Урок на тему С чего всё начиналось, посвященный Дню славянской письменности (6 класс)


Урок в 6 классе, посвященный Дню славянской письменности
на тему: С чего всё начиналось
Цели: 
1.  Познакомить учащихся с возникновением славянской письменности.
2. Углубить  знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
3. Привить любовь к родному языку.
Задачи:  
расширить представление обучающихся о возникновении письма, о создании славянской азбуки, о деятельности болгарских просветителей Кирилле и Мефодии.
Способствовать развитию гражданских и духовно-нравственных качеств личности школьника;
Воспитывать патриотизм и развивать интерес к истории становления русского языка.
Оборудование: Портреты Кирилла и Мефодия, стенд- выставка буквиц, иллюстрации и фотографии старинных рукописных книг, слайды с высказываниями о языке, грамоте, азбуке.
ХОД УРОКА
I.Слово учителя:
Эпиграф урока:
Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
К апостолам высокославнымЛюбовь святая глубока.
Дела Мефодия – КириллиВ славянстве будут жить века!
Стоян Михайловский
Почему слова гимна «Кирилл и Мефодий» стали эпиграфом к уроку? О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
(Ответы учащихся).
Такое ли великое место в нашей с вами жизни занимает письменность? Кем бы мы были без письменности?
(Ответы учащихся).
    24 мая отмечается  День славянской письменности и культуры, память святых Кирилла и Мефодия. Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. Он стал отмечаться в нашей стране с 1987 года. Давайте и мы сегодня познакомимся с жизнью этих святых братьев.
II. Слово ведущих о Кирилле и Мефодии.
1-ый ведущий:
Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского алфавита. Кирилл принял это имя перед смертью при пострижении в монахи, его мирское имя – Константин.
Родились они в семье византийского военачальника из города Салуни (современный город Салоники). Константин был очень способным учеником. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Он стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли склонить ко злу. Он получил блестящее образование в Константинополе. Его учителями были крупнейшие представители интеллектуальной элиты: Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский (эти имена можно записать на доске). Скоро он стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии в Константинополе. Он был защитником православия, спорил с еретиками (значение этого слова уточняется и записывается в тетрадях: еретик, мн. еретики – инакомыслящий, заблуждающийся, отступник от православной веры). Затем он преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Однако жизнь в столичном городе его тяготила, и он перебрался в Олимп к Мефодию, проводя время в молитвах и за чтением книг.
2-ой ведущий:
В 863 году в Константинополь к греческому императору Михаилу III послы от моравского князя Ростислава (Моравия тогда была одним из сильнейших славянских государств в Европе, находилась на территории нынешней Чехии), с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать веру на родном для славян языке. Царь пригласил к себе Кирилла и сказал: «Иди, Философ, к этим людям и с помощью святой Троицы благослови на учение о Пресвятой Троице». Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним на апостольское служение. Они отправились вместе.
Кирилл и Мефодий прожили среди славян 40 месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народы на славянском языке. Для этого братья изобрели особый алфавит (глаголицу) и перевели на славянский язык Евангелие, Псалтырь, Апостол и иные богослужебные книги. Устраивая училища для юношей, они приобрели много учеников. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, они отправились с ними в Рим.
Деятельность Кирилла и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма и требовавшего, чтобы богослужение совершалось только на латинском языке.
1-ый ведущий:
По прибытии в Рим Кирилл тяжело заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл. Через 50 дней он умер. Папа Николай I Великий освятил священные книги, и ученики Кирилла и Мефодия стали священниками и дьяконами.
В конце 869 года Мефодий был поставлен архиепископом практически всей Великой Моравии. В 870 году во время войны Мефодий был арестован и сослан в один из монастырей Швабии, где содержался в очень жестоких условиях. Население восстало против такого произвола, вмешался Папа Иоанн VIII. Вмешательство Папы сделало свое дело: новый моравский князь Святополк добился освобождения Мефодия.
Умер Мефодий 8 апреля 885 года. После его смерти ученики были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого, был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот новый алфавит получил название «кириллица» в честь Кирилла.
2-ой ведущий:
В 1349 году в честь просветителей Кирилла и Мефодия был установлен праздник. Ежегодно 24 мая болгарский народ, а теперь и все славянские народы устраивают праздник Кирилла и Мефодия. В этот день в Болгарии города и села утопают в цветах. Торжество начинается с демонстрации. С высоко поднятыми над головами книжками, глобусами, плакатами, шумной толпой проходят учащиеся по улицам. Их приветствуют писатели, рабочие, учителя.
Славянская азбука, созданная святыми братьями,  послужила основой русской письменности. Само слово «азбука» произошло по названию первых двух букв кириллицы: «аз» и «буки». Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного письма. (Устав – это такое письмо, при котором буквы пишутся прямо, отдельно одна от другой и нет промежутка между словами).
III.Слово учителя:
Много веков после создания азбуки развивалась славянская письменная культура. Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.Книги писали от руки на берестяных листах, потом их сшивали и отдавали переписывать. Книга на Руси считалась большой редкостью и драгоценностью. Её переплеты украшались золотом и драгоценными камнями; талантливые художники украшали текст изящными заставками, аккуратными миниатюрами,  красивыми заглавными буквами - буквицами…. Главной ценностью книги считалось ее содержание: мудрость, заключенная в словах.
К ней относились с большим уважением. Большое число людей трудилось над оформлением книги: писцы, художники, переплётчики и многие другие.
Над рукописной книгой трудилась целая группа людей:
Доброписец – основной текст
Статейный писец – вязь киноварью (соединял, сплетал смежные буквы в один сложный знак)
Заставочный писец – заставки и буквицы
Живописец иконный – миниатюры
Златописец – покрывал золотом заставки и отдельные части миниатюр.
