Урок географии в 7 классе по теме Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет: география
Класс: 7


Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки

Цель урока: сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;
продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.


Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;
продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.

развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой
планировать свою деятельность под руководством учителя;
оценивать достигнутые результаты;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы
вести диалог, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
строить логические рассуждения;
составлять целое из частей самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
анализировать информацию и производить поиск недостающей информации в различных источниках;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира.


Учебник- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов 7 класс».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА






Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

I этап. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на урок.
Приветствуют учителя.

II этап. Проверка домашнего задания
Задание №1. Разминка.
Нужно дать быстрый ответ
1. Какова площадь материка Северная Америка?
2. Какое место занимает материк по площади?
3. Какие материки больше по площади?
4. Какие уступают по площади?
5. Охарактеризуйте географическое положение Северной Америки
6. Как расположен материк относительно экватора и начального меридиана?
7. Назовите и покажите крайние точки.
8. Какие океаны и моря омывают Северную Америку?
– Для того чтобы вспомнить, какие географические объекты располагаются на материке Северная Америка, выполним задание №2, которое у вас на партах на листочках. Перед вами кроссворд. В нем шесть вопросов. Пользуемся атласами. Читаем первый вопрос.
Вопросы кроссворда:
1) Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны (Панамский)
2) Море, между Северной и Южной Америкой (Карибское)
3) Полуостров на северо-западе континента (Аляска)
4) Полуостров на юго-востоке материка (Флорида)
5) Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии (Берингов)
6) Остров из группы Больших Антильских островов (Куба) Учитель – Молодцы! Кроссворд разгадан.
Выполняют 1 задание. Отвечают на вопросы.










Ученики последовательно зачитывают вопросы, отвечают на них и заполняют кроссворд.

III этап. Мотивация
Итак, ребята, мы с вами закрепили пройденный материал, а теперь переходим к изучению новой темы. Вспомните план изучения каждого материка. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
– Совершенно верно. Итак, сегодня на уроке мы изучаем "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки".
Ученики отвечают на заданный вопрос и пробуют сформулировать тему урока. (Рельеф Северной Америки и полезные ископаемые).
Запись темы урока в тетради

IV этап. Целеполагание
- Как вы считаете, какова цель урока? Что мы должны знать и уметь?
– Сегодня мы познакомимся с особенностями рельефа, выясним причины разнообразия рельефа и полезных ископаемых, узнаем основные формы и объекты рельефа материка.
- Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
Формулирование целей урока

V этап. «Открытие» нового знания
1. Рельеф


















2. Физкультминутка



3. Древнее оледенение



4. Полезные ископаемые


– Откроем карту атласа "Строение земной коры" на странице 4 и посмотрим на тектоническую карту. Итак, весь материк можно условно разделить на две части: Какие? (Западную и Восточную). Какова особенность строения земной коры материка?
– Правильно, западная часть материка относится к средней и новой складчатости. Кроме того, эта область находится на границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна. Какие плиты столкнулись, каков результат этого столкновения?
– Теперь обратите внимание на восточную часть материка. Центральная часть находится на древней платформе. Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение, как вы думаете, ребята? Почему не может? Значит, платформа – устойчивый участок земной коры. А восточная окраина Северной Америки к чему относится?
– Верно, к области древней складчатости.
– А теперь сопоставим карту "Строение земной коры" с "Физической картой Северной Америки". Не закрывая страницу 4, откройте страницу 22 атласа. Какие формы рельефа соответствуют средней и новой складчатости?
- Правильно, это горная цепь Кордильер.
Давайте немного отдохнем, разомнем ноги и спину. Физкультминутка (Приложение 4), все, что называешь – показывай, все что показываешь – называй.
Итак, теперь давайте проверим, что относится к древней, новой и средней складчатости, а что относится к платформе.
- Большое влияние на рельеф этих равнин оказал ледник. Следы его деятельности: сглаженные холмы и гряды, котловины выпахивания, большая часть которых заполнена озерами. Встречаются нагромождения валунов.
- Древней платформе в рельефе соответствуют равнины, преобладают осадочные полезные ископаемые, средней и новой складчатости соответствуют высокие горы, где преобладают магматические полезные ископаемые, древняя складчатость соответствует в рельефе низким горам.
Молодцы!
 А теперь, ребята, скажите мне, согласны ли вы с утверждением, что – рельеф Северной Америки уникален и разнообразен. Если да, то почему? 
- Конечно уникален и разнообразен, но не только формами рельефа, но и полезными ископаемыми. Посмотрите на экран! Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. Некоторые ледники в северной части Кордильер сползают с гор прямо в море. Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды)
Аппалачи сильно разрушены, пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногих более 2000м. В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь.
В осадочных породах Центральных и Великих равнин, Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля.
На севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др.
Но мы с вами еще не со всеми уникальными объектами Северной Америки познакомились. Давайте посмотрим на экран и познакомимся еще с некоторыми уникальностями материка.
Долина смерти. На юго-западе США находится огромная долина, названная Долиной Смерти. Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали местности и не смогли отыскать выход из Долины.
Мамонтова пещера
В Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая длинная пещера в мире. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то населявшей эти пещеры.
Но есть еще одна уникальность Северной Америки. А теперь вопрос: какая высшая точка материка находится в северной части Кордильер и как она называется? Какова ее высота?
Отвечают на вопросы. Работают с атласами и контурными картами. Отвечают на вопросы учителя





