О существующей системе оценки знаний школьников, не только о том, насколько оценка объективна, но больше о её влиянии на психику ученика, его нравственное развитие и, о том, насколько оценка стимулирует желание школьника учиться, именно учиться, а не зара


Роль школьной отметки в жизни ученика
Южанина Анна Николаевна
МБОУ СОШ № 121
Город Снежинск Я часто задумываюсь о существующей системе оценки знаний школьников, не только о том, насколько оценка объективна, но больше о её влиянии на психику ученика, его нравственное развитие и, о том, насколько оценка стимулирует желание школьника учиться, именно учиться, а не зарабатывать отметку.
Считается, что оценка, кроме собственно оценки знаний, должна мотивировать ученика к получению знаний, побуждать детей учиться лучше, а их родителей к активному контролю, поощрению, либо наказанию своих чад. Насколько же реальна мотивирующая роль школьной оценки, имею в виду текущие оценки, которые выставляются за ответ на уроке?. Не принимаем ли мы желаемое за действительное, считая, что оценка стимулирует ученика именно получать знания, а не оценку ради оценки? Каковы негативные стороны школьной оценки?
Я пробовала изучить рассуждения на данную тему представленные в интернете. Во всех работах, которые я нашла, речь идет о формах и способах, об обучающей, ориентирующей и воспитывающей функциях оценки. Но основные проблемы, которые, в них обсуждается - это способы борьбы со списыванием и субъективный подход педагога, насколько объективно и непредвзято выставляется учителем оценка. Это действительно серьезные проблемы .
Существуют и другие проблемы. Например, учитель не может опросить всех учащихся и знать, все ли темы усвоены в нужном объеме. Тесты также не всегда дают полную картину. Нам, учителям, говорят: «Надо правильно продумывать контроль». Я совсем не уверена, что правильная методика проведения контроля побуждает ВСЕХ учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться, побуждает к благородному порыву действовать – учиться, учиться и учиться.
Следующий недостаток существующей системы оценки в том, что, сама по себе, оценка является не только формой контроля, но также и сильным психологическим инструментом воздействия на психику ученика.
На этом я и хотела бы остановиться и постараться разобраться, чего же больше в нашей системе оценок, пользы или вреда.
Я провела анкетирование среди учащихся 11 и 6 классов. Её результаты я предлагаю проанализировать в следующей таблице. Он не нуждается в комментариях.
11 класс (из 35 опрошенных ответили «да», все остальные ответили «нет») 6 класс ( из 38 опрошенных ответили «да» , все остальные ответили «нет»)
1 Система выставления текущих оценок в школе
показывает реальную, объективную картину
знаний школьников 6 15
2 Всегда ли учитель, на твой взгляд, ставит оценку
справедливо, не завышая и не занижая её?
2 16
3 Выполнял бы ты ВСЕ домашние задания, если бы текущая оценка была отменена?
7 26
4 Ругают ли тебя родители за плохие оценки?
12 29
5 Наказывают ли тебя родители за плохие оценки?
5 17
6 Влияют ли твои оценки, как хорошие, так и плохие,
на отношения с родителями?
7 12
7 Влияют ли твои оценки, как хорошие, так и плохие,
на отношения с одноклассниками?
0 9
8 Ты всегда пользуешься ГДЗ или списываешь у одноклассника.
5 2
9 Ты часто пользуешься ГДЗ или списываешь у одноклассника.
3 31
10 Ты иногда пользуешься ГДЗ или списываешь у одноклассника.
24 18
11 Ты всегда выполняешь домашние задания самостоятельно.
11 15
12 Списываешь ли ты во время контрольной работы?
13 5
Вполне очевидна тенденция изменения отношения учащихся к домашней работе и оценкам.
