостоятельности учащихся на уроке, достаточно высокий удельный вес этого вида деятельности повышает результат работы. Эффективность урока может быть повышена несколькими путями:
- путём улучшения его построения, более чёткого его структурирования;
- путём отбора наиболее целесообразных, методически оправданных спо- собов и приёмов ведения урока.
Познавательная активность учащихся имеет разные проявления. Ученик может внимательно слушать учителя, заполнять схемы по его указаниям. В этих заданиях он тоже проявляет свою активность. Но эта активность непродуктивная, подражательная. От неё отличается другой вид активности ученика. Тот, в основе которого лежит инициатива самого ученика в познании, его интерес к учебной деятельности.
При наличии творческой активности черты ученика характеризует потребность в знаниях, умение мыслить самостоятельно, способность ориентироваться в новой ситуации, желание глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания. В познавательной самостоятельности ученика сливаются стремление и умение действовать самостоятельно.
Учитель организует и направляет самостоятельную деятельность учащихся. При этом учитель приближает самостоятельную работу учащихся к началу изучения новой темы, увеличивает в работе учащихся элементы творчества. При изучении нового вводятся элементы исследования. Соответственно сокращает объём однотипной тренировочной работы.
Исследователями (И. Т. Огородников, О. Т. Бочковская, И. Волков, М. А. Данилов, А. А. Кирсанов) установлено, что самостоятельная работа организуемая в различных формах (фронтальной, групповой, индивидуальной), наиболее адекватна школьникам с различной обучаемостью и работоспособностью, и способствует их интенсивному развитию.

Фронтальная и индивидуальная самостоятельная работа
Под фронтальными работами подразумеваются такие работы, которые имеют своей целью расширение и углубление знаний учащихся, развитие их способностей и дарований и приобщение к творческой работе над избранными вопросами.
Индивидуальная самостоятельная работа обусловлена дифференцированным подходом к обучению детей, значительно развивает способности и склонности отдельной личности, развивает творческие силы, расширяет кругозор, обеспечивает развитие интереса к предмету и учению в целом.
Под групповыми самостоятельными работами - такие работы, которые выполняются школьниками, непосредственно взаимодействующими между собой, когда осуществляется «совместно согласованная деятельность».
Главным аргументом групповой работы является совместный труд учеников во имя коллективных интересов.
Фронтальная форма работы, оставаясь ведущей на уроке, является основной групповой и индивидуальной, а поэтому они чаще встречаются в опре- деленном сочетании.
Групповая работа способствует развитию и коллектива, и личности, формирует ответственность каждого перед коллективом и коллектива за судьбу каждого, так как коллектив воздействует на учащихся, оказывает мотивирующее влияние, способствует развитию познавательных потребностей, возникает ситуация соревнования у школьников формируется положительное отношение к учению.
Самостоятельная работа как вид деятельности характеризуется целенаправленной, обязательной организацией и упражнением. Поэтому, высту- пая самостоятельной учебной единицей, она может быть выражена в определенной форме фронтальной, групповой, индивидуальной.
Учителю необходимо знать интересы школьников, дифференцированно подходить к организации их самостоятельной работы. Учёт этих возможностей позволит в одно и то же время освоить большой по объему материал, чем обычный. При выполнении самостоятельных работ выбор организационных форм учебной деятельности определяется рядом факторов:- содержание учебного материала; - уровнем учебных возможностей школьников данного класса; - возрастными особенностями; - уровнем учебных возможностей школьников; - уровнем подготовки учащихся к выполнению данной работы; - темпом работы отдельных школьников, групп; - отношение к данному предмету и виду деятельности; - степенью руководства данной работы со стороны учителя.
Школьников с высоким уровнем учебных возможностей следует чаще включать в работу над упражнениями реконструктивного характера, давать возможность больше выполнять творческие работы.
Учащегося со средним уровнем учебной работоспособности и обучаемости учителя стремятся последовательно переключать от менее сложных к более сложным видам работ, постепенно приближает их к решению задач творческого, поискового характера.
Школьники, отличающиеся низким уровнем учебных возможностей, как правило, должны работать под непосредственным руководством и контролем учителя, постепенно переходя от одного к другому виду упражнений.
На этапе закрепления знаний, при подборе самостоятельных заданий от простых или менее сложных к сложным, то есть, на такой подбор заданий, который рассчитан на постепенное и логическое увеличение их сложности. Необходимо строгое соблюдение соответствия задач возможностям учащихся (без превышения).
С позиции содержания учитель смотрит, какие понятия темы должны быть раскрыты, на каком уровне, и как это должно быть выражено в самостоятельной работе учащихся.
Такой логический выстроенный путь приводит от самостоятельной репродукции материи к развитию творческой деятельности.
Как показывает практика. Использование самостоятельной работы именно на этапе закрепления знаний дает наивысшие результаты; количество знаний учащихся возрастает в процессе их практического применения.
Чтобы вскрыть резервы дальнейшего повышения эффективности учебного процесса, необходимо не только перестроить структуру уроков и увеличить объем самостоятельной работы в обучении (в частности на этапе закрепления знаний), но и найти те конкретные формы руководства самостоятельной работой учащихся, которые являются наиболее современными для умения и развития учащихся. Воспитания их активности. Такими путями, является следующее: - рациональное дозирование создания сложных заданий, определение их рационального объема; - дозирование степени сложности: - изменение формы рассмотрения учебного материала.
В современном исследовании проблемы организации самостоятельной работы учитываются два фактора: деятельность учителя и деятельность учащихся во взаимной связи как основные. В отличие от этого подхода учитываем еще и фактор зависимости закрепления знаний от рациональной организации самостоятельной работы. Рациональная организация самостоятельной работы преследует цели не только прочного закрепления знаний, но и тесно связана с направлением на повышение качества всех параметров знаний. Прочность знаний, их глубина, широта, осознанность, действительность, целенаправленность и эффективность прямо завися от функционирования всех компонентов описанной системы при учете их потенционалъных возможностей.
Самостоятельная работа это деятельность учителя и учащихся, результат которой проявляется при условии их взаимодействия.
При организации самостоятельной работы явно прослеживается связь между реализуемыми в этом процессе ее видами и формами.
Для достижения качества знаний посредством самостоятельной работы учащихся учитель специально создает условия и обеспечивает ее организацию рациональным выбором средств.
Обобщение практического опыта дает возможность выявить зависимость повышения эффективности самостоятельной работы учащихся от оп- ределенных условий, при которых она реализуется.
Для организации самостоятельной работы на этапе закрепления знаний характерна усложняющая совместная деятельность учителя и учащихся.
Учитель, управляя, строит учебную деятельность ученика так, что постепенно уровень самостоятельности в закреплении возрастает. У учащихся открываются широкие перспективы в самоорганизации своей работы как по систематизации и обобщению знаний, запоминанию, сохранению, воспроизведению, их актуализации, так и по практическому – применению.
Количество закрепленных знаков зависит от организации учителем, именно самостоятельной работы, от правильности сформулированных задач, от мотивации, создания, методов и приемов, оснащенности учебных занятий всем необходимым для, самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы на этапе закрепления знаний соответствует в определении следующих условий:
в формировании у учащихся умений самостоятельной работы основывающихся на возникающей потребности в значениях;
в совершенствовании форм организации самостоятельной работы учащихся;
- в определении оптимального сочетания приемов организации само- стоятельной работы учащихся.
Соблюдение всех перечисленных условий способствует повышению качества знаний.


