Материал на тему: Использование современных технологий в образовательной, развивающей деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы




Использование современных технологий в образовательной, развивающей деятельности
учителя-логопеда общеобразовательной школы

Быковская В.М.
Учитель-логопед I кв.кат
МБОУСОШ №12
ЗАТО г. Североморска

(СЛАЙД № 1, 2 )Сухомлинский говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать».
Концепцией модернизации российского образования поставлена достаточно высокая планка: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своей страны». Любой гражданин не отделим от преобразований в государстве. Ребенок должен быть готов жить в новом обществе.
(СЛАЙД № 3) Таблица аспектов организации логопедичекой помощи и логопедического просвещения.
Эффективность педагогического труда зависит от взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся начальных классов. На основе интегрированных программ, планов, их реализации, анализа результативности совместной деятельности, равноправного сотрудничества. Логопедическая работа является одной из составляющих всего единого образовательного процесса.
В формирование полноценной личности ребенка значимый вклад вносит и учитель-логопед. Сформированная устная и письменная речь являются залогом успешного обучения школьника, средством преодоления депривации (лишения чего-либо) , социальной адаптации ребенка в обществе. Я работаю с обучающимися 1-4 классов. Ежегодно в группы зачисляется до 30 человек.
Основные направления моей деятельности:
Диагностика нарушений речи;
Своевременное выявление и предупреждение нарушений речи у детей младшего школьного возраста, а также поступающих в первые классы;
Исправление недостатков устной и письменной речи обучающихся;
Пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей.
В современной школе всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.
Под педагогической технологией понимают последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
(СЛАЙД № 4 ) Современные технологии используемые в логопедической деятельности:
1.Информационные компьютерные технологии
2.Инновационные технологии
3.Проектная деятельность
4. Здоровье сберегающие технологии
С целью достижения новых образовательных результатов в своей логопедической работе с детьми школьного возраста я применяю современные технологии, что является актуальным направлением в формировании универсальных учебных действий. Остановлюсь на некоторых из них:
1. Использование элементов информационных компьютерных технологий повышает эффективность коррекционного процесса, мотивацию детей к занятиям, формируют сотрудничество и новые формы общения между ребенком и педагогом, позволяют постепенно овладеть навыками пользования компьютером, что способствует их интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников. Многие авторы указывают на то, что компьютерные технологии являются эффективным средством коррекции. Однако это не новый метод коррекции нарушения речи, а лишь средство оптимизации этого процесса.
(СЛАЙД № 5 )
Коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. У школьников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы. Подача материала на логопедическом занятии должна быть более индивидуализированной, чем на уроке в классе и компьютерные технологии помогают решить эту задачу.
Используя ИКТ в своей работе я решаю для себя ряд задач:
•использование развивающих программ с целью постановки или автоматизации звуков;
•разработка демонстрационного материала для использования в логопедических занятиях;
•создание базы данных речевого развития учащихся начальной школы;
•разработка контрольно-измерительных материалов для мониторинга развития навыков письма и чтения;
(СЛАЙД №6)Для развития фонематических представлений используются, например, такие игры: «Звуковые прятки», «Первый звук».
Для того чтобы сформировать цветовые представления, умения классифицировать предметы, на автоматизацию поставленных звуков, детям предлагаются задания: «Сложи картинку», «Алешкин альбом», «Веселый баскетбол», «Помоги Роме» и др развивающие игры.
Анализируя использование информационных технологий в логопедической работе можно отметить следующие преимущества:
-разнообразие форм учебной деятельности
-комфортность работы с материалом
-повышение мотивации к логопедическим занятиям;
-усиление наглядности занятия, возможность быстрого создания собственного дидактического материала.
-эффективность усвоения материала за счет повышенного эмоционального тонуса т.е. осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
-оптимизация учебного процесса.
(СЛАЙД № 7 ) 2.Инновационные технологии, к ним относятся:
Арт-терапевтические технологии являются средствами свободного самовыражения через игру, сказку, музыку. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. К этим технологиям относится схемотерапия или мнемотехника
это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Это система помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Текст к слову зарисовывается схематично. Глядя на схемы ребенок учится легко воспроизводит текстовую информацию.
Второй год, совместно с педагогом-психологом, мы начали использовать куклотерапию, включили в интегрированную работу приемы сказкотерапии с использованием кукольного, пальчикового театра, театра картинок, театр теней, что помогает создать ситуацию успеха, эмоционально-положительную атмосферу, сжигающую тревожность и устраняющую страх ребёнка допустить ошибки, повышает эффективность коррекционно-развивающего обучения обучающих начальных классов. Использование этого метода позволяет совершенствовать лексико-грамматичекие средства языка, звуковую сторону речи, развивать диалоговую и монологическую речь. Дети, имеющие нарушения речи в театрализованных играх становятся раскрепощенными, лучше идут на контакт, как со взрослым, так  и со сверстниками. 
3. Проектная деятельность. (СЛАЙД № 8 фото)
В этом учебном году в рамках школьного мероприятия «Недели психологии и логопедии», мы с педагогом-психологом разрабатывали творческий недельный проект для 2-4 классов «Наш счастливый класс» « Сказки, которые читают дома». Учителя начальных классов активно включились в наш проект, в поиск информации по теме проекта. В ходе работы над проектом активные родители помогали составлять план действий и участвовали в подготовке материала. Результатом проекта явились творческие газеты классов, созданные по страницам – книги сказок.
Этот вид технологий позволяет сформировать коммуникативные умения, обобщенность умственных действий, развитие связной диалоговой речи, самооценочной деятельности младших школьников. Актуальное значение деятельности приобретает не столько взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
4.Здоровьесберегающие технологии (СЛАЙД №9)
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей младшего школьного возраста. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. Здоровье нации - одна из актуальных тем современного общества. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Здоровье сберегающие технологии, влияют на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации школьников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье, помогают учителю-логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.
Контингент логопедических групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и в течение всего времени пребывания в школе.
Здоровьесберегающие технологии делятся на три категории:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
 - технологии обучения здоровому образу жизни;
 - коррекционные технологии.
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:
1.1.Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); 
- укрепит мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшит спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
1.2.Телесноориетированные техники( биоэнергоплатика) – Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, эти упражнения нормализуют гипертонус и гипотонус; Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
1.3.Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. На занятиях я широко использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха.
1.4Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. При ее проведении я применяю наглядный материал, обучающий показ упражнений.
Примеры:
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
 
