«Системный подход в учебно-воспитательном процессе по формированию базовых нравственных ценностей с учетом региональной культуры на уроках математики»


Системный подход в учебно-воспитательном процессе по формированию базовых нравственных ценностей с учетом региональной культуры на уроках математики
Формирование базовых нравственных ценностей предполагает привитие обучающимся любви к природе, воспитание гражданственности, патриотизма, приобщение к наукам, забота о здоровье, умение видеть красоту в искусстве и литературе, эстетическое и этическое воспитание. Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории. Использование регионального компонента на уроках математики позволяет повысить мотивацию изучения предмета, как основного условия успешного обучения. Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Применение регионального компонента в математике позволяет каждому учащемуся увидеть этот личностный смысл и значимость математических знаний.
Учащиеся очень часто задаются вопросом: «А где именно пригодятся мне знания математических определений?» Для того чтобы каждый учащийся мог ответить на этот вопрос, он должен сам увидеть применение в жизни своих знаний и умений, что в свою очередь способствует повышению мотивации учения. Перед учителем математики стоит важная задача – научить школьников с математической точки зрения разбирать жизненные практические ситуации, обучить их теоретическому анализу. Только при этом условии математические знания могут стать подвижными и действенными.  Содержание школьных учебников математики носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной  школе из-за отсутствия соответствующей базы. 
Математика, как прикладная наука в подготовке базовой экологической грамотности учащихся, может внести свой взнос в закладку прочной системы базовых знаний, т.к. именно знания лежат в основе осознанных поступков человека. Экологическая этика, сформированная в знаниях - главное, что выведет мир из кризисного экологического состояния. Изучение родного края языком математики приводит к осознанному осмыслению изучаемого материала, пониманию взаимосвязи алгоритмизированной счетной науки и жизни каждого учащегося лично. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой.  Использование системы прикладных задач с региональным содержанием позволит учащимся повысить: интерес к обучению математике, качество их математических знаний и умений. Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики.           Региональность характеризуют следующие особенности:- исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, особенности образа жизни и характерные ценности);-природно-географические (ландшафт, климат, полезные ископаемые, проблемы экологии);- социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, удаленность от других регионов, средства сообщения);- социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);- социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.);- экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, химико-технологические и др.), промышленные и сельскохозяйственные производства;- административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);- политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т.д.).
Современные требования к введению национально-регионального компонента в содержание образования, связаны с необходимостью решения сложной противоречивой проблемы приобщения ребенка к общецивилизационным знаниям и ценностям с одновременным обеспечением его национальной самоидентификации. Современная школа РФ, особенно национальных республик, ставит задачу разработки и реализации на практике национально- регионального компонента образования, в котором отразятся особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа, способного формировать его менталитет.
Поэтому учителю математики необходимо разрабатывать задания к урокам и домашние задания с учетом вышеперечисленных положений. При изучении материалов 5-11 классов имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это активизирует учащихся и открывает возможность применения математических знаний на повседневной практике и в жизни.
Прекрасно, если у нас есть доступное для детей изложение нового материала, отличное от приведенного в учебнике. И вовсе не потому, что в учебнике плохо. Но именно для того, чтобы дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий жизни. Есть две возможности в повседневной работе учителя:
-ведение уроков по учебнику и по задачникам;
-проявить творчество и строить уроки в интеграции с другими предметами, раскрытием прикладной сущности предмета «математика».
Творчество учителя вознаграждается повышением творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.
Намного интереснее ребятам решать на уроке задачи с использованием местного материала. Впроцессе обучения я широко использую межпредметные связи по краеведению.
Как говорится математика – царица всех наук, но и слуга этих же наук. " Математика - есть познание всего сущего".( Платон)
С помощью математики можно решить ту или иную задачу, поставленную жизнью.
В течение многих лет у меня накопилось достаточное количество задач по краеведению. Атакже я даю математические диктанты с использованием исторических, географических, культурных данных:
1.Станица Каменская основана в 1671 году.
2.Территория Каменска-Шахтинского занимает площадь 160км2.
3.Население Каменска составляет 91995 человек.
4.Самый молодой город нашей области Семикаракорск был основан в 1972году.
5. Город Азов основан в 1067 году.
6. Город Ростов - на Дону - город с миллионным населением.
