Эффективность применения инновационных технологий на уроках физкультуры


Скороходова А.Н.
научный руководитель: Алиева С.Р.,
преподаватель кафедры дошкольной педагогики и методик начального обучения Республиканского высшего учебного заведения «Крымский инженерно-педагогический университет»
Эффективность применения инновационных технологий на уроках физкультуры в первых классах
К числу задач, выполнение которых будет способствовать полномасштабной модернизации школьного физкультурного образования, отнесем следующие:
1) пересмотреть физически и морально устаревшую физкультурную и спортивно-оздоровительную инфраструктуру, не обеспечивающую условий для проведения уроков физкультуры, массовых школьных спортивных и оздоровительных мероприятий на уровне современных требований;
2) обогатить содержание данного учебного предмета в контексте освоения учащимися ценностей физической и спортивной культуры;
3) разработать теорию и технологии физического воспитания детей и подростков с отклонениями в развитии и заболеваниями;
4) создать организационные и методические условия для интенсивной профилактики отклонений в состоянии здоровья школьников.
Актуальность этой темы подтверждается широким распространением различных педагогических инноваций, в том числе и в системе физического воспитания. В последние годы вопросом внедрения инновационных технологий в систему физического воспитания школьников уделяется большое внимание. Наиболее интересны в этом направлении исследования М.М. Бояна, Ефименко Н.Н. Бальсевич В. К. и др.
Объектом исследования выступают инновационные направления в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – эффективность применения инновационных технологий на уроках физкультуры в первом классе.
Цель работы - научно обосновать и экспериментально проверить эффективность применения инноваций в системе физического воспитания младших школьников.
Речь идет о том, что современный урок физической культуры, особенно в младшей школе, должен нести в себе нечто большее, чем сдача определенных нормативов и строгое подчинение командам. Нельзя забывать о том, что главная цель таких занятий, прежде всего, формирование физической культуры личности (культуры тела человека, культуры его здоровья).
На семинарах, проводимых для учителей физкультуры, предлагалась к изучению методика физического воспитания детей по Ефименко Н.Н.:
Идти по логике природы (педагогика должна быть естественной).
Физическое воспитание детей должно осуществляться по спирали, новое, совмещая с известным.
Педагогический спидометр, или так называемые общеразвивающие упражнения (подбирать подготовительную часть урока – согласно «эволюционной гимнастике»).
Разделение урока на три части физиологической сущности.
Театр физического воспитания детей (играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя учить).
Позитивная, светлая энергия радости и удовольствия(физическое воспитание должно зарождать детей позитивной эмоцией).
Двигательный портрет ребенка «рисует» методика игрового тестирования.
Создай тренажеры сам!
Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.
Через движения и игру – к воспитанию Человека будущего.
Анализ и обобщение данных, полученных в опытно-экспериментальной работе, способствовали становлению новой парадигмы преподавания физической культуры. Однако с серьезными возражениями выступили сторонники традиционного подхода, появились сомнения в возможностях масштабной реализации инновационной системы на общенациональном уровне организации физического воспитания.
В ходе исследования нам удалось выявить причины, препятствующие реализации новых подходов:
- отсутствие Национальной доктрины модернизации государственной системы физического воспитания детей, подростков и молодежи как одного из обязательных условий физического и духовного оздоровления населенияРоссии;
- отсутствие нового мощного стимула повышения уровня физической культуры личности на основе освоения ценностей здорового образа жизни;
- отсутствие материально-технической базы, необходимой для полноценных физкультурно-спортивных занятий в образовательных учреждениях разного типа;
- недостаточно диагностического оборудования и обученных кадров, способных реализовать здоровьеформирующую функцию физкультурного образования.
- нехватка педагогических кадров, способных без переучивания или дополнительной подготовки работать по новым технологиям;
Системообразующим фактором, определяющим всю конструкцию инфраструктуры обновленной национальной системы, является цель образования в области физической и спортивной культуры.
Культурологический потенциал физического воспитания сформулируем в виде основных направлений создания принципиально новой инфраструктуры в общеобразовательной школе:
1) отбор содержания и методов занятий физическими упражнениями, играми и оздоровительными мероприятиями, исходя из их привлекательности для учащихся;
2) соответствие спортивно- ориентированного физического воспитания, особенностям возрастного развития, индивидуальному морфо- функциональному состоянию, физкультурно-спортивным склонностям и интересам каждого школьника;
3) использование новейших технологий физического и спортивного воспитания;
4) приобщение школьников к эстетическим, нравственным, духовным и здоровьеформирующим ценностям физической и спортивной культуры, формирование у них положительного отношения к предмету "физическая культура";
5) проведение внеклассных занятий групп здоровья;
6) создание принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами и системами оперативного контроля за состоянием занимающихся;
7) реструктуризация школьных спортивных сооружений с целью создания межшкольных, многоцелевых комплексов с несколькими образовательными учреждениями;
8) организация учебного процесса с ориентацией на конверсионное использование в нем приемлемых методов спортивной подготовки.
Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта должна предусматривать усиление гуманистической ориентации специалиста, обеспечивать высокий уровень его знаний в области физиологии мотиваций, потребностей, в вопросах интеллектуального и межличностного взаимодействия учителя, тренера и ученика. Преподавателям физической культуры и тренерам необходимы глубокие знания в области ритмологии естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека, умения и навыки выявления типологических и особенно индивидуальных характеристик школьников и построения адекватных им программ физического и спортивного совершенствования.
Список использованных источников
Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека- М.: Теория и практика физической культуры, 2000,- 275 с.
Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теор. и практ. физ. культ. - 1991, № 7, с. 37-41.
Болонов Г.П. Физкультура в начальной школе. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-128с.
Губа В. П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - N 3. - C. 21-26.
Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Линка-Пресс, .- 215с.
Аннотация. В статье анализируется эффективность двух подходов в преподавании физической культуры в младших классах: консервативного и нового инновационного в системе физическом воспитания детей младшего школьного возраста. Показано, что при переходе на новую систему преподавания физической культуры в младшей школе, увеличивается интерес не только учащихся и преподавателей к урокам, но и родителей школьников.
Ключевые слова: инновации, физическое воспитание, младшие школьники.
Annotation. The paper analyzes the effectiveness of two approaches to teaching physical - the culture in the early grades: the conservative approach and a new innovation in the physical education of children of primary school age. It is shown that the transition to a new system of teaching physical culture in junior school, increasing interest not only students and teachers to the lessons, but parents and students.
Keywords: innovations, physical education, junior schoolboys.
Сведения об авторе:
Скороходова Анна Николаевна учитель начальных классов МБОУ г. Керчи Р К
«Школа № 12»
Контактный телефон +79787851911 Е-mail: HYPERLINK "https://e.mail.ru/messages/inbox/" lena.skor@list.ru