Конкурсная работа. Победитель муниципального этапа. Лучшая школа по воспитательной работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 им. П.Д. Стерняевой
муниципального образования город-курорт Геленджик





Муниципальный этап конкурса
«Лучшая школа по воспитательной работе»




Варфоломеева Элина Борисовна

Заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 7 им. П.Д. Стерняевой

353480 Краснодарский край,
г-к Геленджик с. Кабардинка,
ул. Революционная,10
Тел. 8 (86141) 65-3-94 Факс: 65-3-94
E-mail: School7@gel.kubannet.ru






Геленджик
Пояснительная записка.

Школа занимает важное место в жизни каждого ребенка, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача педагога – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Естественно, ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут самостоятельно в полной мере адекватно активизировать процесс социализации ребенка. Школа же благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагогов управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающего личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом.
Концепция воспитательной работы подразумевает, что школа создает условия для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и социально. Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.
Основными идеями, вошедшими в основу воспитательной системы, МБОУ СОШ №7 им. П.Д. Стерняевой являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.





I. Нормативно – правовые и теоретико-методологические основы концепции.

1.1 Нормативно – правовые акты.
Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением. В своей работе школа опирается на нормативно-правовые документы Российской Федерации и Краснодарского края:
Конституцию Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;
Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
«Концепцию демографической политики РФ на период до 2025 г.»;
«О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи»;
Закон Краснодарского края № 1539 "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае"
1.2. Ключевыми понятиями разрабатываемой концепции воспитательной деятельности школы являются:
Воспитание личности – процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации;
Воспитание патриотизма и культуры, социального и межэтнического общения – формирование уважения и любви к Родине, чувство национальной гордости и национального достоинства, ориентация личности на ценности национальной и интегральной и мировой культуры; формирование чувства уважения и солидарности с другими народами, людьми других социальных групп;
Воспитание физической культуры личности – совокупность педагогических действий, направленных на содействие правильному физическому развитию школьников, охраны их здоровья, а так же формирование жизненно важных, психофизиологических свойств и умений, воспитание культуры гигиены, развитие потребности в двигательной активности как одной из основ здорового образа жизни современного человека.
Гражданин:
Лицо, принадлежащее к постоянному населению конкретного государства, пользующееся всеми правами, обеспечивающимися законом данного государства, и исполняющие установленными законом обязанности;
Человек, способный согласовывать собственные интересы с интересами общества и государства; служащие Родине, народу, осознающие себя членом данного государства.
Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегрированного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине, стремление к миру, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межэтнического общения;
Информационно-правовое воспитание и формирование правовой культуры – целенаправленное педагогическое воздействие с целью довершения до сознания учащихся требований правовых норм, осознанию ими социального и личностного смысла данных норм предупреждения правонарушений среди учащихся; право воспитательное воздействие на учащихся, совершивших правонарушение;
Национальная идентификация – приобщение человека к народной культуре, отождествление себя с определенным этносом, его культурой, традициями;
Патриот – человек, любящие свое отечество, преданный своему народу, Родине, поддерживающий народную культуру, традиции, ориентированный на ценности родной культуры, знающий государственную символику, человек способный отстаивать и защищать интересы своего народы на основе терпимости и уважения культур других национальностей;
Правовая и физическая безопасность гражданина - система мер, эффективное использование регулируемых законом, правил и норм, форм и методов с целью поддержания правопорядка, профилактики и борьбы с правонарушениями в отношении прав и свобод гражданина; поддержания чувства правовой и физической защищенности гражданина.
Профессиональная ориентация школьников – обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических и других мер направленных на оказание помощи учащимся в их профессиональном самоопределении; приобретение ими начальных навыков и опыта профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию и другие компоненты;
Социализация – процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособление к ее культурным, психологическим и социологическим факторам;
Социально-педагогическая адаптация – процесс и результат взаимодействия личности и социальной среды, частью которой является школа, приводящая к оптимальному согласованию целей и ценностей личности и социума;
Толерантность – терпимость к кому-либо и чему-либо: веротерпимость, расовая, национальная, социальная, осознание права любого человека на свободу, права на непохожесть и различии;