Итак, умение планировать самостоятельные работы, включая различные задания в учебный процесс так, чтобы побуждать
учащихся к самостоятельному преодолению трудностей, это одно
из самых существенных условий эффективности самостоятельной работы учащихся.


















Глава 2. Содержание опытно- экспериментальной работы.
2.1. Описание хода и результатов эксперимента проведения самостоятельной работы на уроках русского языка.
В третьем классе был проведен эксперимент по русскому языку с целью: развития орфографической зоркости через систему самостоятельных работ над ошибками.
Весь эксперимент состоит из трех этапов.
1-ый этап - констатирующий был проведен в начале учебного
года.
Проведен диктант с целью: проверить умение писать под диктовку текст, включающий орфограммы по программе 2- го класса.
Результатами работ я была недовольна.
В классе 24 учащихся
„5’’-8, „4’’-8, „3’’-7, „2’’-1















Проанализировав работы, выявила, что у ребят слаборазвита орфографическая зоркость (то есть слуховая зоркость, зрительная зоркость.)
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикулярное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость это способность или умение быстро находить в тексте орфограммы и определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированностъ является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограммы в процессе письма.
2- ой этап формирующий.
Анализ письменных работ позволяет, как выявить пробелы в знаниях и умениях отдельных учеников, так и определить типичные ошибки всего класса. На основе полученных результатов составляю
таблицу по видам допускаемых ошибок.
Виды ошибок
Безударные гласные.
Парные согласные.
Непроизносимая согласная.
Разделительный ъ и ь.
Удвоенная согласная.
Приставки и предлоги.
Не с глаголами.
Словарные слова.








Фамилия
Объяснитель-
ный диктант
Виды ошибок
Диктант найти слова
Списывание
Виды Ошибок
Зритель-ный диктант
Виды ошибок

