Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях по физической культуре.


Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей на занятиях по физической культуре.
Учитель физической культуры Сидорова Н.В.
МБОУ « Лицей «МОК № 2» г. Воронежа
Все дети неповторимы и имеют свои индивидуальные особенности. Изучая индивидуальные особенности детей, следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Необходимо учитывать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это помогает на практике правильно дозировать физические нагрузки, и в участии различных спортивно-массовых мероприятиях.
Очень важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. Учитывая эти особенности осуществляется индивидуальный подход к детям в процессе обучения: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; детям послабее нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Значительное внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать дружеских контактов с товарищами. Необходимо знать характер каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Важное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитанием детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Исходя из вышеперечисленного, следует, что, только глубокое изучение и знание индивидуальных особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
Поведение одаренных детей могут иметь следующие признаки:
1. Ярко выраженная физическая способность и чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо видом двигательной активности.
2. Повышенная познавательная потребность, любознательность.
3. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
4. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Работая с одаренными детьми общей физической подготовкой, следует опираться на базовые общепедагогические принципы, теоретические основы которых были заложены Я. А. Каменским, Д. Локком, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.
Учитываются половые, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, степень отклонения от нормы (физической, психической, педагогической). Следует руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка.
Принцип гуманизма. Создавать условия для интеграции ребенка в общество и полноценной самореализации в этом обществе. Стараться вызвать достойное отношение к ребенку воспитанников, родителей, педагогов независимо от того, в каком физическом, материальном и социальном положении он находится.
Принцип единства воспитательных воздействий. Выбираются формы и методы воспитания и обучения детей, способствующие решению поставленных задач, что приводит к достижению планируемых результатов.
Принципы обучения:
Сочетание педагогического руководства с развитием инициативы и самостоятельности;
Использование научности, доступности и посильной трудности;
 Связь обучения с жизнью и практикой;
Создание положительного эмоционального фона обучения;
Воспитание в коллективе и через коллектив.
Если говорить о задачах физического воспитания, то педагогу необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как:
формирование у детей потребностей и мотивов к систематическим тренировкам,
воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности,
воспитание моральных и волевых качеств,
формирование гуманистических отношений.
Детей необходимо учить применять полученные знания, умения и навыки для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья.
Спорт в жизни детей, подростков и учащейся молодежи имеют большое значение, так как обеспечивают развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств, формируют навыки спортивного стиля жизни, совершенствуют культуру двигательной и спортивной активности, повышают физическую работоспособность, психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности, подготовку спортивного резерва дня сборных команд различного ранга.
Важной задачей педагогов преподавателей является воспитание интереса к спорту, воспитание и развитие физических качеств, привлечение подростков к занятиям физической культурой для укрепления здоровья и подготовки спортсменов-разрядников, а также формирование навыков здорового образа жизни.
Основными направлениями работы являются:
Оздоровительное – создание благоприятных условий для формирования потребности в здоровом образе жизни, основанных на правильном построении занятий, регулярности и систематичности;
Спортивное – создание условий для физического воспитания и спортивного самосовершенствования детей, подростков и молодёжи;
Воспитательное – создание условий для развития положительных качеств (коллективизма, патриотизма, взаимопомощи, доброжелательности, отказа от вредных привычек и т. д );
Организационно-досуговое – организация, проведение и участие в досуговых мероприятиях;
Личностное – всестороннее развитие и совершенствование личностных качеств, самоконтроль на занятиях, достижение высоких спортивных результатов, выполнение разрядных норм.
Соревновательное – участие в соревнованиях различного уровня (района, города, области, региона) по общефизической подготовке.
Образовательное – организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
Для успешной реализации задач обучения, достижения поставленной цели и не нанесения вреда здоровью воспитанников необходимо учитывать психолого-физиологические особенности обучающихся.
Основными средствами развития силы являются: в 7-9 лет – общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, по гимнастической стенке, прыжки, метания; в 10-11 лет – общеразвивающие упражнения с большими отягощениями (набивными мячами, гимнастическими палками и пр.); лазанье по вертикальному канату в три приема; метание легких предметов на дальность и т. д.; в 14-15 лет – упражнения с набивными мячами, гантелями небольшого веса, силовые игры типа «перетягивание каната», подтягивания, стойки и т. п. Вес внешних отягощений у подростков ограничен (примерно 60-70% от максимального). Кроме того, не рекомендуется выполнять упражнения до максимума. С 13-14-летнего возраста силовые нагрузки для девочек, в отличие от мальчиков, характеризуются преобладанием упражнений с отягощением весом собственного тела, большей долей локальных силовых упражнений, использованием в качестве внешних отягощений преимущественно гимнастических предметов или других нетяжелых снарядов.