II. Исходное состояние воспитательной системы.

2.1. Общая характеристика школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 им. П.Д. Стерняевой находится селе Кабардинка муниципального образования город-курорт Геленджик и осуществляет свою деятельность по адресу: 353480 Краснодарский край, г-к Геленджик с. Кабардинка, ул. Революционная,10. Сайт школы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Функционирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 7 им. П.Д. Стерняевой обеспечивается следующей нормативно-правовой базой:
-Уставом от 17 августа 2011 года №2057;
-Лицензией на право ведения образовательной деятельности 23Л 01 0000947 Регистрационный номер лицензии № 1022300774165, номер и дата приказа о выдаче лицензии на ведение образовательной деятельности № 6486 от 17.08.2012
Дата начала действия лицензии на ведение образовательной деятельности 17.08.2012г.
Дата окончания действия лицензии на ведение образовательной деятельности - бессрочная
-Свидетельством о государственной аккредитации Серия, номер свидетельства о гос. Аккредитации - Серия 23 А 01 №0000114; Номер и дата приказа о выдаче свидетельства о гос. Аккредитации - № 9065 от 6.12.2012

На начало 2015-2016 учебного года в школе обучается 769 учащихся.
Скомплектовано 29 классов.
I ступень – начальная школа, продолжительность обучения 4 года (1-4 классы)
II ступень – основная школа, продолжительность обучения 5 лет (5-9 классы).
III ступень – старшая школа, продолжительность обучения 2 года (10-11 классы).

Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из села Кабардинка. Учебно-воспитательный процесс в МБОУ СОШ № 7 им. П.Д. Стерняевой осуществляется в соответствии с расписанием уроков, с требованиями СанПин.
2.2. Юридические основания функционирования учреждения
Деятельность МБОУ СОШ № 7 им. П.Д. Стерняевой регламентируется
Законом РФ «Об образовании»;
Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
Уставом школы;
Локальными актами.
2. 3. Характеристика кадрового состава
Работу с детьми осуществляет коллектив, состоящий из 65 педагогических работников, из них – 51 учитель. Среди них высшую категорию имеют 18 педагогов, I категорию – 28 педагогов, II категорию – 14 учителей.
Основу коллектива составляет стабильный преподавательский состав, сложившийся в последние годы в МБОУ СОШ № 7 им. П.Д. Стерняевой.
Учителя постоянно работают над повышением своего профессионального уровня. За последние три года 65 % педагогов прошли курсы повышения квалификации. В 2015 -2016 учебном году будет продолжена работа по повышению квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации (как очных, так и дистанционных), профессиональной переподготовки и других форм повышения квалификации, конкурсов профессионального мастерства.
Большой педагогический опыт, высокая квалификация учителей, готовность к постоянному профессиональному росту позволяют ставить перед коллективом и успешно решать любые образовательные задачи.

2.4. Характеристика контингента обучающихся и социального статуса их семей
2.4.1. Социальный состав учащихся
С 1 сентября 2015 года в школе обучается 769 учащихся в 29 классах-комплектах.

Школа
Количество классов
Количество учащихся

I ступени
15
394

II ступени
16
311

III ступени
4
204

2.4.2. Социальный состав учащихся.
2
Дети из социально-незащищенных семей


3
Дети из многодетных семей


4
Дети на учете в КДН и ОВД


5
Семьи на учете в КДН и ОВД


6
Дети- инвалиды



Педагогическому коллективу необходимо принимать во внимание сложившиеся социально-экономические условия семей учащихся и стремиться к предоставлению максимально возможных образовательных услуг всем учащимся, вне зависимости от их социально-экономического статуса, в целях наиболее полного, гармоничного развития каждого ребенка.

2.2 Воспитательный потенциал школы.