Ажиев Р.
4
4
4
4
6
4
1

Баклина К.
5
-
5
5
-
5
-

Байрамова С.
5
-
5
5
-
5
-

Березовский В.
3
1,8
2
3
1,6,2
3
1,6

Васильченко К.
4
1
4
4
1
5
-

Горбунова Л.
4
6
4
5
-
5
-

Жусупов А.
3
1,6
2
3
1,3
4
1

Иванова К.
5
-
5
5
-
5
-

Клевцова Д.
5
-
5
5
-
5
-

Кузенбаева Л.
5
-
5
5
-
5
-

Кравченко В.
5
-
5
5
-
5
-

Комаров С.
3
1,4
3
4
6
4
6

Каманин М.
3
1,2,4
3
4
1
4
1

Коняшкин М.
4
4
4
4
2
4
1

Литвинов М.
3
1,4,6
3
3
1,6
3
1,2

Мальцева М.
3
1,4,6
2
3
1,2
3
1,6

Нургалиева Д.
4
1
5
5
-
5
-

Нечаев В.
3
1,4
3
4
2
4
1

Пикалова Ю.
5
-
5
5
-
5
-

Пенькова Н.
5
-
5
5
-
5
-

Романов В.
3
1,4,6
2
3
1,2,6
3
1,3,6

Смирнова В.
5
-
5
5
-
5
-

Черных Д.
3
1,4
4
3
1,6
4
1,6

Щербакова Д.
5
-
5
4
1
5
-

Качество знаний
75%

83%

62%

62,5%


Подобная форма анализа ошибок дает учителя возможность не только вовремя ликвидировать типичные ошибки, допущенные большинством учащихся класса, но и своевременно прийти на помощь слабоуспевающим ученикам, методически правильно спланировать индивидуальную работу с ними и опрос на уроке.
Исходя из индивидуальных особенностей детей, ввела по уровневое обучение. Задания подобраны так, что при единой, познавательной цели и общем соединение они отличаются разной степенью трудности.
Задания составлены таким образом, чтобы к достижению единой цели учащиеся шли разными путями.
уровень- ученик закрепляет базовые знания.
уровень- уровень повышенной сложности. Он предполагает не только выполнение заданий по отработке учебного материала, но и развитие речи.
3 уровень - творческий. Он предполагает написание маленьких сочинений, исправление грамматических ошибок, развитие
логического мышления и развитие речи. (Приложение 1.)
С помощью тестов провожу контроль, который дает возможность определить, насколько ученик справился с теми требованиями, которые предъявляет школьная программа. Тест позволяет определить не только ,,проблемную зону”, дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу. (Приложение 2.)
3- ий этап контрольный.
На данном этапе был проведен контрольный диктант с целью: вспомнить и закрепить правописание безударной гласной в корне, звонкой и глухой согласной, непроизносимый согласной, предлог со словом, добиться, чтобы каждый ученик сознательно использовал правило при выполнение практических заданий.
По результатам диктанта была выведена степень обученности учащихся за 3- ю четверть.
X, Y, Z-,,5”, ,,4”, ,,3” - общее количество отметок в класс.
N -число учащихся в классе.
Р - число изучаемых предметов.
Диктант писали 24 учащихся „5”-6 СОУ 1=64,5% „4” -12 СОУ 2=37% „3”-5 СОУ 3=17%
„2”-1
Качество знаний 75%
После проведения эксперимента, сравним результаты









А * Х+ B * У + С * Z
COУ =
N * P













1-ый этап- констатирующий.




критерии уровни знаний
,,5’’ – 8 , ,,4’’ – 8 , ,,3’’ – 7 , ,,2’’ – 1
На начало эксперимента качество знаний 66%


3-ий этап контрольный







































,,5’’ – 6 , ,,4’’ – 12 , ,,3’’ – 5 , ,,2’’ – 1

Качество знаний -75%
Я использовала следующие виды работ: письмо с проговариванием, комментированное письмо, контрольное списывание, письмо по памяти, минутки чистописания, где использовались скороговорки, поговорки, пословицы, отрывки из стихотворений, грамматические зарядки:,, Какие буквы побеждают? "(Карточка 1.), работа с дидактическим материалом, различные перфокарты, карточки с упражнениями на орфографические и грамматические темы.
Положительные результаты дают такие приемы:
проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки.
Из сборников диктантов выписывала для себя слова с различными видами орфограмм, в которых ученики чаще всего допускают ошибки, разбила их на группы и сделала карточки.
С помощью родителей были сделаны комплекты карточек на каждого ученика, поэтому на уроке все учащиеся получают карточку одного и того же содержания. Комплекты регулярно меняются.
3.Ввела нумерацию орфограммы.
На минутках орфографических, в текстах упражнений, в словарных диктантах дети находили, обозначали орфограммы. Для этого использовала отрывки из стихотворений, пословиц, поговорок.
4. Использую абак для усвоения безударных гласных в корне слова, парных согласных. Работа проводится устно, фронтально, может чередоваться с устной работой, записью слов в тетради. Я называю слова по заранее подготовленному тексту, дети показывают букву, которую надо писать в этом слове, объясняют.
В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы выполняли разно уровневые задания. Эти задания я предлагаю учащимся на индивидуальных карточках. Дети работают в парах или индивидуально, в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее. Работа с карточкой дает полную картину усвоения учащимся изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время.
Работая с карточкой, учащиеся проявляют самостоятельность, еще раз повторяют орфограмму и закрепляют ее при выполнение разно- уровненого задания, проявляют упорство и аккуратность.




Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встречающихся на страницах учебников в начальной школе. Учу видеть такие слова в стихах, рассказах, упражнениях и находить им объяснения.
Применяю диктанты: предупредительный, словарный, зрительный, творческий.
Каждый ученик ведет индивидуальный словарик ,, Мои ошибки’’ , пользуется памяткой, а учитель ведет учет
грамотности учащихся.
Дата проведения работы
Типичные ошибки учащихся
Типичные
индивидуальные
ошибки.

Диктант 30 октября
Правописание безударных гласных в корне (листву,
убежал)
Романов Валера (без.
Гл.) врагов,ловила. 2. Мальцева Марина (без. Гл, перенос)

Целенаправленная систематическая работа по формированию
орфографической зоркости дала хорошие результаты. Дети усвоили основные орфограммы, научились определять место в слове, где возникают орфографические трудности.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей

анализировать и синтезировать.












