Первый раз в пятый класс… Методическая разработка классного часа, 1 сентября


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Методическая разработка

«Первый раз в пятый класс…»
(Классный час, посвященный Дню Знаний)


Приготовила:
учитель математики,
классный руководитель 5А класса Кузнецова О.Н.
Цели: познакомиться с детьми; с новыми учебными предметами, определить мотивации к учёбе, адаптировать пятиклассников к новой системе обучения, создать благоприятную атмосферу в классе, сформировать у детей положительную оценку своего классного коллектива.
Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, плакаты, карточки – задания.
Кабинет празднично украшен «С праздником!» (шары, цветы, рисунки и т.д.). Звучит музыка.
План проведения:
Вводное слово учителя, которое сопровождается компьютерной презентацией и стихотворением.
Знакомство с учащимися класса.
Викторина «Моя малая Родина»
Знакомство с учителями, которые будут преподавать в 5 а классе.
Дерево желаний.
Заключительное слово учителя. Экскурсия по школе.
Ход классного часа.
День знаний - это праздник всей страны! Когда все школы двери открывают,И всюду смех счастливый детворы,И клёны в красном в школах всех встречают,Я поздравляю каждого из нас С прекрасным праздником осенним и желаю,Чтоб стал прекрасным стартом в жизни 5 класс,В котором осенью учиться начинаем.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и пролетели летние каникулы. За лето вы отдохнули, получили много впечатлений, подросли. А сегодня прозвенел первый звонок, и снова гостеприимно распахнула для вас свои двери родная школа. Теперь вы уже не малыши, а пятиклассники!
Учитель: А что же вас ждет в пятом классе?
Парта ждет тебя, во-первых,
Ждут уроки, ждут друзья! Будет в школе не до лени.
Без труда, друзья, нельзя!
Здесь ты в новую страну
Дел и Знаний и Умений
Путешествие начнешь.
Много важного поймешь!
Ждут озера, лес и поле,
Ведь в поход пойдем не раз…
Ждут тебя пятерки в школе
Ждет тебя твой пятый класс!
У. Дорогие ребята, поздравляю вас с началом учебного года. Сегодня вы перешагнули порог старшей школы и стали учениками 5 класс. А я, перешагнув школьный порог в этом году, стала вашим классным руководителем. Впереди у нас долгие годы совместной жизни. Я надеюсь, что наш класс будет здоровым, дружным и сплочённым. Нас ждёт много интересных дел. Но главное наше дело-это создать и сберечь наш коллектив, чтобы каждый чувствовал себя в нём уверенно, надёжно и удобно.
В 5 классе вас ждут новые предметы, новые учителя. Не всегда будет легко, не всё будет получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учителя.
Класс, в котором вы сейчас находитесь, - это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, праздники. На несколько лет эта классная комната станет для вас вашим школьным домом. Вы становитесь хозяевами этого учебного кабинета. А настоящий хозяин будет беречь школьное имущество, соблюдать чистоту и порядок.
Незаметно пролетело лето. Закончились беззаботные теплые дни. В небе закружились желтые листья. Следовательно, пора отправляться в длинное путешествие по стране знаний. А теперь настало время совершить “путешествие” по некоторым островам “моря знаний”.
1.Остров «Знакомства»
-И первую нашу остановку мы совершили на острове «Знакомства».
Итак, начнём знакомиться, я Ольга Николаевна…
А как вас всех зовут?