В школе действует методическое объединение классных руководителей, научно – методические объединения учителей – предметников, на которых педагоги пополняют научно – методический багаж. Совершенствованию профессионального мастерства классных руководителей, педагогов дополнительного образования способствуют педагогические советы по воспитательным проблемам, работа над темами по самообразованию.
Для организации внеурочной занятости учащихся созданы и работают кружки, мастерские студии, научные общества и секции, в которых занимаются все учащиеся школы (см. приложение №1).
Учащиеся школы являются активными участниками муниципальных и краевых предметных олимпиад, конкурсов, соревнований, слётов и фестивалей.
Воспитательное пространство школы включает: библиотеку с. Кабардинка, Дом Культуры с. Кабардинка, ДЮСШ «Спарта», тематический архитектурный парк «Старый парк», «Мастерскую стекла» которые являются давними партнерами школы по организации дополнительного образования, воспитательных мероприятий.
2.3. Достижения и проблемы в воспитании учащихся и жизнедеятельности образовательного учреждения.
К числу «сильных» сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляемых в жизнедеятельности учебного заведения в течение многих лет, следует отнести эффективное использование в воспитательной практике коллективной творческой деятельности, сеть творческих объединений, опыт и традиции школы в образовании и воспитании .

Наиболее важные достижения работы:
Более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
Наблюдается динамика снижения количества школьников нарушающих «Детский Закон» № 1539-КЗ, а так же количество учащихся склонных к антиобщественным поступкам;
Повышается эффективность деятельности школы в сфере профориентации учащихся;
Сформировалось лицо школы с индивидуальными, привлекательными и неповторимыми чертами.
Разработана система организации летнего отдыха и трудоустройства школьников.
Разработано 13 программ внеурочной деятельности.

Однако, анализируя результаты учебно-воспитательной деятельности, администрация, педагогический коллектив выявляет следующие недостатки и проблемы;
недостаточное участие в воспитательной работе родительского комитета;

не удовлетворяет уровень культуры общения отдельных школьников со
сверстниками, в процессе обучения и воспитания есть трудности в работе с
неблагополучными семьями, детьми из этих семей.
Существование этих проблем и недостатков обуславливает потребность в моделировании и построении воспитательной системы.
III. Проектируемое состояние воспитательной системы школы.

3.1. Ценностные ориентиры системы.

ЦЕЛЬ воспитательной работы школы: формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и ненасилия; воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться; обеспечение образованности, общекультурного уровня развития личности и индивидуальных особенностей каждого учащегося школы.

Данную цель можно конкретизировать в следующих ЗАДАЧАХ:
Создавать условия для развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности учащихся с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.
Развивать систему самоуправления учащихся.
Развивать навыки, обеспечивающие включение подростков в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии.
Расширить систему психолого-педагогической поддержки учащихся, предполагающей определение путей к самоутверждению, саморазвитию и самореализации воспитанников.
Создавать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Усилить работу по эффективности профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков.
Воспитание у детей толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности.

3.2. Принципы воспитательной работы

Одна из ведущих задач педагогического коллектива школы – это создание культурной среды развития ребенка и оказания ему помощи в самоопределении. Педагоги школы понимают и принимают, что социально развитая личность – это свободная развитая личность. Воспитание такой личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения. Именно поэтому система воспитательной работы школы базируется на следующих принципах:
Принцип гуманистической направленности воспитания - предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях.
Принцип природосообразности - предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части.
Принцип культуросообразности - заключается в том, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции - предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении.
Принцип системности - утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.
Принцип адаптивности. Каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе.
Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели.
Принцип творческой самодеятельности.
Принцип обратной связи.
Демократизм.
Дисциплина и порядок.
Стимулирование и вознаграждение.
3.3. Механизмы функционирования системы.
Воспитательная система школы личностно – ориентированного подхода к учащимся предполагает следующие функции:
развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и обучения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Реализация цели и перечисленных функций воспитательной системы возможна при осуществлении таких педагогических условий, как:
1. Обеспечение готовности личности учащегося и педагогов к самовыражению.
2. Формирование в школьном сообществе среды, содействующей самовыражению личности учащихся и педагогов.
Формирование гражданско-правовой культуры личности - одна из главных задач воспитательной работы школы. В понятии правовая культура выделяются следующие основные компоненты: правовые знания, гражданское мышление, культура чувств.
В конечном итоге, целью правового образования является создание условий для развития у учащихся практических навыков, способности к принятию обдуманных решений и выбору действий, которые будут способствовать улучшению качества окружающей среды и благосостоянию людей. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения, уважение законных прав и интересов как сограждан, так и людей другой национальности и вероисповедания; формирование электоральной культуры.