2.2 Методические рекомендации к проведению
самостоятельной работы учащихся над ошибками
Использую активные методы обучения: работу в малых группах, бригадах, парах. Используя технические средства, вводятся опорные сигналы, работа ассистентов, увеличивается время самостоятельной работы на уроке. Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися класса обучать их приёмам самостоятельной работы: взаимоконтролю, взаимообучению, взаимооценке, самоконтролю и самооценке.
Умение списать слово без ошибки, умение сверить списанное с текстом книги, с написанным на доске, умение заметить ошибку всё это постепенно переходит в умение замечать малейшие отклонения от нормы, видеть образ слова в его правильном написании. У учащихся вырабатывается орфографическая зоркость как первичный элемент самоконтроля. Постепенно такая зоркость в результате многократных повторений и побуждений со стороны учителя становится привычкой, переходит в умение проверять себя, следить за своим письмом. У ученика появляется потребность осуществлять самоконтроль в процессе письма, привычки контролировать себя не только после завершения письма, но и до написания.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно.
Важное звено в обучении правописанию самостоятельная работа учащихся над своими ошибками.




Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками:
1. Самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях.
2. Самостоятельное объяснение учащимся правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки.
3. Подбор проверочных слов к данным словам.
4. Выбор слов из «словаря» для сопоставления и проверки написания их.
5. Взаимопроверка работ учащимися.
6. Подбор аналогичных примеров с данной орфограммой.
7. Подбор примеров, противоположных по написанию.
8. Письменный орфографический разбор или разбор по составу слова.
9. Выписывание слов и словосочетаний из текста диктанта с определёнными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов.
При выполнении всех письменных работ возможно графическое выделение орфограмм, (подчёркивание). На определённой ступени обучения применению правил при объяснении написания слов использовали письменное комментирование: подчёркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как учащиеся постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, никак не могут заметить их быстро. А некоторые подчёркивают без разбору, в том числе ударные гласные или безударные ы,у. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.
Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе и начинаться с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. Проверив письменные работы учащихся, учитель должен отметить те группы ошибок, которые являются типичными в данном случае для всех учащихся и над которыми нужно основательно поработать в классе коллективно. Дома учащиеся работают над остальными индивидуальными ошибками.
Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, обязательно знакомимся с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками». В этой «Памятке ...» даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, чтобы объяснить данную орфограмму (Приложение №3).
Говорю ученику: «Определи, Саша, правила, на которые ты допустил ошибку. Прочитай в памятке, как её проработать и выполни». На примере Саши учится весь класс. Такую работу провожу до тех пор, пока не почувствую, что почти все дети могут самостоятельно её выполнять. Эту работу дети проводят ежедневно перед выполнением домашней работы, а не после, и она помогает повышению грамотности.
Чтобы все дети работали над ошибками, чтобы эта работа давала положительные результаты, применяю индивидуальные задания. На полях против неправильно написанного слова, а иногда в конце работы пишу задание из 1-2 пунктов. Получив тетрадь, ученик видит, что ему нужно сделать, чтобы в дальнейшем по возможности не повторять допущенных ошибок.
В русском языке есть много слов, написание которых нужно запомнить. Для этого дети в своих тетрадях первую страницу оставляют чистой. Вверху крупными буквами я пишу: «Запомнить!». Сюда учащиеся записывают слова, которые я выделяю для запоминания. Перед тем как выписать слово на первую страницу, ученик должен составить с ним предложение и записать в тетрадь.
Приступая к выполнению домашнего задания, ученик должен повторить слова на первой странице тетради. Когда тетрадь кончается, я указываю, какие слова перенести на первую страницу новой тетради. Некоторым, более сильным учащимся, разрешаю самим выбрать, какие слова перенести в новую тетрадь. Постоянно повторяя эти слова, учащиеся твёрдо запоминают их написание.
Кроме этого вида работы, давала и другие задания.
1. Напиши названия шести предметов, которые ты видишь вокруг. Поставь в словах знак ударения.
2. Разбери по составу слова: прогулка, посадка.


