Эссе «Моя педагогическая философия»


Эссе «Моя педагогическая философия»

«Детей должны воспитывать люди, которые
по природе своей тяготеют к этому делу,
требующему великой любви к ребятишкам,
великого терпения и чуткой осторожности
в обращении с будущими строителями
нового мира». М. Горький
Когда я размышляю о смысле и значении профессии педагога, то вспоминаю притчу: «Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм». Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.
Моё сердце и мысли принадлежат школе и детям, с тех пор, когда я выбрала свою профессию, профессию педагога. Однажды я прочла выражение великого Гёте: «Те, у которых мы учимся, правильно называют нашими учителями. Но не всякий, кто нас учит, заслуживает это имя». Ты учишь и учишься сам постоянно. Если педагог в школе – творец, значит: учить ему интересно, он открыт людям, он верит в себя, его мысль активна.
Главное качество педагога дополнительного образования – это доброта, любовь к детям, щедрость души и искренность в отношениях с ребенком. Наше призвание – открывать мир, и в этом процессе педагог и ученик дополняют друг друга. А педагог дополнительного образования – первооткрыватель новых земель и стран, растений и животных, законов дружбы и любви, детской души. Каждый ребёнок – это целый мир, особый и неповторимый. Передо мной всегда стоит вопрос: как сохранить эту индивидуальность, что делать, чтобы не закрылась «заветная дверца», как ответить на все многочисленные детские «почему?», чтобы их количество не уменьшилось. Моё педагогическое кредо: возьми всё, что ты хочешь узнать и понять, а если трудно, мы разберёмся вместе. Даю право выбора, право принять собственное решение. Радуюсь каждому расточку доброты, настойчивости, сочувствия, трудолюбия и творчества. Подхватываю нужную мысль и иду рядом в поиске, стараюсь помочь. Ведь известно, что всё, что усваивает ребёнок в раннем возрасте, остаётся на всю жизнь.
Педагогу необходимо верить в исключительность каждого ученика и дарить эту веру ему. Помнить, что в уважении к ученику заключается секрет успешного воспитания и обучения. На мой взгляд, воспитание – это дело совести. Я должна не просто научить детей работать, но и любить работу. Научить чему-то, можно только, если ты сам этим обладаешь. Надо сохранить человечность в себе, чтобы научить человечности. Делая что-либо, делать это добросовестно и с любовью. В своё время Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней».
А доброта и любовь к детям – не только внутреннее состояние, но и главный мотив, стимул работы педагога. Я оптимистка и верю в преобразующую силу воспитания. От веры педагога в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников. Помочь им раскрыть и постичь себя, а не превращать их в зеркальное отражение окружающих взрослых – задача педагога. Поэтому необходимо строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.
Педагог – человек способный повлиять на вечность: в его руках судьба не только его учеников, которым предстоит жить в XXI веке, но и будущее многих последующих поколений, будущее всего человечества, будущее всей планеты!
Давным-давно стёрлась грань между личной жизнью и работой, и вот уже 20 лет вместе с детьми преодолеваю «сложные горные перевалы». Приходя на занятие, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им своё мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Победа ребёнка становится и моей победой. Именно в такие минуты я говорю сама себе «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание моё – нести любовь и радость».
Педагог – счастливейший на Земле человек: у него всегда есть «билет в детство». Кто ещё может похвастаться «постоянной пропиской» в этой волшебной стране, где деревья большие, небо безоблачное, а горизонт необозрим? Значит, педагог обречен, быть молодым и активным. А это здорово!
Настоящий педагог должен, скажу больше, иметь потребность в развитии профессиональной компетентности. День за днём покорять вершины педагогического мастерства по индивидуальной траектории профессионального развития.
Мастерство педагога не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.
Обычное занятие даёт вдумчивому педагогу безграничные возможности для творчества. На занятии рождаются новые открытия и новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического творчества.
Я очень люблю наблюдать за своими малышами: как вырезают, как увлечённо рисуют, как мечтают, напряжённо думают, «витают в облаках», собираются в «щебечущие стайки». С помощью наблюдений узнаю сильные и слабые стороны каждого, понимаю, на что опираться в работе с ребятами и могу строить работу в школе так, чтобы каждое занятие стало для них делом увлекательным. Учу ребят работать не рядом, а вместе. Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой и дружной семьи, чтобы ему хотелось идти в школу, чтобы он ждал встречи и был уверен, что его здесь ждут.
Для меня работа с детьми - огромное счастье. Именно дети, и только они умеют бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять уверенность. Я жду общения с ними, готовлюсь к нему: подбираю нужные слова. И это общение доставляет мне радость и удовольствие, потому что чувствую - я нужна им, а они нужны мне. И в этой зависимости заключается счастье любого педагога, потому что общение с детьми это своего рода бальзам для души, как напиток бодрости и вечной молодости.
Среди нехоженых путей
Один – пусть мой,
Среди не взятых рубежей
Один – за мной…