На Руси долго использовали другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.
Есть выражение «начать… с красной строки». Что оно означает?
(Переписчики, начиная новый раздел, выделяли его: отступив от края страницы, изображали большую, красивую, выразительную буквицу. «Красивое» на Руси называли «красным». Да и выписывались буквицы красной краской, а  иногда золотились. С тех пор в нашем языке появилось понятие «красная строка»).Как вы думаете что значит выражение «Прочитал бы от доски до доски»?
(«От  доски до доски» значит «от начала до конца», от первой до последней страницы. В старину книжные «обложки» делались из дощечек, обтянутых кожей. Огромные книги закрывались на замок).Викторина «Кто внимательнее».
1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)
2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)
3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)
4.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)
5.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)
6. Зачем отправились братья из Константинополяв Моравию? (Проповедовать истинное учение, веру)
6.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)
7.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)
8. Почему все народы поддерживали Кирилла и Мефодия?
Сегодня мы ведем разговор о письменности, о книгах, о буквах. Не случайно домашнее задание для вас было: вспомнить пословицы,  поговорки, крылатые фразы и загадки о языке, грамоте, книгах.
Век живи — век учись.
Учиться никогда не поздно.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Чтенье — лучшее ученье.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
С книгой жить — век не тужить.
С книгой поведешься, ума наберешься.
Учиться всегда пригодится.
Хорошая книга — лучший друг.
Чему учился, тому и пригодился.
А  теперь несколько загадок:
1.В этой букве всё веселье-
Горки, гонки, карусели,
В ней лекарства продают,
Малышам читать дают.(Аттракцион, аптека, азбука)
2.Что находится между горой и долиной?
(Буква И)
3.Буква в Африке гуляет-
Длинной шеей щеголяет,
Может длиться сто ку-ку
И молоть зерно в муку. (Жираф, жизнь, жернова)
4. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
(Из названия двух первых букв АЗ и БУКИ (буквы), сложилось слово АЗБУКА). 
Посмотрите, ребята, на изображение святых. Кто же изображен со свитком?
-Кирилл. Так как именно он является автором славянской азбуки.
Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет своё имя: веди, люди, буки, аз, земля.
Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живёте», «земля», «люди», «покой».
– Вглядитесь в очертания букв этой ушедшей азбуки. Какие буквы по очертанию сохранились в русской азбуке, какие вообще исчезли?
IV. (Подготовленный ученик рассказывает, как учили грамоте на Руси).
Можете ли вы себе представить, какой была древнерусская школа? Длинный стол, между столом и стеной – лавка, на стене – полка с книгами и обязательно плетка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания. Так изображена школа на одной из гравюр 1634 года.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым обеденным перерывом).
Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил свое вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».
Учили каждую букву по ее названию. 
 За каждую ошибку наказывали розгами.
Инсценирование отрывка из повести «Детство» М.Горького. Дед Каширин учит Алексея читать алфавит.
Комната, печка, дед сидит на кровати, в руках – азбука. Рядом пристроился Алеша.– Ну-ка, ты, пермяк соленые уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
–Буки.
–Попал!Это?
–Веди.
–Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
–Добро.
–Попал.Это?
–Глаголь.
–Верно.Аэто?
– Аз.
V. Слово учителя
– Как вы думаете, почему же до нас не дошла азбука, по которой учились наши предки?
В начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшим изменением пользуемся мы и сейчас.
В 1917–1918 годах была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?
(Читает подготовленный ученик):
В любой старинной книжицеТы можешь прочитать
Жила на свете Ижица
А рядом с нею Ять
Но время быстро движется
И жизнь уже не та.
Где нынче Ижица?
Где Ять и где Фита?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие издания
Без них вступают в жизнь
Уж так на свете водится
Как говорил мудрец
Когда без нас обходятся
То значит, нам конец.
1-ый ведущий:
(демонстрирует букву). Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. Буквы «ять» и е произносились совершенно одинаково. До изгнания из азбуки букву «ять» называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.
2-ой ведущий: (демонстрирует букву). «Ижица» выглядела, как римское v и чем-то напоминало перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».
1-ый ведущий: Буква «ер» (ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную роль: отделяет согласную приставки от гласной. А до реформы 1917–1918 годов эта буква писалась в конце слов после твердых согласных. Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами. Буква «ер» на конце слов пожирала более 8% времени и бумаги.
2-ой ведущий:
(демонстрирует букву). Давно забытая буква «фита» и хорошо знакомая нам буква ф – «ферт» – передавfли один и тот же звук, изначально, кстати, несвойственный русскому языку; когда-то обе буквы попали в старославянский язык из греческого вместе со словами, в которых они встречались. Фита встречалась намного реже: уже в греческом языке, на котором говорили солунские братья, она была архаизмом. Древнееврейские, египетские, арабские слова, пришедшие к нам через посредство греческого, а позже – латинские, английские, французские, немецкие и прочие – все они могли писаться только через ферт. Народ заметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово ферт означало «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом. В переносном смысле оно означает «быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством».
Заключительный этап урока:
Ребята, что особенно запомнилось вам на уроке? Какое маленькое открытие сделал каждый из вас здесь и сейчас?
Значит, мы стали ещё умнее, добрее, интерес к истории возникновения русского языка возник, теперь ещё глубже будем задумываться над сущностью языка, стараться раскрывать его секреты на других уроках. Я хочу закончить наше занятие словами, взятыми сегодня эпиграфом к уроку. Теперь, я уверена, они прозвучат для всех нас по-новому:
Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
    К апостолам высокославнымЛюбовь святая глубока.
Дела Мефодия – КириллиВ славянстве будут жить века!