II
1. Повтори правило о правописании приставок.
2. Придумай и запиши в тетрадь слова с такими приставками: о- ,у- ,со-, за-.
3. Придумай и запиши в тетрадь слова с предлогами: о, у, в, за.
III
1. Запомни: солома, вагон.
2. Проверь написание: ост_новка, ок_залось.
3. Придумай слова, употребив приставки:с- ,до-, по-.
IV
1. Проверь по словарю: стар_ к, стар_й (человек), остр_тъ, острей, остр_ё. 2. Запомни: счастье.
3. Объясни: безжалостный. Напиши четыре слова на это правило. С любым из этих слов составь предложение.
V
1.Напиши восемь слов с шипящей на конце, четыре слова с мягким знаком, четыре без мягкого знака.
Задания стараюсь разнообразить. Сильным ученикам чаще предлагаю объяснить свои ошибки, слабым указываю, какое правило надо прочитать.
Самое важное в работе над ошибками добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться, от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.
Чтобы заставить ребят серьёзно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавиться от них, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого на полях ставлю палочку, а в конце работы вместо оценки ставлю точку. Ученик, получив работу без оценки, сразу же принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка. Если он не может найти ошибку сам, то спрашивает у рядом сидящего, если они оба не находят слова с ошибочным написанием, то ищут правило в учебнике и исправляют ошибку. Затем это слово ученик выписывает, внизу под работой, подчёркивает ошибочно написанную букву и приписывает проверочное слово.
Как правило, ученики не любят исправлять свои ошибки, тем более вникать в причину, находить правило. Но я заставляю их это делать: не выставляю оценку за работу до тех пор, пока не будет проведена работа над ошибками. Зная моё требование, ученик другую работу выполняет более вдумчиво и сосредоточенно. Такой подход к работе над ошибками повышает грамотность учащихся. Каждый раз, работая с «Памяткой ...», ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Всё это способствует лучшему запоминанию орфограмм.
Полезной формой работы над ошибками является ведение детьми индивидуальных словариков с разделом «Мои ошибки». Ученик записывает в тетрадь слово, в котором сделал ошибку, орфограмму выделяет, подбирает проверочное слово или 2-3 слова на это правило. И так поступаю каждый день.
Такие слова учитель должен включать в тренировочные упражнения, творческие и контрольные работы.
Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только после соответствующей подготовки школьников к её выполнению. Поэтому, прежде, чем проводить урок работы над ошибками, нужно проверить письменную работу, выявить типичные ошибки и уже на основании этого предложить детям предварительное задание: повторить правила, которые нарушены большинством учащихся. Такое задание выполняется до урока работы над ошибками. В этом случае дети придут подготовленными, следовательно, учитель сможет, опираясь на воспроизведённые знания по теоретиче-
скому материалу, организовать работу над ошибками в плане закрепления нарушенных правил. Так урок работы над ошибками превращается в урок закрепления, то есть по формированию у учащихся навыков грамотного письма.
Фронтальная работа над ошибками, типичными для всего класса, необходима для усвоения правил и их закрепления. Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками.
Возникают трудности из-за разнородности ошибок и различного темпа работы учащихся,
Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Если для правописания слов с непроизносимыми согласными достаточно подобрать как можно больше подобных слов, написать, запомнить их правописание, подчеркнув непроизносимые согласные, и найти к ним проверочные слова, то для правильного написания гласных в корне необходимо подобрать родственные слова, выделить в них корень, написать, поставить знак ударения в родственных словах и подчеркнуть проверочные слова. Для правописания слов с глухими и звонкими согласными необходимо найти в учебнике и повторить соответствующее правило и выполнить упражнение, подтверждающее это правило.
Не все ученики могут самостоятельно найти правильный путь работы над ошибками. Часть учащихся, владеющая быстрым темпом, выполняет задания быстрее. Для них необходимо подготовить дополнительный материал.
По мере овладения умением самостоятельно выполнять задания организуется индивидуальная самостоятельная работа над ошибками по карточке.
Самостоятельная работа учащихся над ошибками имеет большое значение. При такой организации работы ученик действительно приучается работать самостоятельно. Имея задание, которое он должен выполнить сам, не заглядывая в тетрадь соседа, ученик начинает по-настоящему учиться, задумываться над написанием слов.
При организации самостоятельной работы время каждого ученика используется целесообразно. Учитель, пользуясь тем, что все дети заняты работой, может уделить внимание слабоуспевающим, дать им дополнительные разъяснения. Для тех, кто в последней контрольной работе не допустил ошибок, даётся дидактический материал, стимулирующий творческую деятельность: составление рассказов по данным словам, по картине, по плану.
Все задания по работе над ошибками учитель строго контролирует и тщательно проверяет. Ошибки выписываю, классифицирую и использую различные виды работ над ошибками. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её.
Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому всё своё внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении, и при самоподготовке накануне контрольной работы. Положительные результаты дают такие приёмы:
1) Проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в кото- рых были допущены ошибки (из рассказа «Зима»: красавица, выпал, началась, выглянуло, одарил, метель);
2) Письмо по памяти (отрывок из рассказа в «Книге для чтения»: Из кустов выскочил встревоженный заяц. Он убегал от хитрой лисицы. Давно она за ним следила.). Дети находят каждую орфограмму, проверяют её под моим руководством, пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с со- седом.
3) Выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной.
Работа с текстом, записанным на доске (выбирают глаголы с без- ударной гласной в корне).
Вот ещё несколько приёмов, позволяющих или не допускать ошибок, или быстро их находить и исправлять. Перед диктантом, изложением выписываю все трудные слова и включаю их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая работа. Дети читают эти слова хором и индивиду-
алъно, запоминают и объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктанте.
После проведения диктанта учитель выписывает в тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. В последующие дни эти слова анализируются, и так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.
Диктант «Проверяю себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно написать слово. И только после этого вставляют нужную орфограмму.
Трудно перечислить все приёмы работы над ошибками. Этот прогресс творческий, трудоёмкий, но такой труд окупается более высокой грамотностью.
Итак, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:
самостоятельное отыскивание и исправление ошибок;
самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки;
составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки;
работа с орфографическим словарём;
5) выполнение дополнительных тренировочных упражнений на те прави- ла, на которые допущены ошибки.
Основная задача уроков русского языка развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления.
Самостоятельная работа одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса.





Заключение
Включая в процесс обучения самостоятельные работы, учитель заботиться о том, чтобы освоение учащимися каждого нового вида работы было подготовлено предшествующими занятиями, и в то же время важно, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а овладевали бы постепенно следующими видами работы, требующими от них всё более высокой степени самостоятельности. Умение так планировать виды самостоятельных работ, чтобы стимулировать учащихся к новым усилиям в работе, к самостоятельному преодолению новых трудностей это существенный признак мастерства учителя.
Рассмотрев и изучив проблему, нами были решены все задачи, которые мы поставили перед собой. А именно, мы доказали, что при систематическом выполнении самостоятельных работ на должностном дидактическом уровне качество и прочность усваиваемых школьниками знаний повышается, развиваются познавательные интересы, мыслительная деятельность, умения и навыки учащихся.
Проведённый эксперимент заставляет глубже проникнуть в значимость самостоятельных работ, объективно вскрыть её взаимосвязь с учебным процессом, сделать после изучения достоверные выводы. В эксперименте по русскому языку мы своей целью ставим: «развить орфографическую зоркость через систему самостоятельных работ над ошибками» - и мы её добились. Результаты контрольных работ позволяют сделать вывод: если в I четверти качество знаний 66%, то в III четверти 75%
Усвоение знаний, формирование учебных умений и навыков предполагает организацию самостоятельной деятельности, только через самостоятельную работу знания становятся достоянием личности



