Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках иностранного языка


Подорожняя А.С.
учитель английского языка
МАОУ «Донская реальная гимназия»
г. Ростова-на-Дону
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках иностранного языка.
Содержание обучения иностранному языку в начальной школе реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык» затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации. Школа осуществляет подготовку ребенка к последующему участию в процессе межличностного и межкультурного взаимодействия через обучение иностранному языку. При этом ее задача – воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры и вместе с тем, развивать у школьников уважение по отношению к культуре собственного народа.
 Процесс восприятия иноязычной культуры идет через обогащение внутреннего опыта ребенка, путем формирования у него познавательных и коммуникативных навыков.
Рассмотрим этот вопрос на примере УМК В.Эванс, Д. Дули, Н. Быковой, М. Поспеловой «Английский в фокусе» для 1 - 4 классов.
В учебном процессе дети стран изучаемого языка представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье и домашним питомцам, ценность дружбы, здоровый образ жизни, трудолюбие, уважение к старшим и забота о младших, а также положительное отношение к учебе.  
УМК «Английский в фокусе» насыщен песнями, стихами и сказками художественной литературы на английском языке, которые  являются образцами иноязычной речи. Они развивают не только память, внимание, воображение и творческие способности, но и приобщают ученика к новым социокультурным знаниям. Знакомясь с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и образцами детской художественной литературы у учащихся формируется дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка. 
Начиная с 1 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран. На первых страницах учебника «Английский в фокусе» дети знакомятся с английской семьёй, в которой, с целью воспитания мальчика и девочки, появляется няня. Няня обладает прекрасными нравственными качествами, ей отведена роль волшебницы, способной решать проблемы детей, помогая им и поддерживая, создавая доброжелательную, дружелюбную атмосферу. Вместе с детьми живёт шимпанзе по имени Чаклз. С обезьянкой происходят приключения, вызывающие у детей различные добрые чувства: симпатия, сочувствие, сопереживание, стремление проявлять заботу.
Так, например, при изучении темы “Мои игрушки” во 2 классе, учащиеся знакомятся с ситуацией, когда у любимой игрушки Чаклза, плюшевого медвежонка, исчезают части лица. И няня, словно волшебница, помогает их вернуть. Обучающиеся переживают и радуются вместе с героями сюжета. Изучая речевые структуры, дети имитируют ситуацию со своими игрушками. Данный вид работы позволяет детям на личном опыте понять чувства героев, что способствует их духовному развитию.
Ребята с большим интересом работают над  проектом. Используя элементарные знания языка на уровне второго класса, дети составляют рассказ о своей игрушке. При таком виде работы, школьники учатся любви и уважению по отношению к окружающим их людям и предметам, так как для детей данной возрастной группы их личные игрушки – «живые» существа. Работа над проектом не только развивает творческие способности, но и воспитывает трудолюбие, настойчивость, инициативность, способствует развитию воли, мышления, внимания, воображения, памяти.
Ситуация с появлением в семье маленькой сестры, предложенная детям в 3 классе, даёт большой воспитательный эффект. Учащиеся учатся проявлять заботу о младших. В той части диалога, где вымышленные герои дарят свои игрушки малышке Бэтси, дети на подсознательном уровне усваивают образцы поведения в семье, учатся добру. Подсознание также играет немаловажную роль при формировании положительного отношения к здоровому образу жизни. Когда детям предлагается высказаться о том, какие продукты любит и не любит собачка Раскал, авторами, намеренно, в списке предпочитаемой им еды, отобраны полезные для здоровья продукты, а те, которые собачка не любит – вредны.
 При изучении английского языка в начальной школе, существенное место уделяется и проблемам бережного отношения к природе, к миру животных.   Эта тема затрагивается в 4 классе, при изучении  раздела «At the Zoo». В ходе изучения этого раздела обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки уважительного отношения к животному миру, осознавать, что исчезающие виды животных нуждаются в поддержке человека.  На формирование связей людей и окружающего мира направлены такие задания, как:  «Скажи, что можно и нельзя делать в зоопарке, чтобы не навредить животным?» После знакомства с текстом о фонде дикой природы и его роли в сохранении бизонов, учащимся предлагается поразмышлять над такими вопросами, как: «Какие животные обитают в заповедниках?» «Каким образом люди помогают сохранить редкие виды животных?» «Что ты и твои одноклассники могут сделать, чтобы помочь животным?»  
