Педагогический проект: «Развитие читательской компетентности учащихся на основе изучения литературы в средней школе»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» НМР РТ





Педагогический проект:
«Развитие читательской компетентности учащихся на основе изучения
литературы в средней школе»



Срок реализации: 2013 – 2016 учебный год
Возраст учащихся: 5 - 7 класс.



Руководитель проекта:
Базилевских Наталья
Александровна,
учитель русского языка
и литературы






г.Нижнекамск
2014 год
Теоретическое обоснование проекта.

Перешагнув порог третьего тысячелетия, современная педагогика оказалась в сложной, но интересной ситуации обновления системы образования и, начиная с дошкольной, переживает существенные изменения. Эти изменения, прежде всего, связаны с социальным заказом государства, общества и семьи, которые являются заказчиками нового образования в соответствии с прогрессом их развития. Сегодня заказчик требует, чтобы его ребенок – будущий гражданин своей страны, был воспитан как личность, которая сможет выжить в условиях рыночных отношений и быть платежеспособной за содержание, обучение и здоровье членов своей семьи. Если таких семей в стране будет много, значит, наша страна станет конкурентоспособной на мировом рынке. Вырастить такое поколение – задача педагога третьего тысячелетия.
Педагогика, как наука, появилась с момента возникновения обучения и воспитания, но требования к ней менялись вместе с изменением строя и политики государства. Еще Екатерина II в XVII столетии отметила, что «самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими – есть приведение в совершенство системы воспитания». Считаю, что современный педагог должен иметь исходную позицию своей деятельности и чем его позиция будет общественно ценнее, тем глубже отразятся в нем мысли прогрессивной педагогики, идеалы нашего общества. Я разделяю мнение признанных деятелей педагогики, что сегодня перед учителями и учениками, воспитателями и воспитанниками стоит общая цель – стать лучшими вместе. Такое взаимовыгодное партнерство и является смыслом современного образования.
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте, иначе дружба с ней может не состояться.
Читательская компетентность является одной из ключевых компетентностей, формирование которой предполагает четкое представление о требованиях к соответствующим знаниям и навыкам в пределах различных учебных дисциплин. Это в свою очередь подразумевает систематизацию решения задач, связанных с целенаправленной организацией обучения.
Одно из направлений в педагогической практике – это формирование читательской компетентности. В современных условиях формирование ученика-читателя является социальной необходимостью, так как существуют факторы, тормозящие общее литературное развитие ребёнка: высокие цены на книжном рынке, телевизионная, компьютерная зависимость. На уроках литературного чтения при анализе и работе с текстом должны создаваться такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка. Постепенно у воспитанников должен развиваться интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. Необходимо включать в урок сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты. Параллельно необходимо совершенствовать технику чтения. Целенаправленная, и систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, обогащает их субъективный опыт, формирует положительный интерес к чтению и создаёт необходимые умения для дальнейшего изучения литературы. Разговор о детском чтении необходимо проводить и на родительских собраниях, где бы разъяснялись пути и способы формирования читательской деятельности детей в условиях семьи, расширение круга чтения, анализировались бы типичные затруднения детей в чтении книг.
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, времени на формирование компетентностей у учителя нет. В современных условиях формирование ученика-читателя является социальной необходимостью, так как существуют факторы, тормозящие общее литературное развитие ребёнка: высокие цены на книжном рынке, телевизионная, компьютерная зависимость. На уроках литературного чтения при анализе и работе с текстом должны создаваться такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка. Постепенно у воспитанников должен развиваться интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. Необходимо включать в урок сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты. Параллельно необходимо совершенствовать технику чтения. Целенаправленная, и систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, обогащает их субъективный опыт, формирует положительный интерес к чтению и создаёт необходимые умения для дальнейшего изучения литературы.
Чтение в логике критического мышления может рассматриваться как способ повышения уровня культуры индивидуальной работы с информацией, активный и интерактивный процесс познания.
Необходимое условие осуществления педагогических целей соответствие целей педагогов и целей обучаемых, причём с каждым новым поколением учеников значение этого фактора возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых.
Чтение является пространством диалога культур и поколений, где каждый участник мотивирован к взаимодействию, стремится к обмену смысловыми ценностями. Таким образом, чтение в современных условиях образования, построенного в логике компетентностного подхода, опосредованно определяет и новое качество образования, которое заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников, ориентированные на традиционный формат чтения, не решали.

2. Практическое обоснование проекта.
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образование в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, времени на формирование компетентностей у учителя нет. Читатели отличаются от «нечитателей» уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.


Актуальность проекта
Каждый человек должен уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных, личностных проблем. Большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение.
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения школьников снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. А это в современном модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.
Особенности данной ситуации делают актуальной необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Цель:
создание условий для формирования читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи:
выявить приёмы организации деятельности школьников, которые
способствуют формированию читательской компетентности при чтении
художественных произведений;
использовать различные методы, приемы и формы уроков для изучения художественных произведений;
развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
сформировать читательскую компетенцию обучающихся;
обучить технологии рефлексии чтения через создание творческих работ различных жанров (отзывы, эссе, рецензии, стихотворения, иллюстрации, рисунки, викторины, кроссворды и др.);
поддержать и активизировать читательскую деятельность;
развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
создать единое читательское пространство в учебном заведении;
возродить традиции семейного чтения;
представить опыт работы через выступления, заседания МО, мастер - классы, открытые уроки, участие в профессиональных конкурсах.