Я достаточно долго работаю в школе, чтобы и без анкетирования заметить, что достаточно большое количество школьников готово на все, чтобы не получить «двойку» или получить оценку как можно выше, даже если они ее не заслуживают. Все, наверное, помнят, как начинались ЕГЭ, на какие ухищрения шли дети, их родители и даже некоторые педагоги, чтобы получить нужную оценку. Это и использование современных гаджетов, и продажа покупка вариантов в интернете. Проблема стала настолько острой, что даже по телевидению был показан детектив, в котором был убит организатор на экзамене, заметивший, что учитель помогает ученику, который вынудил его делать это при помощи шантажа. Затем учитель убивает и шантажиста. В настоящее время на экзаменах принимаются беспрецедентные меры контроля вплоть до прямого видеонаблюдения из областного центра за всеми пунктами проведения экзамена.
Возникает вопрос – почему мошенничество в школе стало нормой? Кстати в английском языке наше безобидное слово «списывать» переводится именно как «мошенничать, жульничать». Почему школьники при выполнении домашних заданий пользуются ГДЗ и интернетом? Кто эти «добрые» помощники, которые выкладывают в интернет эти материалы. Там есть все, даже ответы на тесты к совершенно новым учебным пособиям, которые только что вышли. Когда наши дети и их родители стали мошенниками? Мне кажется, что причина, по крайней мере, одна из главных причин, в существующем подходе к роли отметки в жизни ученика. А они, наши дети, очень разные, с различными характерами и интересами, они не могут увлекаться всеми изучаемыми предметами в равной степени, не все из них могут освоить все предметы на «пять», а это становится мечтой каждого маленького мальчика и девочки, которые только собираются идти в школу. С первыми «тройками» и «двойками» появляются первые разочарования, пропадает чувство успеха, появляются мысли: « Я все равно не смогу», теряется вкус к познанию. К этому присоединяются ухмылки успешных одноклассников, после чего появляется страх отвечать у доски, иногда раздраженный тон учителя, который учит, учит, но все бесполезно. Дома часто встречают огорченные или раздраженные родители, выросшие в той же системе оценок, наказания, иногда физические. Часто разгневанные любящие своих отпрысков родители обвинят школу в необъективности, что ведет к серьезным конфликтам. Все из-за отметок. И вот наш маленький человечек, оставшись один на один со своими проблемами ищет выход. И находит. Затем он начинает понимать, что можно не усердствовать, а просто списать. О том, к чему это приведет, он задумываться пока не умеет, да и не хочет. Есть интернет, есть телефон с доступом к интернету для того, чтобы найти ответы во время теста. Мы же не можем проводить контрольные как ЕГЭ. А на ЕГЭ такого ученика ждет разочарование, если не удастся списать.
Что же надо сделать, чтобы стереотип «учусь ради оценки» ушел из школы,
чтобы наши дети росли честными, любознательными, не теряли уверенности в себе, шли в школу без страха? Нужно ли бороться с проблемой списывания ужесточая контроль и стараясь перехитрить учеников?
В настоящий момент у меня нет однозначного ответа на эти и вопросы. К тому же, не все зависит от учителя. Чем больше я над этим думаю, тем больше вопросов возникает. Я считаю, что программы по всем предметам перегружены фактическим материалом обязательным для усвоения, но далеко не всегда нужным. Зачем мы пытаемся набить их головы знаниями вместо того, чтобы больше времени потратить на развитие способностей, привитие вкуса к познанию? Может ли оценка реально стать обучающей и развивающей?
Возможно, стоит отказаться от формы урока учитель – класс, разделить учащихся на группы, посадить их вместе и после консультации дать им время на совместную подготовку, когда они будут помогать друг другу. Учитель должен поочередно работать с каждой группой, оказывая им всю необходимую помощь. Те, кто справился раньше, получают дополнительные задания. За подготовкой следует контроль, либо письменный, либо устный,. Для устного контроля, чтобы дать возможность высказаться всем, учитель слушает ответ сильного ученика из каждой группы, а тот слушает остальных.
Когда главным действующим лицом в процессе обучения станет сам ученик, а не прохождение программы? Все, что происходит на уроках, контроль в том числе, должно соответствовать целям самого ученика, должно стать для него важным. Оценка должна стать средством понимания –« что мне делать дальше», а не главной целью, и не методом принуждения к учебе и, что еще опаснее для растущей личности, не методом устрашения.