Статья Мониторинг-важная составляющая учебного процесса


Мониторинг- важная составляющая учебного процессаКаждый педагог, независимо от предмета преподавания, знает, что постоянный мониторинг — это один из главных элементов в системе урока, т. к. он является резервом повышения качества обучения.
На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
В работе с учащимися я использую следующие виды мониторинга:
- текущий мониторинг: сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности ключевых компетенций учащихся. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. В этот период обучающийся должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с преподавателем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
- тематический мониторинг: заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.
Специфика этого вида мониторинга:
1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку;
2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает уровень его компетентности и интерес к учению.
- итоговый мониторинг: проводится как оценка результатов учения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год. При выставлении переводных отметок предпочтение отдается более высоким.

Методы и формы организации мониторинга:
устный опрос;
письменный опрос — заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ а) диктант (контрольный словарный диктант, контрольный диктант); б) комплексная контрольная работа (диктант и дополнительное задание (фонетическое, грамматическое, орфографическое, лексическое); в) сочинение; г) изложение; д) самостоятельная работа; е) обучающая работа (упражнения и диктанты неконтрольного характера);
тестовые задания, которые позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, а также помогают выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи и т. д.
Большое внимание на своих уроках я уделяю внимание контролю за формированием связной речи. На этапе текущего мониторинга использую следующие виды заданий: творческий диктант, свободный диктант. При проведении названных контрольных упражнений диагностирующего характера получаю сведения о том, как протекает формирование отдельных речевых умений учащихся: правильно строить предложения; определять основную мысль высказывания и выразить ее самостоятельно; соблюдать определенную композиционную форму при изложении текста; подбирать доказательства при рассуждении; связывать части высказывания определенными языковыми средствами и т. п.
Мониторинг за формированием речевых умений учащихся в данном случае осуществляется одновременно с проверкой сформированности других умений, прежде всего правописания, о чем свидетельствует общее название работы — диктант. В процессе его написания проверяется умение пользоваться словами и грамматическими формами, синонимичными конструкциями. Речевые умения проверяются в ходе записи.
Творческий диктант на этапе контроля проводится без предварительного разбора задания. Учащиеся самостоятельно анализируют задачу, поставленную учителем (что следует включить в текст диктанта или заменить в нем), самостоятельно решают ее.
Свободный диктант дает преподавателю возможность проверить умение учащихся воспринимать и запоминать услышанное, передавать его содержание близко к тексту с использованием тех языковых единиц, которые есть у автора. Кроме того, контролируется умение учащихся соединять предложения в процессе записи текста, пользуясь различными видами межфразовой связи, правильно применять нормы русского литературного языка. Наряду с этим проверяется и правописание учащихся. .Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения. С помощью изложений и сочинений проверяются: 1) умение раскрыть тему и основную мысль в соответствии с темой, задачей и содержанием высказывания; 2) умение соблюдать нормы русского литературного языка. Именно поэтому любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками. Первая ставится за содержание и речевое оформление работы, вторая — за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
И еще один момент считаю важным при контроле на уроке — это формирование у обучающихся умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам различного характера. Работа педагога состоит в создании определенного общественного мнения в группе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и
другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.
На своих уроках русского языка и литературы стараюсь использовать разные и развивающие виды мониторинга. В последнее время активно использую тестовые задания. Применение данного метода позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один. (Возможно также сочетание нескольких ответов. В этом случае за верный принимается полный ответ. Если допущена хотя бы одна ошибка, ответ также считается неверным.) Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, так как при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа.
Работу начинаю с 5 класса. Например, при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму», предлагаю ученикам (каждому) распечатанный тест, состоящий из 8 вопросов:
Что не входило в обязанности Герасима:
А)привезти бочку с водой
Б)наколоть дрова
В)копать огород
Затем уже ребята получают домашнее задание – составить тест самостоятельно, состоящий из 10 вопросов, в классе на уроке ребята обмениваются тестами (под руководством и контролем учителя), решают, затем отдают на проверку тест тому, кто его составлял, проверяющий отмечает, сколько ошибок допущено, и сдает тест учителю. В итоге ученик получает 2 оценки: как составил тест (насколько содержательны, интересны, оригинальны вопросы) и как решил. Оценки в журнал заношу через дробь (составил/решил). Уже к концу 5 класса ребята уверенно, активно составляют тесты не только по литературе, но и по русскому языку. В старших классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ, люблю использовать большие по объему упражнения, но не для того, чтобы ребята просто их списали, а для того, чтобы они составили по образцу (как правила, из книги для подготовки к экзаменам) тест из 15 заданий. Работа с тестами продолжается вплоть до 11 класса.
Интересен такой вид контроля, как «шляпная дискуссия». Класс делится на четыре группы по пять человек. Определяются границы темы, по которой будут составляться вопросы. Выбирается «совет мудрейших». Команды пишут пять вопросов, заранее обсудив и проверив правильность ответов. На уроке все вопросы складываются в шляпу (у каждой группы своя шляпа). Шляпами обмениваются, каждый из участников достаёт по одному вопросу и даёт ответ. Игра длится 8-10 минут, за это время можно опросить 10 человек+3 человека из «совета мудрейших». Эта игра развивает коммуникативные отношения между участниками, привлекает всех повторить изученный материал, найти дополнительные сведения по теме, развивает лингвистическую компетентность.
На уроках русского языка и литературы после изучения какой – либо темы ученик готовит карточки, на которых предлагается самостоятельная работа (первоначальный контроль), состоящая из:
двух вопросов, составленных в виде теста;
двух вопросов в виде кроссворда;
трёх задач;
двух теоретических вопросов.
Удачной находкой считаю проведение уроков литературы в форме урока-пресс-конференции ( по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Дубровский», «Отцы и дети» и т.д.)
Во время проведения этого урока осуществляется возможность всесторонне проверить и систематизировать знания учащихся, организовать коллективную познавательную деятельность, работу над развитием речи и мышления учащихся
Для проведения пресс-конференции распределяются роли:
2-е ведущих с задачей подготовить вступительное и заключительное слово, регулировать темп, проведение пресс-конференции, работу «журналистов»;
Герои литературных произведений отвечают на предполагаемые вопросы «журналистов»;
Работа учителя в ходе пресс-конференции: фиксировать вопросы «журналистов» для дальнейшего их анализа и оценки; а также ответы «героев произведения» и работу ведущих.
Вопросы задаются не только по содержанию текста, но и на осмысление идеи произведения.
Часто применяю такое задание – «дезинформация». Сознательно допускаю фактические ошибки при изложении материала, задача уч-ся — увидеть их. Можно этот прием использовать при изучении жизненного пути писателя (А.С.Пушкин родился на берегах Невы. Л.Н.Толстой получил прекрасное образование, окончив Симбирский университет). На уроках русского языка в старших классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ составляется учителем текст сочинения (резенции) – часть С с орфографическими, пунктуационными, грамматическими, речевыми ошибками. Задача выпускников – найти все эти ошибки и поставить баллы в соответствии с критериями.
В последнее время популярна стала игра «Данетки». Учитель дает ребятам задание, они отвечают «Да – нет». Это можно использовать на уроках русского языка и литературы. Например, дан текст:
ПОЛЕЗНЫЕ ХИЩНИКИ
(В)доль берега озера тянет(?)ся стежка (не)больших следов. То (в)право, то (в)лево сворачивает запута_ая стежка а то (в)друг (не)ожида_о обрывает(?)ся. Здесь зверек нырнул (под)снег, подбираясь (к)норам мышей и полевок. И снов_ зверек (на)снегу, снов_ застрочили маленьк_ аккуратн_ следочки.Так что же это за зверек, который так суетливо снует (по)зимнему лесу, старательно обследуя упавшие листья ,кучки хвороста, ныряет (под)корни деревьев? Этот ловкий, красивый и в то же время очень кров_жадный зверек – горностай. Горностай – один из самых полезных наших хищников. Благодаря своим маленьким размерам, проворству горностаи уничтожают вредителей сельского хозяйства (в)таких местах, куда (не)проб_рется н_какой другой зверь: ни еж(?), ни лисица ни кошка. Под снег мыши спрячут(?)ся (в)кротовую нору, залезут, но н_где (не)спасеш(?)ся (от)горностая.
I. Грамматические задания.Ответьте да или нет.
1. Первое предложение I абзаца – сложное.2. Во 2-м предложении I абзаца есть однородные члены.3. В 3-м предложении I абзаца есть деепричастный оборот.4. В I абзаце – восемь наречий.5. Кров_жадный (зверек) – сложное слово.6. Во II абзаце есть деепричастный оборот. 7 Последнее предложение текста сложное . Упавшие (листья) – это деепричастие.10. В последнем предложении есть отрицательное наречие.
И самый распространенный и легкий вид контроля – викторина Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 — 6 минут.
Когда родился Тургенев?
Что знаете об отце и матери Тургенева?
Где учился Тургенев?
Когда учился в Берлинском университете?
Кто был идейным вдохновителем “Записок охотника”?
Какое произведение из “Записок охотника” было напечатано первыми?
В чем примечательность (значение) “Записок охотника”?
Какова тема повести “Ася”?
Какой роман И. С. Тургенева можно назвать прощанием писателя с дворянским героем?