-Давайте хором прокричим каждый своё имя, а я постараюсь их запомнить и так на счёт раз, два, три начали.
- Нет, так не пойдёт, я вам сейчас раздам бейджики с вашими именами. Так будет удобно обращаться к вам и запомнить ваши имена быстрее.
- Как замечательно. Теперь я вас всех запомнила, а чтобы с вами познакомились учителя, быстрее запомнили ваши имена, вы их пристегните на форму и носите первые две недели.
- Мы ребята будем строить новый дом 5 А класса, а каким он будет, это зависит от нас самих.
- А чтобы мне больше узнать о вас прошу вас заполнить таблички 10 «Я», ответив на вопрос: Какой Я…
- Составляем «Закон пятиклассника» (прочитайте законы и попробуйте объяснить их смысл)
§1 Дорожить честью класса! §2 Приумножать славу школы!§3 Вести здоровый образ жизни!§4 Проявлять заботу о тех, кого мы любим, и кто любит нас! §5 Постигать премудрости различных областей знаний!
2. Остров «Моя малая родина»
Проведение игры – викторины. Ребята садятся в группы и выполняют задания.
Викторина "Люби и знай свой край родной"
БЛИЦ - ОПРОС
1. Назовите цвета флага России, Бурятии.
( красный, синий,белый; желтый, белый, синий)
2. Назовите столицу Бурятии? Улан-Удэ- Верхнеудинск3. Какая река вытекает из Байкала? Ангара
4. Какая река протекает в нашем поселке? Тимлюйка5. В каком районе живем мы с вами? Кабанском6. Какие промышленные предприятия работают в нашем поселке? ТЦЗ, ЖБИ.
- Молодцы, очень хорошо справились с заданием.
У. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Байкал – жемчужина Сибири"
Эпиграф.
“Байкал уникален и неповторим.
Словно в гигантской лаборатории,
природа поставила здесь свои,
понятные только ей, опыты.
Она создала мир гармоничный и удивительный.
Здесь рядом соседствуют тайга и полупустыня,
тундра и каменная степь.
И все это, деревья и цветы, животные и птицы,
мир солнца и глубины –
все это охраняет живую воду Байкала.
Воду для нас и наших детей.”Станция “Познавательная” – вопросы о Байкале.
Учитель проводит тестирование учащихся , (работа в группах)
1. Что означает слово «Байкал»?
А . Богатое озеро;
В. Синее озеро;
С. Глубокое озеро.
2. Какое из озер является двойником Байкала?
А. Ладожское;
В. Танганьика;
С. Виктория
3. Назовите возраст озера Байкал?
А. 500 тыс. лет;
В. Миллион лет;
С. 25 миллионов лет.
4. Как Вы думаете, сколько видов животных обитают в Байкале в настоящее время ?
А. 100 видов;
В. 1550 видов;
С. 5000 видов.
5. Есть ли в Байкале жемчужницы?
А. Да;
В. Нет.
6. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?
А. На дне;
В. На поверхности;
С. Везде.
7. Когда озеро Байкал замерзает?
А. Рано осенью
В. В декабре;
С. Никогда.
8. Почему ученые считают Байкал моделью океана
А. В озере могут жить акулы;
В. Озеро глубокое;
С. В нем есть угри.
9. Назовите основное полезное ископаемое озера?
А. Нефть;
В. Золото;
С. Вода. 10. Какие крупные млекопитающие водятся в Байкале?
А. Белый медведь;
В. Морж;
С. Нерпа.
- Проверяем ответы (отвечают учащиеся, родители помогают им)
У. - Байкал – это уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. Это гигантская уникальная естественная лаборатория и центр видообразования, привлекающий всё больший интерес не только специалистов, но и любителей природы. Байкал замечателен ещё и тем, что это крупнейшее хранилище и фабрика чистой пресной воды.
И наконец, Байкал- одно из древнейших озер мира.