 Большими возможностями для развития духовно-нравственных качеств обладают уроки, на которых обучающиеся читают сказки. Современные дети очень легко поддаются влиянию извне, копируя образцы поведения с экранов телевизоров. Мультфильмы, которые популярны среди младших школьников, полны совсем недетского содержания. У ребёнка формируется устойчивая модель поведения, которая, зачастую, не соответствует моральным нормам и принципам нравственного человека. Сказки и мультфильмы призваны учить детей добру, трудолюбию и человечности, но, к сожалению, некоторые из них способствуют развитию в детях таких качеств, как эгоизм и неуважение к старшим. В них искажено понятие о красоте, в особенности о красоте духовной. В русских народных сказках показателем девичьей красы считались длинные косы, румяные щёки, большие, выразительные глаза… В некоторых современных сказках, нормой считается бледно-синий или зелёный цвет кожи, шрам на лице, голова героев непропорциональна туловищу, выражение глаз не всегда доброе, напротив, во взгляде персонажа можно прочитать надменность и высокомерие. И как сложно в рамках школы бороться со зловещими стереотипами, которые формируются в сознании ребёнка! Как развить в ребёнке нравственные качества, когда вокруг столько ярких примеров, в корне разрушающих всё доброе и светлое? Необходимо больше внимания на уроках и во внеклассной работе уделять воспитательному аспекту. На материале иностранного языка, вполне возможно обратиться к традиционной, исконно русской культуре. Например, выполняя творческие проектные задания, необходимо поставить задачу так, чтобы ребята написали не просто о своём любимом мультфильме или сказке, а о русском народном, о любимом в семье персонаже. Нужно, чтобы дети составляли проект, осуществляя поиск и сбор информации на наглядных примерах: не с экранов телевизоров и компьютеров, а узнавая как можно больше у старшего поколения, либо вместе с родителями, читая традиционные русские сказки. Но лучше, если это будет живой рассказ бабушки или мамы. Иллюстрации к проекту также можно выполнить совместно с родителями; их лучше создавать, опираясь на словесное описание, а не копирование готовой картинки. Такой способ выполнения задания будет способствовать развитию воображения ребёнка и лучшему воплощению его творческих способностей. Таким образом, велика роль сотрудничества педагогов с родителями обучающихся.
В методике преподавания иностранных языков сказка рассматривается как универсальный учебный материал. «В сказке, в сказочных образах народ созерцает себя, хранит свою мудрость, свое страдание и свой юмор, показывая нравственные действия и поступки, учит отличать добро от зла и творить добро» [5].
В УМК «Английский в фокусе» [7,8,9,10] учащимся предлагается познакомиться с такими сказками, как ‘The Ugly Duckling’,‘The Town Mouse and the Country Mouse’, ‘The Toy Soldier’, ‘Goldilocks and the Three Bears’. Выявление нравственной основы сказки реализуется через выполнение заданий, которые помогают учащимся понять суть прочитанного. Например, для осмысления качеств героев учащихся просят ответить на вопросы типа «Счастлив ли герой сказки и почему?», изобразить героев на бумаге и описать их. Для обобщения нравственных знаний предлагается вспомнить другие сказки о животных и рассказать их основную мысль либо вспомнить сказки с подобной моралью. Учащимся предлагается перенести ситуацию из сказки на свою жизнь и ответить на вопрос, хотят ли они иметь таких друзей, нравится ли им тот или иной персонаж.
На базе сказок происходит формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Таким образом, сказка имеет большое воспитательное значение, благотворно влияя на духовно-нравственное развитие учащихся.
Литература
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.htmlПримерная программа по иностранному языку.// Примерные программы по учебным предметам. – М: Просвещение, 2011.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - М: Просвещение, 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М: Просвещение, 2010.
Шарапкина Г.П. Лингвокультурные и когнитивные аспекты формирования коммуникативного речевого поведения // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения. – Пятигорск: ПГЛУ, 2005.
Шестун Е. Православная школа – Самара: ФГУП «Самарский дом печати», 2004. 
Эванс В., Дули Д., Н. Быкова Н., Поспелова М. Английский в фокусе. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Express Publishing, Просвещение, 2012.
Эванс В., Дули Д., Н. Быкова Н., Поспелова М Английский в фокусе. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Express Publishing, Просвещение, 2011.
Эванс В., Дули Д., Н. Быкова Н., Поспелова М Английский в фокусе. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Express Publishing, Просвещение, 2011.
Эванс В., Дули Д., Н. Быкова Н., Поспелова М Английский в фокусе. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – Express Publishing, Просвещение, 2011.