Не может














Ученики делают вывод, отвечая на вопрос: какая существует взаимосвязь между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых?






Ученики отвечают на вопрос.
























Просмотр презентации



IV этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
Найдите ошибки в тексте и исправьте их
Вдоль западного побережья Северной Америки протянулись горы Аппалачи с самой высокой горой Мак-Кинли. Особенности этих гор обусловлены возрастом –это старые горы, имеющие пологие, заросшие растительностью вершины. Главное богатство гор – железная руда и каменный уголь. Горы сильно изменены хозяйственной деятельностью человека. На западе Центральной равнины находится Мамонтова пещера. Кордильеры – невысокие горы, расположенные в центральной части материка. В них имеются значительные запасы каменного угля и железных руд.
Игра «Ручеек»
Горы, образовавшиеся на стыке двух литосферных плит (Кордильеры)
Низшая точка Северной Америки (Долина Смерти -86 м)
Низменность в Северной Америке. Окаймляет Атлантическое побережье США от Нью-Йорка до оконечности полуострова Флорида. Ширина от 30 до 350 км (Приатлантическая низменность)
Складчатые горы, расположенные на востоке материка (Аппалачи)
Высшая точка материка (Мак-Кинли 6194м)
Высшая точка г.Аппалачи (г.Митчел – 2037м)
Равнины внутренней части Северной Америки, в пределах которых имеются месторождения каменного, нефти и поваренной соли (Центральные равнины)
Обширная равнинная, наиболее низменная часть бассейна Миссисипи. Сформирована гл. рекой – Миссисипи и её крупнейшими притоками. (Миссисипская низменность)
Низменность в Северной Америке. Окаймляет побережье Мексиканского залива в США и Мексике (Примексиканская низменность)
Самая большая по площади равнина материка? (Центральные равнины).
Самая высокая точка Кордильер? (г. Мак-Кинли, высота 6194 м.).
Назовите низменность Северной Америки, названную именем реки? (Миссисипская).
Назовите низменность Северной Америки, названную именем залива? (Мексиканская).
Находят ошибки в тексте









Работают с картой, отвечают на вопросы по цепочке.

VI этап.
Рефлексия и оценивание
– Мне очень понравился наш сегодняшний урок, потому что вы активно работали и поэтому у меня хорошее настроение, такое же ясное, как это солнышко на слайде. А теперь давайте проверим, какое же у вас сложилось впечатление от нашего урока сегодня! У вас на партах лежат карточки со смайликами! Пожалуйста, поднимите ту карточку, к сюжету которой подходит ваше настроение больше!
Оценивают работу на уроке.

VII этап. Домашнее задание
Инвариантная часть: параграф 43, нанести на контурную карту Северной Америки формы и объекты рельефа, и полезные ископаемые.
Вариативная часть: составить кроссворд «Рельеф Северной америки"
Записывают.









15