Конспект урока по информатике на тему Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (8 класс)


Конспект урока по информатики 8 класс
Автор: Хисамова Е.В.
Тема урока: Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ)
Цели урока: узнать правила оформления программ на Паскале; составлять несложные линейные алгоритмы, отлаживать программы и исполнять их.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие. Эмоциональный настрой на работу. Проверка готовности учащихся к уроку.
Мотивационный
– Расскажите, с каким алгоритмом вы сегодня уже столкнулись?
(Ученики приводят примеры)
– А как вы смогли определить, что это был алгоритм?
(Ответы учеников. Повторение темы «Свойства алгоритмов»)
Работа по теме урока
Компьютер - автомат. И, в отличии от человека, работает только по программе, заложенной в него. Для написания таких программ в настоящее время применяются алгоритмические языки программирования, число которых уже превысило число языков человеческого общения.
Существуют различные классификации языков программирования. По наиболее распространенной классификации все языки программирования делят на языки низкого и высокого уровня.
Если язык близок к естественному языку программирования, то он называется языком высокого уровня, если ближе к машинным командам, – языком низкого уровня.
В группу языков низкого уровня входят машинные языки и языки символического кодирования: Автокод, Ассемблер. К языкам программирования высокого уровня относят Фортран, Алгол, Кобол, Паскаль, Бейсик, Си, Пролог и т.д.
Язык программирования – это специально обусловленный набор символов, слов и особым образом организованных и заранее оговоренных сокращений, используемых для записи набора команд (программы), воспринимаемых компьютером.
– Я предлагаю познакомится вам с одним из языков программирования, который называется Паскаль. Откройте на рабочем столе «Pascal ABC.Net».
(Учащиеся открывают программу)
– Давайте познакомимся с данной программой. Что вы можете сказать про интерфейс программы?
(Ответы учеников)
– Какая функция в программе поможет, если у вас возникнуть сложности в написании программы?
(Ответы учеников)
– Предлагаю вам записать в тетрадь «Правила представления данных»
Программа имеет следующую структуру:
789940127635
Program <имя>; (заголовок программы)
Var <блок описания данных>
Begin (начало программы)
<оператор 1> (тело программы)
<оператор 2>

<оператор N>
End.(конец программы)
Операторы (команды) отделяются друг от друга точкой с запятой;
Перед словом End точка с запятой не ставится;
После слова Begin точка с запятой не ставится;
В конце программы после слова End обязательно ставиться точка;
Имя блока памяти – это последовательность букв и /или цифр, начинающихся с буквы. Имя может содержать знак подчеркивания.
Учитель раздает памятку (Приложение 1), которая поможет ученикам работать в программе.
Практическая работа
– Вы познакомились с новой программой «Pascal ABC.Net», а так же с правилами представления данных. Я предлагаю написать свою первую программу, при помощи языка программирования Паскаль.
(Учитель совместно с учениками пишет программу)

Разработка программы: «Моя первая программа»
Program ex;
Begin
Write(‘Моя первая программа’)
End.
Закрепление изученного материала
Задание: используя памятку (Приложение 1), напишите программу, которая будет выводить на экран круг произвольного цвета.
Разработка программы: «Цветной круг»
Program prim_1;
uses GraphABC;
Begin
Circle(x,y,r);
FloodFill(x,y,clBlue)
End.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Предлагаю оценить сегодня свою работу на уроке. В тетради на против темы урока поставьте смайлик.
(Учащиеся оценивают свою работу на уроке)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка для работы в Pascal ABC.Net

Program – загаловок программы
var - описание переменных
integer – тип переменных. Используют для целых чисел
real – для вещественных чисел
string – для строк текста произвольной длины
Begin – начало программы
end - конец программы
Writeln – оператор вывода (после вывода данных переводит курсор в НАЧАЛО СЛЕДУЮЩЕЙ строки)
Write - оператор вывода(выводит данные и оставляет курсор в КОНЦЕ выведенной информации в ТОЙ ЖЕ строке)
Readln – оператор ввода
uses GraphABC - вызов библиотеки
Rectangle(x1,y1,x2,y2) – Рисует заполненный прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин
Line(x1,y1,x2,y2) - Рисует отрезок от точки (x1,y1) до точки (x2,y2)
Circle(x,y,r) - Рисует заполненную окружность с центром (x,y) и радиусом r
FloodFill(x,y,clBlue) – заливает область одним цветом, начиная с координат (x,y)
SetPenColor(clYellow) - процедура задает цвет рисуемых линий
SetPenWidth(10) - задается ширина линии в 10 точек
SetBrushColor(clYellow) - Устанавливает цвет текущей кисти