Мониторинг результативности учебного и внеучебного процесса по основам безопасности жизнедеятельности


Мониторинг результативности учебного и внеучебного процесса
по основам безопасности жизнедеятельности
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по ОБЖ представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Сегодня в XXI веке, в веке бурного развития информационных и коммуникационных технологий, внедрения в учебный процесс общеобразовательных учебных заведений педагогических новшеств вопрос об осуществлении контроля учебных достижений обучающихся, осуществляемого современными методами звучит актуально в рамках всех предметов, изучаемых в общеобразовательных учебных заведениях. На мой взгляд, особую значимость он приобретает в курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Контроль за ходом обучения и проверка усвоения содержания учебного материала занимает важное место в структуре моей профессионально-педагогической деятельности. Он осуществляется на различных этапах обучения: после изложения учебного материала, в процессе закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков, после изучения вопроса, темы, раздела, курса. Проверка, как правило, проводится с использованием различных способов контроля и оценки. Наиболее часто в учебном процессе применяются: вопросы для текущего контроля знаний; тесты; контрольные работы; зачеты.
Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности учащихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, на мой взгляд, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Причем качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям.
Поэтому в своей работе я выделяю несколько путей, позволяющих отследить качество образовательного процесса. Прежде всего, это проведение и анализ промежуточных контрольных работ (тестов). Входной срез провожу в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих. Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения обучающихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения.
Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения обучающимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование. Все поученные результаты фиксирую, анализирую, нахожу способ для повышения качества образования. Оформляю «Карту успеваемости обучающихся по классам». (Приложение 1).
Результаты контроля и оценки знаний, приобретенных практических умений и навыков являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса по курсу ОБЖ. На основании этого анализа  вносятся необходимые коррективы в систему обучения обучающихся. Это позволяет мне выработать тактику дальнейшего ведения занятий. Корректировка обучения осуществляется путем изменения деятельности педагога и обучающихся, использования других дидактических средств, варьирования заданий и организационных форм обучения, оказания индивидуальной помощи и способствует более эффективному решению учебно-воспитательных задач курса ОБЖ.
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует положительная динамика учебных достижений обучающихся.
В ходе реализации данной системы деятельности были достигнуты следующие результаты:
класс 2010-2011 уч.год2011-2012 уч.год2012-2013 уч.год2013-2014 уч.год2014-2015 уч.год5 100 100 100 5-а 100 100
- - - 5-б 100 6 92 94 100 100 6-а 100
- - - - 6-б 100
7 100 92 94 100 94
8 77 87 100 93 100
9-а 92 87 87 100 100
9-б - - - - -
10 100 100 100 100 100
11 - 100 100 100 100
93,5 94,3 95 99,1 99,3

Показателем положительной динамики усвоения учебного материала считаю качество знаний и степень обученности обучающихся по ОБЖ/КБЖ на примере одного класса, при 100 % успеваемости.


Эффективность ведения мониторинга по ОБЖ подтверждает анализ государственной итоговой аттестации по ОБЖ (Экзамен).
Экзамен по ОБЖ являлся экзаменом по выбору. На экзамене по выбору по ОБЖ проверялось соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, практическое их применение.
Каждый билет включал в себя два теоретических вопроса (один вопрос из раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», второй – из разделов «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» и «Основы здорового образа жизни») и практическое задание (ситуацию). По итогам экзамена составлялась аналитическая справка. (Приложение 2)
Год Класс Количество учащихся % от общего количества учащихся Качество
знаний (%)Соответствие годовой и экзаменационной оценки
2010-2011 уч.г. 9 8 62 100 7
2011-2012 уч.г. 9 6 39 67 6
2012-2013 уч.г. 9 9 60 78 9


Во внеурочной деятельности педагога-организатора ОБЖ ведение мониторинга также необходимо. Совершенствуя систему диагностики уровня деятельностных компетенций обучающихся в рамках предметной области ОБЖ, я разработала и внедрила в образовательный процесс циклограмму диагностической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ (Приложение 3).
Литература
Белкин А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса. УрГПУ – Екатеринбург, 1997
Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии, М. Дрофа, 2006
Егоров Б. В. Методические рекомендации для учителя ОБЖ по использованию ИКТ, сайт автора: http://edu.of.ru/tungusebv
Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании – М.: Издательство «Логос», 2008
Поташник М.М., Левит М. В.  Как помочь учителю в освоении ФГОС. Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования – М.: Педагогическое общество России, 2014