В своей работе я использую технологические карты , которые разрабатываю сама по всем темам. На основе раздела программы «Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец учебного года» я составляю перечень ЗУН, по которым и составляю технологические карты мониторинга. Фиксирую полученные результаты по 4-м уровням:
"4 уровень - задание выполнено правильно,
"3 уровень - правильно выполнено больше ½ заданий,
"2 уровень - правильно выполнено меньше ½ заданий,
"1 уровень - задание не выполнено.
"Для проведения мониторингового отслеживания я не выделяю дополнительного времени, а провожу его в системе урока, предлагая задания для самостоятельной работы, на основе которых можно будет проверить усвоение пройденного материала, поставить отметку и заполнить сразу несколько строк в таблице мониторингаПосле заполнения технологических карт мониторинга провожу анализ полученных результатов. Это позволяет выявить слабоуспевающих учащихся, а так же сильных учащихся, работу с которыми необходимо проводить дополнительно.
Технологическая карта отслеживания основных умений по теме «Состав слова».Ф.И учащегосяПодбирать однокоренные слова Отличать форму слова от однокоренных Разбирать слова по составу Подбирать слова к схеме Выделять в слове окончание Выделять в слове корень Выделять в слове приставку Выделять в слове суффикс 
Технологическая карта отслеживания основных умений по теме «Орфограммы»: Ф.И учащегося Писать слова с безударной гласной Писать слова с парной согласной Писать слова с непроизносимой согласной Находить слова с указанной орфограмм ой Писать слова с орфограммой в суффиксе Писать слова с орфограмм ой в приставке Писать слова с орфограмм ой в окончаниях имен сущ. Писать слова с орфограммой в окончаниях имен прилагательных Писать орфограмму Ъ Писать слова с орфограмм ой Ь Писать имена сущ. с Ь знаком на конце Задания для мониторинга"Технологическая карта отслеживания основных умений по теме «Работа с текстом»: Ф.И учащегосяОпределять вид текста по цели высказывания Подбирать заголовок к тексту Составлять план текста Определять жанр текста 

Итак, мониторинг - важная составляющая учебного процесса.
Мониторинг как средство повышения качества образования.
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Грунина Е.В.