(СЛАЙД №10 )2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
 Прежде всего, это обучение детей различным видам логопедических массажей и самомассажей.
2.1 Логопедический массаж – это часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж я использую в логопедической работе с детьми с дизартрией. При этих формах речевой патологии массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Наряду с массажем, который проводится логопедом, можно обучить ребенка самомассажу.
2.2Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Эффективен и ручной самомассаж пальцев, массаж камнями, зондами, зондозаменителями. Чаще всего эта работа осуществляется  перед выполнением заданий, связанных с рисованием в течение 1 минуты.
2.3Применение динамических пауз, физминуток.
Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях. В процессе логопедической работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.
Виды физминуток:
1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
2.Танцевальные физкультминутки
4.Подражательные физкультминутки
5.Двигательно-речевые физкультминутки
(СЛАЙД № 11) 3. К Коррекционно-развивающим технологиям относятся: 3.1.Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.
 Развитие мелкой моторики осуществляю как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям и учителям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.
Упражнения провожу с детьми и на музыкальном материале и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
3.2. К Коррекционно-развивающим технологиям относятся: кинезеологические упражнения –это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Зайчик – колечко- цепочка», «Зайчик – коза-вилка» и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии.
  Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности образовательной, развивающей работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии у детей:- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; - снимается эмоциональное напряжение и тревожность;-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.- улучшается развитие общей и мелкой моторики,- повышается речевая активность ;
Таким образом, применение современных технологии в развивающей, логопедической деятельности способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию школьника. Мы понимаем, что у каждого ребенка с его особенным внутренним миром, своей внутренней жизнью должно быть счастливое детство. Создать условия для этого, помочь ему найти себя, ощутить радость открытия своего «я» - наша главная миссия.
(СЛАЙД № 12)Спасибо за внимание.
«Уча других, мы учимся сами»
Луций Анней Сенека
 
 Литературные источники и Интернет-ресурсы:
 1. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.
 2. Е.В. Зубович, Н.П. Мещерякова, С.В. Леонтьева. Коррекция стертой формы дизартрии. Саратов, 2008 г.
 3. Е.Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. Спб,2006 г 4. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Сост. Н.В. Нищева – Спб, 2010 г.
 5. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М., 2003 г 6. Е.А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет. М., 2005 г.
 7. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. М., 2004 г.
 8. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003 г.
 9. www.logoburg.com 10. festival.1september.ru 11. forum.aspu.ru