2. Станция – “Логическая” -
необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке
“Чудо-юдо” зверя. ( учитель раздает карточки- задания)
+ презентация
2. Станция – “Логическая”.
необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке
“Чудо-юдо” зверя.
Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы

2. Станция – “Логическая”.
необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке
“Чудо-юдо” зверя.
Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы

2. Станция – “Логическая”.
необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке
“Чудо-юдо” зверя.
Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя

3. Станция “Биологическая” – загадки о животных, обитающих на берегах озера Байкал.
1.У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла…
(Бурундук)
2.Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
бабочка 3.Прозрачнокрылый самолет
Свой совершает перелет
С розовощекой кашки
На блюдечко ромашки.
стрекоза
4. Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это…
лось 5. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
волк 6. На севере снежном зверек обитает,
Пушистую шубку его
всяк узнает.
Родней он приходится рыжей лисице,
Но писем не пишет он хитрой сестрице.
песец
7. И девчонки и мальчишки
Все иметь хотели б шишки –
На орешки очень щедр Богатырь – сибирский…
кедр 8. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
заяц 9. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа –
Целый день долбить стволы.
дятел
10. Из охотничьих собак
Лишь ее назвали так.
Оттого, что может быть,
Любит песик “говорить”. лайка 11. Ах, чистюля! Ах, кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка –
И на завтрак, и в обед.
сорока 12.Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и все. Ни лап, ни шеи,
Потому что это…
змеи
13.Рыжий зверь в лесу живет,
Самым хитрым там слывет.
лиса 14. Зоркий глаз парит высоко,
Но не ястреб и не сокол.
орел 15. Грозных бурь морских предвестник,
Над волнами – …
буревестник
А каких птиц и животных, живущих в наших краях, вы еще знаете?
3. Остров «Школьных уроков»
- Нашу следующую остановку мы сделаем на острове «Школьных уроков».
Ребята получают памятку школьных предметов и учебники.
Нужная наука, для ума гимнастика,
Нас научит думать …(математика).
Учитель, кл. руководитель Кузнецова Ольга Николаевна
Грамотным будет любой ученик,
Если он знает…(русский язык)
Книжки полюбим, повысим культуру
Мы на уроках …(литературы)
Учитель- Бурлакова_Полина Владимировна
Хочешь ездить по разным странам,
Нужно знать язык …(иностранный)
Учитель- Капустина Татьяна Владимировна,
Поплевина Наталья Иннокентьевна,
Лобанова Полина Леонидовна.
Укрепит мускулатуру всем детишкам…(физкультура)
Учитель- Мусонов Виктор Александрович,
Решетнева Анастасия Сергеевна.
Картины, краски, высокие чувства-
Этому учит…(изобразительное искусство)
Учитель- Иванова Любовь Ивановна
Мастерить, работать с увлечением-
Для этого нужно…(трудовое обучение)
Учитель- Соколов Павел Михайлович, Мусонова Ольга Михайловна
Далёкое прошлое, древние территории-
Это изучает наука…(история)
Учитель- Федотова Елена Афанасьевна
Знать и любить природу научит…(природоведение).
Учитель- Лосякова Елена Петровна
Учитель:
Быстро пролетело лето.Отдыхали вы все где-то.На линейке во дворе,Школа рада детворе.
-Думаю, что за время долгого отсутствия в школе «по уважительной причине» вы не растеряли всех своих знаний. Сейчас я хочу предложить вам шуточное тестирование:
1.Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом, и самолет,
И огромный пароход!
(Карандаш)
2.Если ей работу дашь —
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
3.Новый дом несут в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель и учебники)
4.Разноцветные страницы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
(Краски и кисть)
5.Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
В классе я — помощник твой,
Будь же бережным со мной.
(Учебная книга)
Учитель: Молодцы, не забыли, что нам необходимо для работы на уроках.
Правила поведения в школе:
- Не опаздывать в школу, из школы не уходить пока не закончится последний урок, а если случились какие – либо не предвиденные ситуации обратиться к классному руководителю.
Дерево «Желаний»
И, наконец, закончив своё путешествие по островам “Моря Знаний”, давайте подойдём к дереву “Желаний”. У вас на партах лежат Смайлики (листочки).
Запишите свое желание и повесьте его на дерево (в кармашек), что бы оно исполнилось.
Заключительное слово классного руководителя:
- Дорогие ребята поздравляю с днем рождения коллектива. Все ваши пожелания непременно сбудутся, так как добиваться всего будем все вместе.
Сегодня мы с вами “путешествовали” по различным островам “моря знаний”. И это “путешествие” не закончено, оно продолжается ... Но одно можно сказать с уверенностью, что вы сегодня проявили чувство юмора, находчивость, желание учиться.
Пожелание классного руководителя:
За окошком листопад,Пролетело лето.В средней школе ждут ребятНовые предметы.Это новая страница,Сложные программы.Будет нелегко учиться,Но помогут мамы.Перед толстой стопкой книгСняв в почтенье шляпу,Как примерный ученик,Вспомнит школу папа.Твердо встанут у руля,Поведут к победамНовые учителя.С ними страх неведом!Мы гордимся от душиДеткой - пятиклассником!Вы теперь не малыши,Поздравляем с праздником
Домашние задание с родителями:
1.Заполнить дневник. 2.Заполнить анкету для родителей.
3.Нарисовать поздравительную открытку и сочинить поздравление с началом учебного года и написать впечатления о сегодняшнем дне.
Экскурсия по школе.   
Классный руководитель завершит встречу экскурсией по школе и познакомит ребят с кабинетами, куда завтра им надо будет идти на занятия по расписанию.