Эссе .Конкурс Учитель года 2017

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Шерстобитова Е.В.
учитель начальных классов
МОУСШ №1 им.П.И.Николаенко

Я учитель

Нынешний учебный год для меня юбилейный, двадцать пять лет моей педагогической деятельностиПочему я выбрала профессию педагога? В детстве учила кукол, а в дошкольном возрасте учила таких, как сама. В школе эталоном любви была моя учительница. Я твердо решила стать такой же: стройная, уверенная походка и обязательно сумка с тетрадками. Предприняв не одну попытку, я стала студенткой педагогического вуза. Так сложилось, что в начальную школу я пришла, проделав путь от воспитателя детского сада и учителя географии старших классов. Пришла и решила-вот это моё место. Почему я столько лет работаю учителем? Что меня держит в школе? Большие зарплаты и материальное благополучие? Вроде бы, нет. Не было предложений о трудоустройстве? Были! И в отдел образования, и в администрацию звали. Работа оставляет много свободного времени для хобби и домашних увлечений? Конечно, нет. Планы, проверка ученических работ, программы, отчеты Времени катастрофически не хватает. Так что же меня держит в школе? Прислушавшись к себе, я с удивлением поняла: мне просто интересно. И самая главная причина, по которой я каждый день спешу в родную школу это мои ученики. Это так здорово, видеть, как загораются глаза учеников, когда после нескольких дней своего отсутствия слышишь «Где вы были? Мы вас так ждали!» И понимаешь, ведь это мои дети, как мне без них.
Помню свой первый урок в начальной школе, на который я пригласила педагога-наставника. К уроку тщательно готовилась, переживала. План урока выполнила, дети меня не подвели, я ждала похвалы. И вдруг мне говорят: «Зачем вы так громко говорите. С детьми надо говорить потише.» Моя свекровь, провожая меня «первый раз в первый класс» сказала: «Дети на уроке зашумели, не кричи, а лучше минутку помолчи и они успокоятся. Повысив голос ты их не успокоишь». Эти советы я всегда помню.
Каждый день и каждый урок для меня и праздник, и экзамен. Я учитель. Для меня нет без тревог ни дня, ни ночи. Я все сумею, все смогу. С чистым сердцем, добрыми глазами смело начинаю свой урок. А по-другому нельзя, детей не обманешь. Я - учитель, так кто же я?
Я - артист. Моя роль длится не час и не два, а долгие- долгие годы. Я играю свою роль, полностью погружаясь в неё, живу в ней, жертвую собой ради других. Каждый урок – маленький спектакль с точно выписанным сценарием, продуманной режиссурой, не всегда благодарными зрителями и всегда долгим послесловием.
Я - художник своего урока, сценарист, режиссёр. Бездарно срежиссированный урок способен погасить интерес к знаниям, талантливо построенный - подарить ему крылья. Любой урок, внеклассное мероприятие должны оставить положительный след в душе каждого ребенка.
Я - психолог. Стараюсь заглянуть в глаза, сердце, душу каждого ученика. Во время заметить проблему, выяснить причину, помочь. А иногда, а в наше быстротечное время часто, просто поговорить с ребенком по душам. Каждый ребенок неповторим. Только удивление, открытие и вера в его будущее спасает в нашей работе.
Я - врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Многих своих «пациентов» мы лечим годами, многие не хотят и не стремятся лечиться. Может пройти и десяток лет, прежде чем твой бывший «пациент» осознает то, что дал ему учитель, и скажет спасибо.
Я - строитель. Мы строим человеческие судьбы. Но при строительстве надо не забывать, что они не из бетона, а из хрусталя. Одно неверное слово, неаккуратное движение, и можно сломать всю постройку, всё то, что строил так долго.
Я - воспитатель. Все мы не любим когда нас поучают. Не поучая, я должна помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Создать условия для формирования личности. Помочь найти им свою дорогу в жизни.
Я-учитель, творческая личность. Ведь, чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, записать, распечатать, вырезать, наклеить, нарисовать, оживить, дифференцировать, распределить, воплотить, сыграть, прочувствовать! И тогда ни один урок не будет похож на другой.
При общении с детьми я всегда:
- Отношусь к ученикам уважительно, вежливо. Грубость, насмешка могут перечеркнуть все мои усилия.
- Терпима к ошибкам учеников: ошибка тоже результат работы.
- Улыбаюсь чаще, мой позитивный настрой дополнительный стимул для моих учеников.
- «Не говори красиво» (как сказал тургеневский Базаров), объясняю доступным языком.
- Не лгу. Дети очень хорошо чувствуют фальшь лишиться доверия детей просто, восстановить его очень сложно. Умею сказать «не знаю», если не знаю ответа, не боюсь учиться вместе с детьми, учиться у детей.
Получаю удовольствие от своей работы и общения с каждым ребенком! Учитель не только «даёт знания», он живёт рядом со своими учениками на протяжении нескольких лет их жизни. Именно поэтому важна чуткость учителя, понимание проблем семьи и ребенка. Родители моих учеников знают, что позвонить мне они могут в любое время суток. И я знаю, что если раздаётся телефонный звонок среди ночи, значит, у кого-то беда, нужна моя помощь.
Мне очень нравятся слова Симона Львовича Соловейчика. Сложные мысли моего выступления изложены простыми словами « Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово пенсионер. Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор, но его труда никто не видит. Он врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю. Будни захлестывают его - план, журнал, отметки, родители, методкомиссия, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской ... А ему надо все это оставить у порога в класс и войти к детям с возвышенно-настроенной душой»
Оптимизм, одухотворенность - необходимые ценностные качества современного учителя. Современный учитель, безусловно, должен быть увлеченным и уметь увлечь своим предметом. Сегодня он может иногда отойти от классно-урочной системы, чтобы дать учащимся возможность самим добывать знания. Ему необходимо владеть современными технологиями, формирующими навыки, без которых невозможна социализация детей к условиям современного, очень непростого мира. Непросто в современное время, время противоречий, учить и воспитывать детей. Когда на уроке учитель говорит одни истины, а в жизни ребенок видит совсем другое. Но он должен, он-учитель. Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он творит Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – во многом зависит от тебя и от меня, дорогой мой учитель.
Моим педагогическим кредо являются слова В. А. Сухомлинского: «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». И этот свет я нахожу в книгах, театре, путешествиях, общении с окружающими людьми, в стремлении осознать истину, заключающуюся в том, что нельзя стать счастливым человеком, счастливым можно только быть Черпаю этот свет в своей семье, где любимые дети и внуки всегда готовы помочь, поддержать, понять, разделить со мной радости и огорчения.
Я верю, что лучший мой урок впереди. И продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, станет ли мой урок для детей правилом Добра, Чести, Справедливости, Достоинства. И я верю станет!




















15