3.4. Этапы реализации концепции
1 Этап – Этап становления.
Цель: Формирование концепции воспитательной системы как совокупности основных педагогических идей.
Задачи:
1. Выделить системообразующую деятельность, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых; была бы значима для школы; обеспечена материально-технической базой, кадрами.
2. Введение инноваций в школьную жизнь.
3. Создание модели выпускника.
4. Формирование связей с внешней средой.
Ожидаемый результат:
Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.
2 Этап – Отработка содержания деятельности и структуры воспитательной системы.
Цель: Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.
Задачи:
1. Утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы.
2. Развивать общешкольные школьные коллективы и создавать временные.
3. Развивать самоуправление.
4. Развивать взаимодействие школы с внешней средой.
5. Обеспечить нормативно-правовые условия функционирования воспитательной системы.
Ожидаемый результат:
Программа развития воспитания как часть Программы развития школы. Создание нормативно-правовой базы и методического обеспечения воспитательной системы.
3 Этап – Завершающий. Система окончательно сформирована.
Цель: Усиление интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Задачи:
1 Содружество детей и взрослых.
2. Реализация личностного подхода.
3. Развитие нового педагогического мышления педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве.
4.Многообразие форм, методов и приемов воспитательной работы.
Ожидаемый результат:
Создание воспитательной системы школы, обобщение опыта работы, создание новых традиций.
4 этап – Этап обновления и перестройки.
Цель: Рост социальных потребностей коллектива.
Задачи:
1. Введение инноваций, ведущих к изменениям системы.
2. Разнообразие содержания.
3. Усложнение организационных и управленческих процессов.
Ожидаемый результат:
Совершенствование воспитательной системы школы, подъем на новый более высокий уровень.
Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная Программа воспитания и социализации обучающихся, где отражены цели, задачи, направления работы, этапы и методы реализации мероприятий по развитию воспитательной системы школы; скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и учащихся.
Основные направления деятельности МБОУ СОШ № 7 им. П.Д. Стерняевой по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры реализуются с помощью основных направлений внеурочной деятельности.
Основные направления
Виды деятельности

Спортивно-оздоровительное
Духовно- нравственное
Социальное
Общеинтелектуальное
Общекультурное

Игровая;
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
Художественное творчество;
Техническое творчество
Трудовая деятельность;
Спортивно-оздоровительная деятельность;

IV. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ


























































4.1. Концепция выпускника школы

Выпускник школы – это человек с определенным социально – принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позицией




























4.2. Направления работы

В связи с поставленными задачами и для их реализации воспитательная работа школы ведется по следующим направлениям


















К настоящему времени в школе созданы все предпосылки для успешного развития воспитательной системы. Разработаны программы внеурочной деятельности:
«ЗДОРОВЬЕ»
«СЕМЬЯ»
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
«ЛЕТО»
«ТВОЙ ВЫБОР» (по профилактике асоциальных явлений и негативных зависимостей)
«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.

4.3. Связи

Образовательное учреждение, педагогический коллектив которого стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, остается тем важнейшим социальным институтом, который обеспечивает реальное взаимодействие растущей личности, родителей и социума:



4.4. Технология работы с несовершеннолетними, состоящими на учете системы профилактики (находящегося в социально-опасном положении) предполагает личностный подход к подростку, педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутреколлективные отношения, привлечения к социально ценностной деятельности с учетом их положительных качеств, с использованием школы и семьи, общественности, обучения методике самостимуляции положительного поведения, коррекция отклоняющегося поведения.