Гипотеза:
Если использовать различные формы обучения и возможности личностных функций учащихся, то можно добиться приближения учебной деятельности к действительности, жизненным реалиям и положительной динамики в исследовательской работе  учащихся, а, следовательно, полноценного восприятия литературных произведений в контексте духовной культуры человечества.

Ожидаемые результаты:
положительная динамика качества знаний учащихся по литературе;
высокий уровень читательской активности и мотивации к изучению предмета;
высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной;
работа лекторских групп и школьного НОУ по русскому языку и литературе;
повышение обученности по всем предметам гуманитарного цикла;
развитие (в том числе и интеллектуально – речевое) личности учащихся;
повышение уровня воспитанности.



3. Апробация проекта
Опыт инновационной деятельности реализуется в общеобразовательном
учреждении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» НМР РТ.
Масштаб инновации: системное новшество. Данная инновационная
деятельность направлена на урочную и внеурочную деятельность.
Ступень обучения: основная и средняя школа.
Количество участников инновационной работы – один педагог.
Новизна:

Суть авторских находок.
Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, использование мотивирующей модели «поощрения», доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, сотрудничество с родителями учащихся, активизация внимания на успешном опыте чтения способствуют формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений.
Продуктивность процесса чтения способствует успешному взаимодействию образования и социума. Скорость обновления информации, масштабы происходящих в социуме изменений актуализируют вопросы читательской компетентности. Комбинация известных методик формирует читательскую компетентность:
технологии сотрудничества;
поэтапное формирование знаний (П.Я. Гальперину);
проектно – исследовательская технология;
здоровьесберегающая технология;
информационно-коммуникационные технологии;
технология личностно-ориентированного подхода.

Этапы реализации проекта:

Сроки
Наименование этапа
Цели:


2013 - 2014
Организационно - методический
1. Изучение и анализ состояния проблемы  в педагогической теории и практике.
2. Проведение диагностики среди учащихся на выявление уровня  сформированности читательской компетентности.




2014 - 2015



Практико - аналитический
1. Разработка модели формирования читательской компетентности в процессе изучения литературы.
2. Разработка методики внеклассной работы по литературе с целью привития интереса к чтению
3. Апробирование модели.


2015 – 2016

Трансляционный
1.Трансляция опыта работы через участие в педагогических конкурсах, районных мероприятий, представление опыта работы на фестивалях, на сайте школы, мастер – классах, подготовка печатных материалов.


Условия реализации проекта:
1) Образовательные программы по предмету.
В качестве учебно-методического комплекса, поддерживающего обучение, выбран в 5-11 классах учебно-методический комплект под редакцией В.Я. Коровиной. 
Основанием для выбора послужило наличие методических пособий для учителя, учебников, контролирующих материалов.
Учебно-методический комплекс отвечает следующим требованиям:
1. Соответствует стратегии модернизации содержания образования.
2. Соответствует современному уровню знаний по предмету.
3.Соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
4. Обеспечивает преемственность содержания.
5. Раскрывает межпредметные связи.
Значимо, что объем учебного материала оптимален, он соответствует количеству учебного времени, отведенного рабочей программой на изучение предмета. Учебники входят в федеральный перечень пособий Министерства образования и науки РФ.
2) Учебный кабинет.
Кабинет русского языка и литературы соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал.
Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, проектором, интерактивной доской. В кабинете имеется справочная и энциклопедическая литература.
Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультминутки.

Риски:
дополнительная нагрузка на учащихся;
стоимость программного обеспечения
быстрое устаревание программного обеспечения, компьютеров;
нехватка компьютеров;
различный уровень восприятия у учащихся

Затруднения:
обучение навыкам самостоятельной работы с книгой;
недостаточная обеспеченность школьной библиотеки необходимой литературой.
За время работы над проектом я представила опыт по организации процесса обучения:
постановка спектакля «Маленький принц» (А. де Сент-Экзюпери)
открытый урок в 5 классе на тему «Умники и умницы (по сказам Бажова)»
постановка спектакля «Маленький принц» (А. де Сент-Экзюпери)
постановка спектакля «Голубой фарфор» (А. Каратаева)
провела цикл мероприятий в рамках Недели русского языка.
провела открытое внеклассное мероприятие «Мир против нацизма», посвященное 69 годовщине Дня Победы.
На данном этапе проектной работы мною замечено, что показатели качества и степени обученности учащихся возросли.



















Список литературы:

Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. М., 1991.
Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М., 1990.
Громцева С.Н. Поиск новых путей. М., 1990.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2002.
Литература в школе №1-1990, №1-1996.
Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству. Уроки и внеклассная работа по литературе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение.1991.
Михалков С.В., Полозова Т.Д. «Воспитание творческого читателя». М., 1981.
Национальная программа поддержки и развития чтения // Журнал «Библиотека и Закон», вып.25, 2008.
Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008.
Предметная литература в школе/ Н.Д. Ильина – изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Предметная неделя в школе. Русский язык и литература. Составитель Л.И. Косивцова. Издательство «Учитель». Волгоград, 2002.
Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.









13PAGE 15


13PAGE 141215