Литература
1. Белокур Н Ф. Формы организации самостоятельной деятельности при выполнении учащимися самостоятельных работ М., 1965.
Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся - М., 1984.
Волошина О. И. Русский язык // Учебно-методическое пособие. Тесты - М., 1999, с. 54.
Гранщкая А. С. Научить думать и действовать М., 1991.
Голант Е. Я. Значение самостоятельной работы школьников // Совет- екая педагогика - I960, № 3, с. 15-17.
Голант Е. Я. Воспитание познавательной активности и самостоя- телъности учащихсяМ., 1974.
Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразо- ванию -М., 1983.
Данилов М. А. Воспитание у школьников самостоятельности // Совет- ская педагогика 1961, № 8, с. 18-20.
Дайри Н. М. О сущности самостоятельной работы //Народное обра- зование - 1963, № 5, с. 36-38.
10. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках М., 1981.
11. Звягин А . Виды самостоятельной работы, способствующие сис-тематизации знаний М, 1961.
12. Иванов В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправле- ние -М, 1991.
13. Кашин М. О самостоятельной работе учащихся на уроке //Советская педагогика 1957, № 5, с. 15-17.
Коротяев Б. И. Учение - процесс творческий - М., 1980.
Кочеткова 77. 77. Развитие знаний учащихся в процессе выполнения самостоятельных работ-М., 1972.
Кукла Г. Самоконтроль как необходимый компонент самостоя-тельной работы учащихся М., 1962.
Лемберг Р. Г. О самостоятельной работе учащихся //Народное обра- зование- 1963. № 5, с. 25-27.
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте -М.,1983.
Микелъсон Р. М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения - М, 1982.
Нилъсон О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся - Таллин, 1976.
Огородников И. Т. Проблема повышения эффективности урока//Со-ветская педагогика, 1961, № 8, с. 18-21.
Онищук В. А. Урок в современной школе М., 1982.
Осницкий А. К. Психология самостоятельности Нальчик, 1996.
Панфилова Т. С. Самостоятельная работа учащихся в процессе овла-дения знаниями - М., 1960.
Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить - М, 1979.
Пидкасистый И., Коротяев Б. И. Организация деятельности уче- никое на уроке М., 1985.
Пидкасистый И. Самостоятельная деятельность учащихся М., 1972.
Пидкасистый П. И. Педагогика-М., 1998.
Плотников П. И. Организация самостоятельной работы учащихся// Советская педагогика, 1937, №4, с. 10-14.
Смирнова В. Н. Самостоятельная работа учащихся на уроках русско-
го языка М, 1962.
Томин Н. А. Самостоятельная работа учащихся на этапе закрепле-
ния знаний М., 1980.

Приложение 3
Карточка № 1.
Спишите. Напишите проверочные слова.
Тр_пинка, тр_щат, л ства, побежали, цвлты, ул_тают.
Карточка № 2.
Вставьте пропущенные буквы и напишите проверочные слова. Пол_скать ребёнка, пол_скатъ бельё, поседеть от старости, пос_деть на скамейке.
Карточка № 3.
Придумайте рассказ, используя слова: звёздный, счастливый.
Контрольное списывание.
Первый месяц осени похож на хитрого рыжего лиса.
Письмо по памяти.
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно,

Грачей пролётные стада Кричат и весело, и важно.
Диктант «Найди слова».
Поз ним ненас_ным вечером сч_с_ливые участники экспедиции ост_н_вилис_ на н_чле__ в горной мес _ности.
Диктант с объяснением.
Хорошо хл_бам под снежн_ шубой. Т_пло им под пушист_ подушкой.

Зрительный диктант (на доске).
В зимн_ сумерки с_ва вылетает на охоту. Лё_к__ сн_ж_нки медленно
опускались на крыши домов.
Диктант с обоснованием.
Учитель диктует слова, например с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, то есть обосновать орфограмму.
Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений и даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной, с непроизносимой согласной. (Тексты небольшие по объёму.)
«Пятиминутка на уроке».
На каждом уроке отвожу 5 минут на повторение (одну тему). Повторяем тему: Правописание ъ,ь знаков. В понедельник ученики пишут 10 слов на данную тему с объяснением. Во вторник эти же слова, но под диктовку, без объяснения. Учитель проверяет и выписывает слова, в которых дети допустили ошибки. В среду пишут слова, в которых были допущены ошибки, и новые слова. В четверг пишут небольшой диктант, насыщенный словами с разделительными знаками. Учитель проверяет его и выписывает слова с ошибками. Из этих слов он составляет новый диктант, который учащиеся пишут в пятницу. Если ученики допустили ошибки, значит, всю следующую неделю нужно заниматься повторением этой темы.