Система педагогического воздействия на несовершеннолетнего, состоящего на
учете системы профилактики (находящегося в социально-опасном положении)



























4.5.Связь семьи и школы

Для полноценного прохождения обучения и формирования личности обучающегося необходим соответствующий микроклимат между педагогами, обучающимися и семьей в целом. Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 7 им. П.Д. Стерняевой в работе с родителями использует разнообразные формы деятельности:
информационно-педагогические встречи;
«Родительский лекторий»;
общешкольные мероприятия совместно с родителями;
работа совета общественности

В перспективе планируется провести ряд мероприятий, способствующих укреплению статуса семьи и ее роли в учебно-воспитательном процессе школы такие как: «День открытых дверей», «Консультативные странички».

Родители в воспитательной системе школы


















V. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.

Для изучения и оценки эффективности системы гражданского и информационно-правового воспитания школьников целесообразно использовать следующие критерии:
Наличие представления об основных положениях Конституции РФ;
Положительная национальная идентичность;
Терпимое и доброжелательное отношение к представителям народов, проживающих на территории Российской Федерации;
Знание школьником основ гражданственности (информации об истории становления Российского государства, его символики, государственного устройства, основных прав и обязанностей гражданина);
Наличие положительных социально-коммуникативных установок у школьников;
Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы.

Показателями критериев можно считать:
Критерии
Показатели

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося
Освоение образовательной программы
Развитие мышления
Познавательная активность
Сформированность учебной деятельности

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося
Нравственная направленность личности
Сформироавнность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося
Коммуникабельность
Сформированность коммуникативной культуры учащихся
Знание этикета

Сформированность физического потенциала личности
Состояние здоровья учащихся
Развитость физических качеств личности

Сформированность общешкольного коллектива
Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
Развитость самоуправления
Сформированность совместной деятельности

Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе
Комфортность ребенка в школе
Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

Для изучения эффективности воспитательной системы могут быть использованы следующие методики:
Анкетирование;
Опрос;
Включенное наблюдение;
Беседа;
Тест культурно-ценностных ориентаций А.Г. Почебут;
Тест «Насколько Вы терпимы?» О.И. Тушкановой;
Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко;
Методика «Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе»;
Тест агрессивности Л.Г. Почебут;
Тест «Измерения нормативных предпочтений» О.И. Коммисаровой.

VI. Ожидаемый результат

Ожидаемый результат (черты личности младшего школьника):
- имеет широкий познавательный интерес, любознателен, наблюдателен, умеет сосредоточиться, владеет мыслительными операциями;
- стремится быть причастным к труду взрослых, коллектива сверстников;
- проявляет готовность посочувствовать, поделиться с другими, оказать помощь;
- способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
- обладает чувством собственного достоинства;
- следит за своей внешностью и вещами;
- наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;
- умеет замечать и приумножать красивое в природе, искусстве, труде, поступках людей; стремится в своих поступках быть правдивым, вежливым, делать доброе не на показ.
Ожидаемый результат (черты личности выпускника образовательного учреждения):
- владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, являющейся основой формирования убеждений, т.е. мировоззрения;
- знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при решении экономических, социальных, политических и экологических задач в рамках своей компетенции;
- способен в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость будущей профессии, знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности;
- умеет критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений;
- проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение;
- владеет навыками сотрудничества;
- владеет способами осуществления познавательной, коммуникативной, преобразовательной, художественно-эстетической деятельности; стремится к творчеству;
- убежден, что высшие ценности человеческой жизни - это добро, красота, любовь к людям;
- умеет управлять собой, своими эмоциями, творчески самосовершенствуется;
- владеет навыками организационной культуры;
- наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям; уважает свой народ и народы других стран;
- способен терпимо относиться к людям другой национальности и вероисповедания;
- умеет противодействовать асоциальным проявлениям.
Заключение
Практическая реализация концепции предполагает воспитание у выпускника школы стремление к добру, истине, самостоятельности.
На сегодняшний день одни компоненты системы отработаны, некоторые будут совершенствоваться в ходе ее развития. Но уже одно очевидно – наличие воспитательной системы позволяет педагогическому коллективу школы работать более эффективно для достижения поставленных целей.

