Конспект урока «Алгоритмы. Исполнители алгоритмов»


Тема урока: «Алгоритмы. Исполнители алгоритмов»
Цель урока:
формирования знаний - организация работы по усвоению понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой
формирование компьютерной грамотности и информационной культуры обучающихся;
приобретение теоретических знаний в области программирования.
Задачи урока:
Образовательная:
активизировать познавательную активность;
объяснить обучающимся назначение алгоритма его определение и его исполнители;
научить обучающихся приводить примеры алгоритмов разных сфер.
организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, их свойств, способов описания.
Развивающая:
продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры;
развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательная: показать связь данной темы с практикой;
Тип урока: урок формирования новых знаний , урок с использованием ИКТ
Форма урока: урок с применением мультимедиа
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
Компьютер с мультимедийным проектором, экран;
Мультимедийное приложение к уроку.
Ход урока
Каждый человек в повседневной жизни, в учёбе или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Сложные задачи требуют длительных размышлений для нахождения решения; простые и привычные задачи человек решает не задумываясь, автоматически. Для многих таких задач уже разработаны и предполагаются такие инструкции.
Как вы думаете, о каких инструкциях идёт речь? Это и будет темой нашего урока. А в помощь вам для этого –Ребус.
1. Тема урока.

Алгоритмы и их исполнители.
Учитель: Цель нашего урока – выяснить, что такое алгоритм, познакомить с историей возникновения данного понятия, исполнителем алгоритма и системой команд исполнителя, а также где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами.
Учитель: Как вы думаете, откуда произошло слово “алгоритм”? Давайте послушаем сообщение.
(к доске выходит ученик и читает сообщение
Щекатурова Ю. и стих Амаханова Э.)
-57151110490
СООБЩЕНИЕ
Происхождение слова "алгоритм" связано с алгоритмами десятичной позиционной арифметики. Впервые правила выполнения арифметических действий над целыми числами и простыми дробями были сформулированы выдающимся средневековым учёным Мухаммедом ибн Муса Ал-Хорезми (783-850г.г
Который жил в городе Хорезм – это историческая область на территории современного Узбекистана, центром которой является древний город Хива.
-571511976120Книга ученого "Китаб ал-хисаб ал-хинд" ("Книга об индийском счете") послужила прототипом многих рукописей, составленных европейцами уже на латинском языке. В них имя ученого – аль-Хорезми – латинизировалось и стало звучать как "алхоризм", "алгорифм" или "алгоритм". Этим словом стали называть сами рукописи о десятичной арифметике и алгоритмы цифровых вычислений, а лишь затем его стали использовать для обозначения произвольных алгоритмов.
Жил когда-то Ал-Хорезми,
Был арабским мудрецом,
Он считал – всего полезней
Чисел всяких быть жрецом.
Ал-Хорезми сам придумал
Правил действий свод простой,
Получал он проще сумму
И любой ответ другой.
Эти правила доселе
Люди учат, помнят, чтут, -
А науку в самом деле
АРИФМЕТИКОЙ зовут.
В честь ученого назвали
Правил новых стиль и ритм,
Вот тогда и записали:
Ал-Хорезми – алгоритм.
Метод или предписанье,
Способ или же рецепт –
«Алгоритм» всему названье
Уже много-много лет.
Учитель: В настоящее время слово “алгоритм” является одним из важнейших понятий науки информатики. Так что же такое алгоритм ?
Запишите определение алгоритма:
Алгоритм – это описание последовательности шагов, приводящих к требуемому результату.
В общем виде схему работы алгоритма можно представить следующим образом:
518160010795Результат
00Результат
260032510795Алгоритм
00Алгоритм
17145010795Исходные данные
00Исходные данные
410527529845001543050127000
Учитель: Давайте рассмотрим примеры алгоритмов.
Пополнение счёта телефона через терминал
Подойти к терминалу по оплате платеже
Выбрать оператора связи
Ввести номер телефона
Проверить правильность введённого номера
Вставить денежную купюру в купюроприёмникДождаться сообщения о зачислении денег на счёт
Получить чек
Рисование лошади (смотреть картинки)
Учитель: Так как наше Старожилово славится Конным заводом, то хочу показать фрагмент, составленный с помощью алгоритма.
Учитель: Если есть алгоритм, т.е. конечная последовательность шагов, то должен быть и исполнитель этого алгоритма. Кто может быть исполнителем?
Ответы учащихся …
Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.
Различают формальные и неформальные исполнители.
Формальный исполнитель-одну и ту же команду всегда выполняет одинаково.
Неформальный исполнитель может выполнять команду по-разному.
Каждый исполнитель способен выполнить определённый набор команд, которые образуют систему команд исполнителя (СКИ).
Чем исполнитель – машина отличается от исполнителя – человека?
Человек может мыслить.
Он сам принимает решения.
Машина работает автоматически. Она выполняет те команды, которые для неё предусмотрел человек . Машина работает автоматически, т.е. действует формально.
ЧТО УМЕЮТ ИСПОЛНИТЕЛИ?
- солдаты в армии, выполняют приказы старших по званию; - собака выполняет команды хозяина;
- животные в цирке подчиняются требованиям дрессировщика;
- летчик точно выполняет распоряжения диспетчера аэропорта.
Режимы работы исполнителя.