Упражнения выработка орфографической зоркости.
На доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с удвоенной согласной. Задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.
Орфографическое проговаривание.
Каждое слово произноситься так, как пишется, и поэтому «в памяти» движений остаётся память движений речевого аппарата. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию. Рекомендуют двоякое произношение: сначала орфоэпическое, затем орфографическое. При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
Предупредительный диктант.
При проведении которого диктуемый учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем
запись).
Объяснительный диктант.
Сначала записываем диктант, а затем даются объяснения.
Объяснительный диктант так же, как и предупредительный, может быть либо зрительным, либо слуховым, в зависимости от того, видят ли учащиеся сами написанное или нет.
Зрительный диктант.
Это такое орфографическое упражнение, перед написанием которого учащиеся в воспринимаемом зрительно в тексте без пропуска орфограмм (словах, словосочетаниях, предложениях) находят изучаемые орфограммы, называют их опознавательные признаки и объясняют условия выбора написания, то есть выполняют орфографический разбор. Проведение зрительного диктанта на этапе становления орфографического навыка, когда происходит осмысление правила, необходимо. Это связано с тем, что он опирается на работу нескольких анализаторов: текст в целом, отдельные слова, орфограммы воспринимаются зрительно, во время орфографического разбора отвечающие ученики произносят слова, выделяя, объясняя в них нужную орфограмму и обеспечивая тем самым слуховое восприятие её, после чего запись текста под диктовку создаёт условия для моторного восприятия.
Выборочный диктант и выборочное списывание.
Организуют опознавание слов с нужной орфограммой при слуховом или зрительном восприятии текста.
Этот диктант ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изученными орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
Свободный диктант.
Учитель сначала выразительно читает весь текст и проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут
К чтению последующей части нужно переходить только тогда, когда все учащиеся напишут предыдущую. При проверке не добиваются дословного воспроизведения текста, важны главная мысль, правильное построение предложений, точное употребление слов, словосочетаний.





Приложение № 2
Тест
Тема: «Слово». Раздел: «Состав слова».
Какие умения проверяются: Общее понятие о частях слова
1 уровень
а) узнавать определение понятий «корень», «окончание», «приставка», «суффикс» (1);
б) повторить последовательность действий, необходимых для разбора слова по составу (2);
2 уровень
а) разбирать слово по составу (3);
б) находить ошибки в разборе слова по составу (4).
Окончание
1 уровень
а) ответить на вопрос, для чего служит окончание (5);
2 уровень
а) составлять предложения, изменяя окончания в словах (7 а, б);
б) изменять смысл предложения, изменяя окончания слов (6 а, б). Корень
1 уровень
а) повторить правило правописания безударных гласных в корне слова
(8);
б) повторить правила правописания непроизносимых согласных в корне
слова (13).
2 уровень
а) проверять правописание безударных гласных в корне слова (11);
б) находить ошибочное написание безударных гласных в корне слова (12);
в) проверять правописание непроизносимых согласных в корне слова (15);
г) из многообразия однокоренных слов выбрать проверочные (9, 10, 14).
1. Соедини линиями.
Корень слова - изменяемая часть слова, которая
служит для связи слов в предложении.
Окончание измененная часть слова, стояща после
корня и служащая для образования новых родственных слов.
Приставка- общая значимая часть всех родственных
слов.
Суффикс- изменяемая часть слова, стоящая перед
корнем, и служащая для образования новых родственных слов (46).
2. Допиши пропущенные слова.
Чтобы разобрать слова по составу, надо:

а) изменить форму слова для определения окончания;
б) подобрать и выделить____________ для on-
ределения корня;
в) выделить и суффикс, если они есть (36).
Разберите по составу слова (6 б.) Подстаканник, речной, подводный.
Найди ошибки в разборе слов, если они есть. Запиши.
Домашний , прекрасная ,
Подставка (66. -по 2 б. за правильное слово).
5. Выбери правильный ответ и обведи его кружком (2 б.). Окончание служит для:
а) образования новых родственных слов;
б) связи слов в предложении;
в) узнавания родственных слов.
6. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл предло- жения (4 б.-по 2 б. за правильное предложение).
а) Я рублю топор дровами. Я рубл_ топор_ дров_ .
б) Митю ела каша. Мит_ ел__ каш_.
7. Составь из перечисленных слов предложения, изменив окончания слов (4 б.).
а) в, берёзовая, грачи, роща, жил.
б) забрался, на, однажды, крыша, кот.
8. Вставь пропущенные слова (2 б.).
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить сло
во или подобрать____________________так, чтобы безударный гласный стал
ударным.

9. Выбери и подчеркни те слова, которые могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова дожди (4 б. - по 2 б. за подчёркнутое слово).
Дождевик, дождинка, дождик, дождит, дождь, дождливый.
10.Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные слова (8 б.).
Синева синька, синеть, синяк, синий. М_рской моряк, морячок, море.
Н_чевать ночной, ночка, ночлег, ночь.
11. Найди и исправь ошибки там, где они есть (6 б.).
Казёл, коренной, сасатъ, лежать, паляна, пешеход, лезатъ, астровной.
12 .Вставь пропущенную букву и подбери проверочное слово (8 б. ~ по 1 б. за ответ).
Л_сной - ,
гр_бной - ,
д_машний - .
13. Допишите правило (26.).
Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, нужно по- добрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит или согласные м, ..., ..., р.
14. Выбери и подчеркни те слова, которые могут быть проверочными для непроизносимых согласных в корне слова. Вставь там, где надо, пропущен- ную букву (5 б.).
Сер_це сердечко, сердитый, сердцам.
Местныйместо, наместник, местечко.
15. Подбери и напиши проверочное слово. Вставь, где надо, пропущенную букву.
Интерес_ный - , доблестный - ,
кос_ный- , здраствуй - .
8 баллов (по 1 баллу за каждую правильно вставленную букву и каждое правильно подобранное проверочное слово).

