Эффективные способы формирования культуры речи в условиях компетентностно – ориентированного урока


Эффективные способы формирования культуры речи в условиях
компетентностно – ориентированного урока
Согласно государственным стандартам, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у учащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.
К сожалению, некоторые современные выпускники часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой информации, в том числе интернет-СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг за литературный язык.
Неоспоримо, что актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации. Это первое, почему данный вопрос актуален.
Во-вторых, задания по ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделено проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя разнообразные языковые средства. Именно поэтому доминирующей идеей является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Формирование коммуникативной личности, обладающей богатым познавательным опытом, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением совершенствоваться в родном языке – конечная цель уроков русского языка и литературы на современном этапе.
И вот здесь перед каждым учителем-словесником встает проблема, какие же технологии, приемы лучше использовать, и какие из них эффективны для формирования речевой культуры учащихся.
Характерным для культуры речи как выражения определенного уровня социальной культуры является то, что она всегда воздействует на сознание, поведение и деятельность людей.
Социальные аспекты культуры речи (возраст, уровень образования, пол, профессия, социальный статус) , наряду с другими аспектами речевой культуры, имеют паритетное (одинаковое) значение для совершенствования речи, так как определяющим образом воздействуют на речевое поведение как процесс выбора лучшего варианта для построения социально корректного высказывания.
Основной задачей в связи с этим является установка на результативное управление процессом усвоения знаний в рамках компетентностно – ориентированного урока . Очевидно, что общее направление формирования культуры и выразительности речи должно быть ведущим в процессе обучения (и не только русскому языку и литературе…..).
Принципиальным условием сегодня для решения этой задачи является компетентностно – ориентированный урок, отвечающий современным требованиям.
В качестве обучающего материала на таком уроке используется:
Артикуляционная разминка и дыхательная гимнастика
(занимает 1 – 1,5 минуты): снимает напряжение, способствует формированию речевых звуков
Цель проведения артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка. (Фомичева М.Ф..1989). Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, по 1 минуте.
2. Каждое упражнение выполняется по3 - 5 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 1-1,5 секунды (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Часть работы проводилась в форме обучающего и констатирующего эксперимента (эксперимент в отношении целеполагания и рефлексии в рамках компетентностного урока).
2.Целеполагание, как один из аспектов компетентностно – ориентированного урока, - первый, начальный этап процесса формирования культуры речи, предполагающий формулирование целей урока или с помощью опорного материала, или вопросов, или слов – помощников обучающимися со слабым уровнем культуры речи.
Для детей с большим словарным запасом и более высоким уровнем культуры речи подойдут следующие приемы постановки целей урока:
- Работа над понятием (зрительное восприятие названия темы урока, объяснение (можно с помощью Толкового словаря) значений в нее слов. - Эпиграф (предлагается осмыслить текст и подумать, как связан эпиграф с темой урока)
- Исключение (поставить цель и обосновать выбор через анализ общего и отличного)
- ситуация яркого пятна или проблемная ситуация
- трансформация темы урока в учебные задачи (информационная: что будем учить и чему будем учиться; операционная: как и каким образом; мотивационная: зачем нам это надо; коммуникативная: с кем и где?) и др.
3. Учителю же рекомендуется ставить цель урока таксономию Блума Б. (классификация и систематизация взаимосвязанных и последовательно расположенных по принципу нарастающей сложности). Первые категории характеризуют уровень знаний, остальные относятся к интеллектуальным качествам более высокого уровня деятельности. В основе таксономии лежит продвижение обучающегося по уровням освоения.
Эта схема, «функциональная пирамида», вырабатывает мыслительные навыки высшего порядка и могут быть положены в основу рефлексии:
1.
Уровни учебных целей Рефлексия свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание Что запомнилось из содержания темы урока?
2. Понимание Что из усвоенного я могу объяснить одноклассникам? родителям?
3. Применение Что вызвало затруднение при выполнении заданий и почему?