Список литературы:
Боденко Б.Н. Проблема социально-психологической защищенности человека в Российских концепциях воспитания. Ярославль, 2000.
Борисова Л.А. Воспитание в детских «Молодежных» общественных объединениях. Чебоксары, 1998.
Гольберг В.А. Воспитательная система школы. Классный руководитель. № 1, 2001.
Гаврилина А.В. Личность в воспитательной системе школы. Поиск, 2002.
Гуров В.Н. социальная работа школы с семьей. Москва, Педагогика, 2001.
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. Москва, 2002.
Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000.
Караковский В.А. Воспитательная система школы, 1997.
Кульневич С.В. Воспитательная работа в средней школе. Ростов-на-Дону, 2001.
Смирнова Г. Воспитательная система средней школы. Воспитание школьников № 8, 2003.

 Материалы концепции воспитательной системы школы «социального воспитания»










13PAGE 15


13PAGE 142515



СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

ЦЕЛЬ

НАПРАВЛЕНИЯ

Спортивно-оздоровительное



Формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и ненасилия; воспитание гражданина, способного и желающего успешно трудиться, и прежде всего на селе; обеспечение образованности, общекультурного уровня развития личности и индивидуальных особенностей каждого учащегося школы.


управление


Развитие системообразующей деятельности: интеграция познавательной деятельности в учебной и внеурочной занятости

Духовно-нравственное

Гражданско-патриотическое

Развитие содержания образования

Социальное

Педагогические технологии

Общеинтеллектуальное

Развитие педагогической системы

Общекультурное

Семейное воспитание

Р Е З У Л Ь Т А Т

Выпускник школы – человек, преобразующий себя и мир, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции, способный к самореализации

Познавательная деятельность

здоровье


Знания и умения

Культура личности, жизненные и нравственные позиции

Я – ПРОФЕССИОНАЛ
Профессионал – способный осознавать значение профессии и её место в системе общественного разделения труда


Я -
ГРАЖДАНИН РОССИИ
Патриот, ощущающий ответственность за настоящее и будущее Отечества..

Я – СЕМЬЯНИН
Ответственный за себя и других, следующий этикету супружеских взаимоотношений, стремящийся к здоровому образу жизни, как главной ценности.

Я – ВЫПУСКНИК
Социально компетентная личность, способная реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.

Я-ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Интеллигент, приверженный к общечеловеческим духовным идеалам, способный к саморегуляции, сознательному управлению своим поведением.

Я-
СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Обладающая гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, успешно взаимодействует с социумом.

Я -
ЖИТЕЛЬ ЗЕМЛИ
Носитель эстетических установок по отношению к культуре и природе, ориентированный на познание себя, людей, мира.


Развитие творческих способностей детей.


Воспитание ответственного отношения к учебе.


Физическое воспитание.

Трудовое воспитание.


Направления воспитательной работы с учащимися

Воспитание гражданина и патриота

Профобразование

Профилактическая работа по предупреждению правонарушений, правовое воспитание учащихся, антинаркотическое воспитание.


СЕМЬЯ

Развитие системы самоуправления

4
Профилактика
коррекция

3
Индивидуальная диагностика

2
Деление на группы по девиациям

1
Выделение подростков «зоны риска» (педагогическое наблюдение, диагностика)

Руководители кружков, клубов, секций, мастерских


Несовершеннолетний в СОП


Классный руководитель

Классный коллектив

Служба занятости


КДН иЗП

Служба доверия

Семья, родители

Администрация школы

Совет профилактики правонарушений

Педагог – психолог, Социальный педагог

Совет школьного ученического самоуправления

Совет общественности

Участие в управлении

Участие в коллективных творческих делах класса и школы (праздники, экскурсии, творческие поручения)

Родительский комитет

Управляющий совет

Индивидуальные консультации для родителей

Родительские собрания

Родительский лекторий

Психологическая служба для родителей



Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 7 Заголовок 815