Статья на тему Технология организации и управления самостоятельной работой студентов в подгруппахв сборнике XVII научно-практической конференции Использование современных образовательных технологий:возможности и результаты


ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В ПОДГРУППАХ
А.И.ОбшивалкинаУральский политехнический колледж
г.Екатеринбург
В арсенале методического опыта преподавателей специальных дисциплин имеется немало различных приемов активизации студентов на занятиях, которые они успешно используют в своей практической деятельности. Одним из таких действенных приемов является организация групповой деятельности студентов на занятиях.
Групповая деятельность – это работа большого количества студентов, разделённых на небольшие группы (подгруппы) по выполнению определённых заданий.
Можно выделить следующие преимущества такой работы студентов в группах [1]:
- позволяет студентам мыслить самостоятельно и вырабатывать собственные идеи без участия преподавателя;
- развивает навыки самостоятельного решения проблемы;
- развивает коммуникативные навыки;
- позволяет «незаметным» студентам более эффективно участвовать в занятиях.
Состав и численность подгруппы можно компоновать по уровню компетентности (развития) студентов в группе. Наиболее распространенными являются 2 варианта:
студенты в подгруппе одного уровня, тогда задания выдаются на разные уровни усвояемости учебного материала;
в подгруппах студенты разных уровней подготовленности. Тогда занятия настраиваются на выравнивание уровня подготовленности студентов по поставленным вопросам.
При проведении внеклассных мероприятий, например, в рамках Декад специальности, деление по группам и подгруппам необходимо производить с учетом наличия в них студентов различного уровня подготовленности. Делается это для того, чтобы группы студентов были примерно в одинаковых стартовых условиях по уровню знаний.
Что касается численности студентов в одной группе (подгруппе), то наиболее оптимальным является ограничение участников до 7-9 человек. Попытки расширить группу свыше 10 человек только размывают цели обучения, снижая в дальнейшем его интенсивность и эффективность. В большой группе, с одной стороны, «удлиняются» любые коммуникации членов группы, как между собой, так и с преподавателем, с другой стороны – увеличиваются риски «пассивного участия», появляется возможность «спрятаться за спинами» активных студентов[2].
Большое значение в подгруппе имеет уровень подготовки лидера. В подгруппу нельзя включать студентов, взаимно отвергающих друг друга. Необходимо научить взаимодействию студентов внутри группы. Взаимодействие влечет за собой оппозицию различных когнитивных решений и ответов.
Роли студентов в подгруппе не постоянны, они могут меняться. Задания для подгрупп могут быть одинаковые или дифференцированные. Дифференцированные задания вносят новые элементы в работу. При защите работы происходит обмен информацией, повышается работоспособность. Преподаватель при групповой работе является консультантом. Групповой способ ведения занятий может применяться при разнообразных технологиях обучения.
Для наиболее эффективной работы студентов в сформированных группах необходима тщательная разработка содержания, уровня сложности и структуры группового задания с учетом поставленных преподавателем задач.
Содержание задания для работы студентов в группе представляет собой алгоритм (последовательность действий), который участникам предстоит проанализировать, воссоздать или освоить в рамках занятия. Поэтому следует соблюдать основные требования к заданию для студентов на стадии подготовки к занятию
Во-первых, задание должно быть подготовлено письменно и быть у каждого участника в пакете индивидуальных методических материалов.
Во-вторых, задание должно содержать алгоритм действий студентов при их работе в данной группе (подгруппе).
В-третьих, обязательно должна быть инструкция по выполнению задания.
Основные требования к проведению занятий со студентами в группах и подгруппах представляют собой следующие позиции:
четкое следование подготовленному и заявленному в программе регламенту;
постоянное обеспечение понимания участниками учебных задач, содержания и письменного выполнения задания;
сохранение акцента на самостоятельной работе группы
Данные требования, которые, на первый взгляд, кажутся малозначимыми и не обязательными к соблюдению, являются целостной технологической цепочкой,
обеспечивающей видимые результаты обучения студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жадько Н. В. Технологии интенсификации групповой работы в процессе бизнес-обучения, «Образование и наука», 2010 №7, С.97-106
2. Синякова М. Г. Современные теории корпоративного обучения персонала в организации // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008.№ 1. С. 58–63.
3.Огородников, А. В. Групповая форма работы на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. Педсовет.org. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2349/Itemid,118/.
4. Деловая игра для подростков «Дебаты». Режим доступа: http://trepsy.net/world/?stat=205