72. Максимальная сумма баллов
Менее 13 баллов тема не усвоена (2).
От 13 до 40 баллов тема усвоена удовлетворительно (3).
От 41 до 70 баллов - тема в целом усвоена хорошо (4).
От 71 до 72 баллов тема практически усвоена полностью (5).
На констатирующем этапе был проведён тест с целью проверки знаний состава слова.
В итоге: «5» - 4 (71-72 балла)
«4»-10 (41-70 баллов)
«3» - 9 (13-40 баллов)
«2» - 2 (12-10 баллов).

Приложение № 1
Самостоятельная работа трёх уровней.
Корневые орфограммы. «Безударная гласная».
Уровень 1.
Спишите. Напишите проверочные слова.
Ос_нъ, л_ства, тр_щат, поб_жали, червивое, по_вилась, б_лъшие,
улетают.
Уровень 2.
Подберите и запишите 3-4 слова с безударными гласными. Колкий - , , .
Полз - , , .
Вред - , , .
Уровень 3
Придумайте и запишите стихотворение с 4-5 парами проверяемых и
проверочных слов.

«Парная согласная».
Уровень 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Напишите проверочные слова. Скре(б,п)ка, расска(з,с), овра(г,к), снегопа(д,т), тру(б,п)ка, лё(г,к)остъ, гря(д,т)ка, но(ж,ш)ка, тро(б,п)ка.
Уровень 2.
К данным словам подберите однокоренные слова с парной согласной. Ходить, улыбаться, рубить, записывать, смазывать, беседовать.

Уровень 3.
Выпишите все слова с согласными в слабой позиции. Напишите проверочные слова.
Мы шли в лес по узкой тропке. За деревьями мы увидели соек. Обычно их можно видеть на лесных дорожках или опушках. Заметит сойка человека или собаку и издаёт резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опасности..
Как надо работать над ошибками (памятка для ученика).
1.Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
2.Если допустил ошибку на правило, то сначала определи, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
З.Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как пишется приставка, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.
4.Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши ещё несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5.Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши ещё два слова с тем же суффиксом Выдели суфикс. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж:, склонение, окончание. Составь
предложение с существительным в этом же падеже.
6. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. По роду и падежу существительного узнай род и падеж:; прилагательного, вспомни окончание. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
7. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределённую форму глагола, узнай спряжение, определи время, лицо, число глагола. Составь предложение с этим глаголом.
Памятка..
1. Перенос слов.
Ма-ленъкий, маленъ-кий.
Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.
2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн.
(Напиши слово правильно, подбери ещё три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило; чулки, чудо, кричу, чугун.
3. Большая буква в именах собственных.
Ленинград название города.
Иванов Сергей Петрович фамилия, имя, отчество
С Жучкой кличка животного.
4. Безударные гласные в корне слова. Грозы гроза, снег снега.
5. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Грибы гриб,
шуба шубка.
6. Непроизносимые согласные в корне слова. Солнышко солнце, но опасен опасный.
7. Правописание приставки. Из садика; но переход.
8. Разделительные ъ и ъ. Подъезд, вьюга.
9. Раздельное написание предлога со словом. В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак (ъ) в конце существительных после шипящих. Ночь ж. р.; мяч
м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях прилагательных. Озером (каким?) глубоким; к лесу (какому?) сосновому.
12. Безударные падежные окончания существительных. Шёл (по чему?) по площади 3 скл., д. п. (по степи). Читали (о чём?) об улице 1 скл., п. п. (о земле). Мечтали (о чём?) о космосе 2 скл., п.п. (о коне).
13. Безударные личные окончания глаголов. Писать (не на итъ, не исключение, 1 спр) пишет.






Исследовательской базой является 3 ,,Г" класс Первомайской средней общеобразовательной школы Первомайского района Оренбургской области.
Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проводилось в 3 этапа.
Проект состоит из введения, в котором мы обосновали актуальность и значимость нашей проблемы, степень ее разработанности, определили цель, объект, предмет и задачи исследования и указали методы, при которых могут быть достигнуты и решены поставленные нами цель и задачи.
Глава 1, в которой мы провели анализ психолого-педагогической литературы по нашей проблеме. Расмотрели понятие самостоятельной работы в учебном процессе, типы самостоятельных работ, основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Сделанные нами методические выводы были положены в основу отбора приемов и упражнений самостоятельной работы учащихся.
Глава 2, в которой мы указали основные виды и приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками. Описание содержание и результаты опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Работа по данной программе была проведена с учащимися 3
класса с сентября 2007 по март 2008 года.
Заключение, в котором мы подвели итоги о проделанной
работе. Экспериментальная работа позволила сделать вывод о
том, что при систематическом выполнении самостоятельной
работы на должном дидактическом уровне качество и прочность
усваиваемых школьниками знаний повышается. Результаты
проверки подтвердили эффективность отобранных нами приемов и методов.
Списка литературы, который насчитывает 31 наименование. В исследовательской работе в основном нами были использованы исследования Буряк В. К., Голант Е.Я., Есипова Б. П., Пидкасистый П. И., Панфиловой Т. С, так как в их книгах даны методические рекомендации по самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения.






























































13PAGE 15


13PAGE 145215


МАОУ Первомайская СОШ



15