4. Анализ
На какие части (блоки) и по какому принципу можно разбить усвоенную информацию? Как связаны эти части?
5. Синтез
С каким изученным ранее материалом можно синтезировать изученное сегодня?
по принципу Д + Н = Д….. +Н = Д + Н =
6. Оценка
Насколько выводы по теме соответствуют имеющимся данным? Каково значение изученного? Где применить? Кого научить? С кем обсудить? Как отстоять свою точку зрения в спорной ситуации?
4. В качестве учебного материала предлагаются тексты различного типа /художественные, публицистические, научно-популярные/.
Занятия проводились по следующим этапам:
1)чтение обучающих текстов;
2) чтение контрольных текстов;
3) анализ обучающих текстов;
4) расстановка интонационных знаков в отдельных фразах;
5) расстановка интонационных знаков в текстах и их прочтение;
6) прослушивание образца и последующее чтение обучающих текстов;
7) запись контрольных текстов после обучающего эксперимента;
8) анализ проделанной работы, интервью испытуемых.
5. Прослушивание монологов мастеров сцены.
Театр одного актера. Александр Филиппенко.
В исполнении М.Ульянова прозвучали три рассказа В.М.Шукшина
Мастер-класс по художественному чтению "Живое слово" Институт Пушкина:
6. Видеолекции, адресованные участникам городского конкурса чтецов «Живое литературное слово». В лекции даются рекомендации по выразительному чтению художественного текста и подготовке к публичному выступлению. - «Звездный час» для учеников (Что вызывает восхищение? Чему можно и нужно учиться?) Видеолекция доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина Владимира Ивановича Аннушкина "Язык - речь - слово" (часть 1)
Конференции в Контакте! 8. Ассоциативные шагиВ этих упражнениях учащиеся должны установить между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, между словами крик и рябина учениками устанавливается ассоциативная цепочка: крик- боль, боль- одиночество, одиночество - горечь, горечь- рябина; между словами ветер и книга: ветер -осень, осень -лист, лист-стол, стол- книга.Данный тип тренинга помогает учащимся определить сюжетные линии своего будущего художественного текста.
9. Чтение на скорость (орфоэпическая разминка)
В качестве констатирующего – различные форматы дифференцированного контроля знаний (см. примеры в папках)Практика реализации работы позволяет говорить пусть пока еще не об успехах в речевой подготовке выпускников, а о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. У учащихся появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов. Нам потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты.
Когнитивная область (Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней)Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. — воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
2. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. — объясняет факты, правила, принципы;
— преобразует словесный материал в математические выражения;
— предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. — применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
— использует понятия и принципы в новых ситуациях.
4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура — вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними;
— определяет принципы организации целого;
— видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
— проводит различие между фактами и следствиями;
— оценивает значимость данных.
5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. — пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
— предлагает план проведения эксперимента или других действий;
— составляет схемы задачи.
6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. — оценивает логику построения письменного текста;
— оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
— оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Пирамида - уровни
Уровень Навыки Задания
Знание Повторение или распознавание информации Назовите …В каком году …Где происходит …Напишите формулу …Перечислите …
Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов Закончите фразу …Что вы узнали …Почему …Преобразуйте выражение …Объясните взаимосвязь …Расскажите своими словами
Использование Применение в сходной ситуации Объясните цель применения Решите домашнюю задачу несколькими способами …Какая теория позволит объяснить данное явление Проверьте предложенную гипотезу …Выводы …
Анализ Определить части и структуру Какова структура …Классифицируйте …Что является следствием …Сравните …Проанализируйте причины …
Синтез Соединить части по-новому Найдите собственное решение …Предложите алгоритм …Найдите альтернативу …Каковы возможные изменения …Систематизируйте …Исследуйте …
Оценка Оценить значимость на основе критериев Оцените логику …Опишите достоинства …Выделите критерии …Соответствуют ли …Что вы думаете о …Сделайте выводы …