Придумываю задачи по определенным темам. Так но теме «Сложение и вычитание чисел» я могу предложить такие задачи:
1.Река Дон имеет длину – 1870 км, река Северский Донец – 1053 км. На сколько км Дон длиннее Северского донца?
2.Площадь территории Ростовской области 100 967км2, а соседнего Краснодарского края 75 485 км2. На сколько площадь Краснодарского края меньше площади Ростовской области?
3. Куликовская битва была в 1380 году. Сколько лет прошло с тех пор?
4. В 2013 году наша область отмечала 70 летие Великой победы над фашизмом. В каком году была освобождена Ростовская область? 5.Игорь Васильевич Курчатов- российский физик, организатор и руководитель работ в области атомной науки и техники. Под руководством Курчатова была создана в 1949 году в СССР первая атомная бомба. Сколько лет прошло?
Задачи на «Умножение чисел»:
1. С самой маленькой струйкой воды неисправного крана в сутки вытекает 150 л. воды. Сколько литров воды может быть потеряно семьей ученика нашего класса за 10 дней, если в доме не исправлен кран?
«Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»
1. На территории района размещено 108,5 тыс.га сельскохозяйственных угодий. Пашня занимает 90,6 тыс. га. Определите площадь оставшихся земель.
2. Население Ростовской области - 4276,4 тыс. человек. Из них в городах проживают 2876,3 тыс. человек, а остальные в сельской местности. Сколько сельских жителей области?
3. Скорость  баржи  по  течению  реки  23 км/ч,  а  скорость  течения  Дона        2,5км/ч.  Какова  скорость  баржи  в стоячей  воде?
4.Река Маныч привлекает туристов из разных уголков нашей Родины, а особенно рыбаков. Дело в том, что рыбалка на Маныче хороша обилием улова и его богатством.
Улов компании рыбаков составил 34,8 кг рыбы. 6,4 кг были щуки, судака было на 1,8 кг меньше, остальная масса – окунь. Сколько кг судака и окуня поймали рыбаки?
«Умножение и деление десятичных дробей»
1. На берегу реки Северский Донец отдыхала компания туристов. Первый турист оставил после себя 1, 5кг мусора, второй турист – в 3 меньше, а третий – в 2 раза больше, чем второй. Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов?
2.Берёза живёт 250 лет, сосна - в 2,4 раза дольше, липа - в 1,4 раза дольше, чем сосна, а ель - в 1,2 раза дольше липы. Сколько лет живет сосна, ель и липа?
«Умножение и деление»
1.На Дону 1 см почвы образуется за 200 лет. За какое время образуется слой почвы в 50 см?
2.Самый маленький хищник Дона – это ласка. Она за год уничтожает 2000 мышей. Сколько мышей уничтожит семья ласки, состоящая из 7 зверьков?
Дополнительный познавательный материал.
«А знаете ли вы?»
Ласка хищный зверь, она охотиться ночью, днем редко выходит из норы Уничтожая за год 2000 мышей, она тем самым спасает 40 тонн зерна, которые могли быть уничтожены мышами.
«Диаграммы»
Численность населения некоторых городов Ростовской области представлена в таблице:
Шахты 237 568
Ростов-на-Дону 1 103 733
Батайск 115 696
Новочеркасск 173 140
Таганрог 254 783
Сравните данные числа.
В каком городе проживает большее количество жителей? В каком меньшее? Составьте столбчатую диаграмму.
Данные задачи знакомят учащихся с приложениями математики в экологии, экономике, статистике, демографии и др. Школьники смогут не только закрепить изученный в школе материал по математике, но и узнать интересные факты о своем регионе.
Такие задачи делают уроки занимательными, познавательными и интересными.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку сохранять чистоту души, богатые национальные традиции родного края.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается изменениями в теории и практике учебно- воспитательного процесса. В этих условиях учителям необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей и актуальных направлений. Одним из таких направлений является введение в учебный процесс национально – регионального компонента. Национально -региональный компонент является частью федерального государственного стандарта. Задачи, включенные в проект, формируют сознательное отношение к близкому окружению, воспитывают патриота родного края.
Я поставила перед собой задачу актуализации практической значимости математических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе математики, месте математики в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и практике, воспитание бережливого хозяина своей страны. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, способствует активизации познавательной потребности детей. Решение заданий и задач, включающих данные краеведческого характера, способствуют развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции, умение классифицировать, обобщать, расширяет кругозор.
Применение регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика.