Статья. Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка.


Островская Татьяна Владимировна.
МОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа №5».
Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка
Школьников в современное время необходимо не только обучать на уроках, но и готовить к жизни в обществе, воспитывая каждого как неповторимую личность. В государственной политике активнее заработали рыночные механизмы, выросла ролевая мобильность, изменился менталитет общества и ценностные ориентации у подрастающего поколения. Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, стрессоустойчивой, компетентной. На данном этапе всё острее ощущается потребность в воспитании духовно богатого, высоконравственного человека, способного созидать, достойно справляться с требованиями времени. Школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены предыдущими поколениями. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание иностранного языка.
При изучении иностранного языка человек знакомится с опытом народа, его морально-этическими, социокультурными, художественно-эстетическими, воспитательными идеалами. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного воспитания. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что в процессе изучения иностранного языка происходит социализация личности.
На уроках иностранного языка затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, имеются возможности соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Учитель способен формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик. На сегодняшний день иностранный язык - это не просто учебная дисциплина, а важное средство для диалога различных культур.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы: такие как проблемы толерантности, современной семьи, дружбы, благотворительности, проблемы национальной культуры и другие. Обсуждение данных проблем способствует формированию уважительного отношения к мнению других людей, заставляет задуматься о нравственных аспектах предложенных ситуаций и жизненных реалий.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке иностранного языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-либо проблемы, презентуется всему классу. Например, дискуссия на тему «Какой будет конституция нашего класса?», способствует выработке совместного свода правил поведения в классном коллективе, специальных правил для учителей и родителей, обсуждению проблемных ситуаций, возникающих в процессе становления и развития классного сообщества.
Перспективным является использование информационно-коммуникативных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся. Исследователи в области информационных технологий в образовании (Б.Ю.Щербаков, М.И.Станкин и др.) рассматривают использование данных технологий как «наиболее перспективное, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно-гибкое обучение».
Благодаря Интернету, находясь в классе, мы можем совершать виртуальные экскурсии по Британскому музею и по Третьяковской галерее, по Государственной Библиотеке в Москве и Библиотеке Конгресса США; смотреть постановки в Большом театре и Шекспировском театре. Участвовать в диалоговом общении с подростками из других стран, обсуждать ролики, имеющие социальную направленность, наглядно знакомиться с традициями и реалиями, изучаемых культур, проводить параллели со своей культурой.
При этом учащиеся не только воспринимают представленную им информацию, а активно включаются в процесс сбора, обработки и систематизации электронного материала для подготовки презентаций и проектов. Эта работа способствует воспитанию чувства товарищества, развивает умение работать в группах, а также воспитывает у учащихся толерантность, проявление уважения как друг к другу, так и к представителям других культур, осознание принадлежности не только к окружающему их сообществу, но и понимание себя как субъекта всего мира.
Примером может служить выполнение учащимися проектов и презентаций на темы ценностно-этического характера («We are friends», «My home is my castle», «How to resolve conflicts», «The greatest pages of Russian history» и т.д.). При создании и защите творческой работы каждый учащийся в той или иной степени демонстрирует такие качества личности: как упорство, смелость мышления, креативность, стремление добиться успеха.
Эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность также оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя - показать образцы поведения, обосновав их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой ситуации и в случае необходимости провести коррекцию данного поведения. Так ролевая игра «Свет, камера, мотор!» учит детей сотрудничать, выполнять различные социальные функции (директор картины, актёры, продюсер, сценарист), прислушиваться к мнению других людей, совместными действиями обеспечивать достижение наилучшего результата. На сегодняшний день очень важно проведение уроков, направленных на развитие терпимости, взаимопонимания, интеграции, взаимодействия. Целая серия уроков возможна в рамках данной проблемы: представление различных традиций, концерты и знакомство с иноязычной литературой, составление викторин, включающих в себя сведенья о разных странах, видео-экскурсий, уроки-дискуссии, обсуждение ситуаций, возникающих в процессе межличностного общения.
Таким образом, изучение иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, расширяет кругозор. В ходе освоения языка совершенствуются теоретические знания, а также учебно-организационные, интеллектуальные, информационные, коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает неоспоримое воздействие на духовное становление личности.
Список литературы.
Арапова, Е.М. Нравственное воспитание на уроках иностранного языка / фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Москва, 2009.
2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008.
3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. - М.: Логос, 2001.