Непосредственное управление-исполнитель ожидает команд от человека и каждую поступившую команду немедленно выполняет.
Программное управление-исполнителю сначала задаётся полная последовательность команд, а затем он выполняет все эти команды в автоматическом режиме.
Рассмотрим один из примеров ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РОБОТ.
Исполнитель Робот действует на клетчатом поле. Если он врезается в стену то разрушается.
Системы Команд Исполнителя:
1 – вверх
2- вниз
3 - вправо
4 - влево
Что произойдет с роботом после выполнения алгоритма 32323, начав движение из клетки А?
Какой алгоритм потребуется что бы переместить робота в клетку B?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- сидя за партой. -Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд.  Открыть глаза. -Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. -Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд. - Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза.
Свойства Алгоритма:
Дискретность
Понятность
Определённость
Результативность
Массовость
Дискретность- разделение информационного процесса в алгоритме на отдельные команды.
Понятность- Алгоритм должен содержать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя.
Определённость- Исполнитель должен точно знать, какую команду выполнять следующей
Результативность- Преобразование объекта из начального состояния в конечное за конечное число шагов.
Массовость- Решение целого класса однотипных задач по одному алгоритму
Учитель: В исполнителе Робот есть ещё и другие команды. 7 добровольцев сейчас садятся за компьютеры, я для них составила алгоритм работы с этим исполнителем. Вам необходимо будет выполнить эту работу. А мы посмотрим, можно ли с помощью алгоритма самим освоить программу. А остальные учащиеся отвечают на вопросы теста по пройденной теме.
ТЕСТ ( с взаимопроверкой)
ВАРИАНТ 1
Ф.И.___________________________________________________________________
1. Кого можно назвать исполнителем?
А) того, кто всё исполняет
Б) кого угодно
В) того, кому поручено выполнение какой-либо задачи.
2.  Что такое СКИ – система команд исполнителя?
А) команды, которые отдаёт исполнитель
Б) команды, которые исполнитель понимает и может выполнить
В) команды, которые исполнитель понимает, но не может выполнить
3.  Схему работы алгоритма можно представить следующим образом:
А) исходные данные-алгоритм-результат
Б) алгоритм-результат-исходные данные
В) результат-исходные данные-алгоритм
4.  С фамилией какого из древних ученных связано происхождение слова «алгоритм»?
А) Аль-Каши
Б) Аль-ХайсамаВ) Аль-Хорезми.
5.                Дайте определение алгоритма.
А) Алгоритм – это описание последовательности шагов, приводящих к требуемому результату.
Б)Алгоритм-это описание последовательности шагов, не приводящих к требуемому результату.
В) Алгоритм-это не точное и не понятное решение поставленной задачи.
ВАРИАНТ 2
Ф.И._______________________________________________________________
1. Последовательность действий, допустимых для исполнителя - это...
А)       алгоритм
В)        команда
С)       система команд
2. Человек, робот, автомат, устройство, компьютер, который выполняет чьи-то команды, – это …
А) помощник;              
В) программа;С) исполнитель;           
3. Формальное исполнение алгоритма – это:
А) одну и ту же команду всегда выполняет по-разному.
В) одну и ту же команду всегда выполняет одинаково.
С) разбиение алгоритма на конечное число простых шагов.
4. Свойство алгоритма дискретность означает:
А) Разделение информационного процесса в алгоритме на отдельные команды.
В) Алгоритм должен содержать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя.
С) Исполнитель должен точно знать, какую команду выполнить следующей.
5. Какого свойства алгоритма не существует?
А) Массовость
В) Дискретность
С) Радиальность
Ответы на тест:
Вариант 1
1. В
2. Б
3. А
4. В
5. А
Вариант 2
А 2. С 3. В 4. А 5. С
Критерии оценивания теста.
«5+» -оценка «5»
«4+» -оценка «4»
«3+» -оценка «3»
«0-1-2+» -оценка «2»
А теперь попробуйте составить алгоритм:
Девочки- алгоритм приготовления борща
Мальчики-алгоритм приготовления салата оливье (который много раз ели, ну а мы посмотрим знают ли они, как его приготовить)
Рефлексия, подведение итогов, запись домашнего задания
Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы, затем записать домашнее задание.
1) Сегодня на уроке мне понравилось______
2) Для меня было сложным ___________
3) Сегодня на уроке мне не понравилось _______________
Домашнее задание: п. 2.1.1-2.1.2
1) Сегодня на уроке мне понравилось________________________________________
2) Для меня было сложным _________________________________________________
3) Сегодня на уроке мне не понравилось _____________________________________
ИСПОЛНИТЕЛЬ РОБОТ
Включить компьютер
Включить программу ABC PASCAL
378142510795L
00L
На верхней панели выбрать значок
В выплывающем окошке напечатать RBa3
17526002540000Нажать на -это и есть ваше задание.
52292258064597155099695 -это и есть РОБОТ, который должен пройти до , и по пути
3181350126365закрасить
Периодически нажимайте на .
Чтобы посмотреть команды исполнителя нажмите F1
Если программа выполнена верно, то компьютер это напишет.
МБОУ Старожиловская СОШ
Открытый урок по информатике
15.12.2016
8 класс
Тема урока: «Алгоритмы. Исполнители алгоритмов»
Учитель информатики
Люхина В.А.
Старожилово 2016