У девочек уровень развития двигательных качеств во всех возрастных группах ниже, чем у мальчиков, причем с возрастом увеличивается. Особенности взаимосвязи между отдельными физическими качествами обуславливают методику их развития, но это не значит, что качества должны развиваться поочередно, либо вообще не совершенствоваться в «неблагоприятные» возрастные периоды. Период младшего школьного возраста – момент относительно равномерного физического развития детей. У них пропорционально увеличивается рост, вес тела, окружность грудной клетки, совершенствуются костная, мышечная и др. системы. Этот возраст благотворен для развития ловкости, быстроты, гибкости, а также координационных возможностей, что позволяет легко овладевать разнообразными двигательными навыками. Развитие физических качеств тесно связано с развитием познавательных психических процессов. Постепенно формируется и абстрактное мышление, а также закладывается фундамент воли: формируется настойчивость, смелость, самообладание и другие волевые качества. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремится овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии).
В старшем школьном возрасте физическое развитие протекает относительно спокойно. Замедляется рост тела, стабилизируется вес, быстро растет мышечная сила, развивается выносливость, повышается работоспособность. В этом возрасте заканчивается половое созревание. Познавательная деятельность учащихся старших классов характеризуется дальнейшим развитием теоретического мышления. Оно приобретает личностный и творческий характер. Совершенствуются наблюдательность, произвольная память и внимание. Личностный характер мышления проявляется в стремлении иметь обо всем собственную точку зрения, характеризуется преобладанием в волевой активности процесса сознательной саморегуляции.
Постоянное наблюдение за развитием воспитанников позволяет грамотно строить процесс занятий и индивидуально подходить к выполнению ребятами комплексов упражнений.
В юном возрасте организм человека требует, прежде всего, разностороннего развития. Поэтому средства физической культуры должны быть направлены на комплексное развитие всех физических качеств. До 13 лет не рекомендуется проводить целенаправленную тренировку на развитие силы. Начиная с 13-14 лет, силовая подготовка подростков имеет ряд особенностей:
1. Как правило, количество повторений должно быть не менее 8, наибольший вес отягощений должен позволять выполнить 4-5 повторений. Нежелательно применять упражнения, связанные с задержкой дыхания и большим напряжением сил.
2. Все упражнения нужно выполнять с полной амплитудой. Нежелательны статистические упражнения и упражнения с неполной амплитудой, так как в этом возрасте продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и происходит возрастное развитие мышечной системы.
3. Поднимать снаряды нужно в различном темпе для развития «медленной», «быстрой» и «взрывной» силы.
4. В тренировке подростков должны преобладать базовые упражнения, закладывающие фундамент разностороннего и симметричного мышечного развития.
5. Занятия атлетизмом в обязательном порядке должны сочетаться с другими видами физической деятельности, особенно такими, которые развивают быстроту, гибкость, ловкость, и координацию.
6. В детском возрасте связочный аппарат крепче мышц, поэтому «лимитирующим» звеном в силовых упражнениях будут мышцы, а не связки.
7. Сон и отдых должны обеспечивать полное восстановление сил после тренировок. Рацион должен содержать достаточное количество белковых веществ: мяса, рыбы, птицы, яиц, молока.
Необходимо в начале года проводить диагностику физических качеств таких как: силы, выносливости, ловкости. Но это не даёт полной картины о ребёнке. Для этого нужно как минимум месяц, чтобы ребёнок раскрылся, и можно было увидеть его потенциал. Дети младшего школьного возраста часто переходят из секции в секцию. Они ищут себя в коллективе, хотят выделиться своими способностями. Занятия общей физической подготовкой даёт возможность каждому проявить себя. Грамотный подход педагога к каждому занятию позволяет развивать и укреплять лучшие качества воспитанников. На каждом занятии педагог должен почувствовать атмосферу коллектива и так выстроить занятие, чтобы детям было интересно. Только так можно потом оценить потенциал ребёнка и развивать его лучшие качества и по окончанию направить его в тот вид спорта, где он в большей вероятности добьётся успеха.
Список используемой литературы.
1. Бажуков С.М. Здоровье детей - общая забота. - М.: Академия, 2004.
2. Ворсин Е.Н, Гужаловский А.А, Глазырина и др. Физическое воспитание в I-IV классах общеобразовательной школы / Под ред. Е.Н. Ворсина. -Мн.: 1995.
3. Гандельсман А.Б., Смирнов Д.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. — М.: Просвещение, 1986.
4. Зимкина Н.В. Физиологические основы физической культуры и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1967.
5. Кораблина Е.П. Психологическая помощь в развитии личности. - СПб., 1994.-С.4.