Технология критического мышления – модель реализации образовательных стандартов нового поколения


Технология критического мышления – модель реализации образовательных стандартов нового поколения
Системно-деятельностный подход – методологическая основа Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности на основе освоения универсальных способов деятельности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности, независимо от ее предметно-специфического содержания.
К числу универсальных учебных действий относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные действия.
Владение универсальными учебными действиями оценивается в трех видах образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных результатах.
Личностные, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Метапредметные, освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия:
Регулятивные: обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством самостоятельной постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки собственной успешности
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, структурирования и моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя
Предметные: включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его применению в учебных ситуациях
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Критическое мышление – тип мышления, который критически относится к любым утверждениям, но при этом открыт новым идеям.
Базовая модель организации учебного процесса:
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РАЗМЫШЛЕНИЕ
Методические приемы для стадии «Вызов»:
парная мозговая атака
групповая мозговая атака
ключевые термины
перепутанные логические цепи
свободное письменное задание
кластер
знаем, хотим знать, узнали
"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы".

Учащиеся выбирают "верные утверждения" из предложенных учителем и описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Методические приемы стадии «Осмысление».
Маркировка с использованием значков - инсертпрогнозы возможного содержания текста
бортовой журнал, двухчастный дневник
взаимообучение после чтения текста
формулирование вопросов
кластер
взаимоопросвзаимообучение после чтения текста придумывают вопросы, дают прогноз возможного содержания следующего абзаца
разработки для самостоятельных занятий
Система маркировки текста – инсерт.
– это уже известно
– – противоречит моим представлениям
+ – это интересно и неожиданно
? – узнать подробнее
Приемы работы с текстом.
Спрогнозируйте содержание текста по его названию, по диаграммам, фотографиям, таблицам
«У вас есть начало текста, придумайте два варианта его продолжения»
Найдите в тексте две точки зрения, приведите аргументы в пользу своей точки зрения
Приём «плюс-минус-вопрос».
Например, нужно ответить на вопрос: «Является ли атомная энергия энергией будущего?». Известные «за» и «против» заносятся в 1 и 2 графы, а в 3-й формулируется информационный запрос ученика.
«+» «-» «?»
Атомная - самый экономичный вид энергии.
Энергия будущего Радиация.
Аварии на АЭС Сколько в мире атомных станций?
Сколько аварий было на АЭС?
Кластер.
Кластер – способ графической организации учебного материала.
Выделить ключевое слово текста
Составить модель «Планета и ее спутники»
Правила составления кластера
Записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Кластер – поле идей.
Построить как можно больше связей.
Укрупнить смысловые блоки, выделить ключевые аспекты.
Кластеры могут стать и стратегией всего урока.
«Денотантный граф»
Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия
Принципы построения:
Выделение ключевого слова или словосочетания.
Чередование имени и глагола в графе
Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать, и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».
Соотнесение каждого слова «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Методические приемы стадии «Рефлексия».
парное подведение итогов
возращение к ключевым терминам
возращение к кластерам, таблицам
«Шесть шляп»
«Тонкие и толстые вопросы»
эссе
синквейн«Тонкие и толстые вопросы».
Служит для демонстрации понимания пройденного
«Тонкие» вопросы
Кто …?
Что …?
Когда …?
Может …?
Будет …?
Мог ли …?
Как звали …?
Было ли…?
Согласны ли вы …?
Верно ли …?
Перечислите… «Толстые» вопросы
Дайте три объяснения, почему …?
Объясните, почему …?
Почему вы думаете …?
Почему вы считаете …?
В чем различие …?
Предположите, что будет, если …?
Что, если …?
С чем связан…?
Как…?
Эссе
После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе.
Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему.
Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять.
Учитель может задать основные направления мысли:
- Что нового узнали?
- Задайте вопрос, на который не так и не получили ответа.
Метод «Шесть шляп мышления».
«Белая шляпа» - сбор фактов, безоценочная информация, нейтральная позиция (сначала-потом-затем-тогда-наконец), перечень фактов
«Черная шляпа» - позиция «против», обсуждение отрицательных последствий ситуации, выявление недостатков и их обоснование
«Желтая шляпа» - оптимистическое, позитивное мышление, позиция «за», рассмотрение ситуации с положительной стороны, что было хорошего и почему
«Красная шляпа» - эмоциональное отношение к происходящему, выражение своих чувств без объяснения причин их возникновения
«Зеленая шляпа» - творческая группа, «рисуют» ситуацию, где и как можно применить изученный материал
«Синяя шляпа» - позиция размышлений, определение важности данного жизненного опыта, общий философский вывод
Синквейн (от англ. «путь мысли»).
1.Тема называется одним словом (существительное)
2. Описание темы в двух словах (прилагательное)
3. Описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, деепричастия)
4. Это фраза из 4 - слов, показывающая отношение к теме
5. Синоним из одного слова
Техника проведения дискуссии.
утверждения
вопросы
сигналы
молчание
«оставьте за мной последнее слово»