Разработка урока по информатике Формальный исполнитель алгоритма ( 8 класс)

Тема: «Формальный исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма»
Цели:
1. Учебные
закрепить ранее введенное понятие о алгоритме;
дать первоначальные знания о свойствах алгоритмов;
развитие алгоритмического мышления.
2. Воспитательные
развитие интереса к предмету и обучению;
воспитание информационной культуры учащихся;
воспитание активной познавательной деятельности учащихся;
воспитание коллективизма, внимательности, дисциплинированности, ответственности.
3. Методические
активизация учебной деятельности учащихся за счет применения кейс-технологии;
применение программных средств, реализующих использование сетевых и мультимедийных технологий в интересах повышения эффективности обучения.
формирование профессиональной ориентации кадет за счет подбора тематики решаемых задач, примеров.
Оборудование: карточки с заданиями, распечатка опорного конспекта, компьютерная презентация.
Ход урока.

Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок в вашем классе проведу я. Меня зовут Светлана Алексеевна. Я хочу подарить вам ключ, который открывает любой «замок» в душах людей. Это ключ - улыбка. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок.
Повторение. АОЗ.
А) заполнить пропуски в определении алгоритма:
Алгоритм – это строгая , приводящая к за конечное число шагов.
Б) перечислите типы алгоритмов.
В) какие типы алгоритмов представлены на слайдах?
3. Знакомство с темой урока.
А сейчас, ребята запишите тему урока: «Формальный исполнитель алгоритма. Свойства алгоритмов».
Алгоритмы создаются для решения каких-либо задач, поэтому их кто-то должен выполнять.
Исполнитель - это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способное выполнять определенный набор команд.
Выполняя алгоритм, исполнитель может не вникать в смысл того, что он делает, т.е. действовать формально. Именно так действуют автоматические устройства, роботы, и самый универсальный формальный исполнитель алгоритмов – компьютер, которые в отличие от человека не умеют мыслить. Применение технических устройств, предъявляет очень строгие требования к точности описания правил и последовательности выполнения действий. Уметь составлять алгоритмы – это возможность овладеть азами программирования и использовать компьютер для решения различных задач, а не просто быть пользователем готовых программных пакетов. При решении задач на компьютере выделяют следующие этапы решения:
Кроме того, алгоритм для формального исполнителя должен обладать некоторыми свойствами. Посмотрите вокруг и давайте перечислим эти свойства (ребята смотрят по сторонам, тем самым меняя позу и отдыхая).

1. Дискретность (алгоритм должен состоять из последовательности шагов, следующих в определенном порядке) Под дискретностью понимается то, что алгоритм состоит из описания последовательности шагов обработки, организованный таким образом, что в начальный момент задаётся исходная ситуация, а после каждого следующего шага ситуация преобразуется на основе данных, полученные в предшествующие шаги обработки. Дискретность алгоритма означает, что он исполняется по шагам: каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего;
2. Определенность или детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);
3. Понятность (алгоритм составляется только из команд, понятных исполнителю);
4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);
5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях);
4. Задание в группах.
А сейчас выполним некоторые задания в группах.
Задание № 1
Найти действие, которое нарушается в указанных последовательностях действий
1 группа: Вычислить интеграл 13 QUOTE 1415
Разделить 4 на 5
Найти синус полученного числа и обозначить буквой х
Вычислить интеграл от х
2 группа
1. Объявить числа 5;6;8
2. возвести число 6 в квадрат
3. умножить 5 на 8
4. полученное число умножить на 4
5. из результата п. 2 вычесть результат п. 4
3 группа
50 г мякоти белого хлеба намочить в 3 столовых ложках молока и размять разбить в эту смесь 3 яйца, и все это хорошо взбить ложкой всыпать сюда 50 г тертого сыра посолить, перемешать и вылит на горячую сковороду с 1 столовой лож кой масла жарить на сильном огне, слегка помешивая.
Вывод: Эти все последовательности действий не являются алгоритмами.
А теперь рассмотрим пример алгоритма и определим, какой результат получится после его выполнения.
Начать
Ввод a, b, c
D = b2 - 4 *a* c
Если D < 0, то идти к п. 6
Если D >0, то идти к п.8
Действительных корней нет
Идти к п.10
Х1 = (- b -13 QUOTE 1415)/2* a; Х2 =(- b + 13 QUOTE 1415)/2* a
Вывести значения Х1 и Х2
Закончить

Работа в группах

Задание № 2
Составить алгоритм решения задачи:
Найти площадь заштрихованной фигуры, если сторона квадрата равна a, радиус вписанного в него круга R .



Итог урока
Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог и еще раз повторим некоторые понятия (учащиеся выбирают карточки и отвечают на вопросы).
Карточки:
Дать определение формального исполнителя.
Что означает свойство дискретности?

Перечислить свойства алгоритмов.
Что означает свойство массовости?

Какие типы алгоритмов существуют?
Что означает свойство понятности алгоритма?

Перечислить этапы решения задач на компьютере.
Как вы понимаете свойство определенности?

Какие способы задания алгоритма существуют?
Что означает свойство результативности?


Домашнее задание: выучить основные понятия по опорному конспекту. Составить блок-схему для решения задачи на нахождение площади фигуры.
















Ход урока №
п/п
Учебные вопросы и их краткое
содержание
Время
Методические указания и перечень учебного материального обеспечения

I.
Вводная часть.
Организационный момент
Актуализация знаний: проверка материала предшествующего урока.
г) Объявляется тема урока.
10 мин.
Во время опроса учащиеся внимательно слушает ответы и дополняют их.

II.
Основная часть урока.
1. Формирование рабочих групп и выбор руководителя группы. Ознакомление с кейсами;
2. Изучение нового материала из презентации;
3. Работа с заданием;
4. Обсуждение решений, выступление руководителя группы;

30 мин.
3 мин.
7 мин.
10 мин
5 мин.
5 мин.


III.
Заключительная часть урока.
Подводятся итоги урока, выставляются оценки. Дается задание на самоподготовку.
5 мин.