Разработка урока по географии на тему «Рельеф, геологическое строение Северной Америки» (7 класс)


Государственное бюджетное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Стахановская средняя общеобразовательная школа I-III ступеней №2»
Методическая разработка урока по географии
по теме: «Рельеф, геологическое строение
Северной Америки»
7 класс

Подготовила:
учитель географии
Иващенко Вера Михайловна
Тема урока: Рельеф, геологическое строение Северной Америки.
Цель урока:
- формировать знания о геологическом строении, рельефе и закономерностях распространения полезных ископаемых Северной Америки;
- совершенствовать умения работать с тематическими картами, сравнивать, исследовать анализировать, делать выводы;
- воспитывать уважение к мнению других, самостоятельность, коллективизм.
Оборудование: физическая карта Северной Америки, атласы, контурные карты, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (автор А.И. Алексеев, В.В. Николина, - 3-е изд. –М.: Просвещение, 2016г. – (Полярная звезда).
Ход урока:
Организация класса1 мин.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, психологический настрой на работу
Актуализация опорных знаний10мин.
1.Игра. «Географическая мозаика» (Продолжи предложение, в котором содержится информация о роли известной личности в открытии Северной Америки) – устно
Джон Кабот ›
Жак Картье ›
Александр Маккензи ›
Джон Девис ›
Вильям Баффин ›
Генри Гудзон ›
Христофор Колумб ›
Америго Веспуччи ›
Витус Беринг и Александр Чириков ›
Григорий Шелихов ›
Индивидуальный опрос учащихся
Опишите географическое положение Северной Америки.
Представьте себе, что на севере материк стал узким, а на юге, наоборот широким. Что изменилось бы в природе материка
Мотивация2 мин.Учитель: На уроке мы должны выявить закономерности распространения основных форм рельефа материка, строения земной коры и основных типов полезных ископаемых на его территории.
В ходе изучения нового материала выполним практическую работу «Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»
Учащиеся записываю дату, тему урока.
Изучение нового материала 23 мин.
Объяснение учителя.
В Северной Америке четко выделяется пояс высоких гор на западе, обширные равнины в центральной части и невысокие горы на востоке.
Выясним как строение земной коры влияет на рельеф Северной Америки.
Задание 1. Рассмотрите карту строения земной коры (с.33, рис.23) определите тектонические структуры материка.
После изучения карты учащиеся делают вывод:
- в основе Северной Америке лежит древняя Северо – Американская платформа;
- на северо - востоке – Канадский щит;
- на западе - мезозойская и кайнозойская складчатость;
- на востоке – позднепалеозойская складчатость.
Задание 2. Сравните карту строения земной коры с физической картой Северной Америки (см. Приложение, с. 248).
Сопоставив физическую карту и карту строения земной коры, учащиеся находят соответствие между тектоническими структурами материка и размещением основных форм рельефа:
- Платформа – равнины;
- Щит – возвышенность;
- области складчатости – горы.
Практическая работа. «Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»
Учащиеся находят на карте формы рельефа материка и наносят их на контурные карты.
Кордильеры – гигантская дуга гор, особенно широкая в средней части (см.рис 135. Профиль рельефа Кордильер по 40° с.ш.). Вдоль берега протянулись параллельные цепи высоких могучих хребтов с множеством плоскогорий, впадин, глубоких каньонов, с заснеженными вершинами и ледниками. Значительная часть Кордильер(центральные и восточные области) сформировалась в эпоху средней (мезозойской) складчатости. Западные хребты относятся к эпохе новой (кайнозойской) складчатости, т.е. формируются в настоящее время. Кордильеры – это молодые горы, и процесс горообразования продолжается. Поэтому здесь часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Это часть тихоокеанского огненного кольца. Высочайшая точка Северной Америки находится в Аляскинском хребте Кордильер – гора Мак – Кинли (6194м).
Аппалачи – древние горы , расположены на востоке материка, сильно разрушены, невысокие (до 2000м). Самая высокая точка г. Митчелл (2037м).
Центральные и Великие равнины – наклонены к востоку и гигантскими уступами поднимаются в сторону Кордильер.
Лаврентийская возвышенность – расположена на северо –востоке.
Примексиканская низменность – огромными террасами спускается к Мексиканскому заливу.
Беседа.
Какие внешние процессы влияют на формирование рельефа?
(работа ледника, ветра, рек).
Составление опорного конспекта, в виде таблицы.
План - конспект Форма работы Работа учащихся
Работа ледника: много тысяч лет назад северные районы материка были покрыты ледником, который достигал 40° с.ш., а размеры его в два раза превышали площадь Австралии.
Наступления ледника повторялись 4 раза, и во время последнего образовался огромный Лаврентийский ледник. Под его тяжестью часть земной коры на севере материка прогнулась, что привело к образованию Гудзонова залива.
Ледник полз по неровной поверхности и захватывал все на своем пути (песок, щебень, глину).
Прошли тысячелетия, ледник начал таять, в результате, чего образовались сглаженные вершины, округлые холмы, валуны и многочисленные котловины, занятые озерами. Рассказ учителя Записывают в тетради названия ледниковых форм рельефа:
- вершины, - округлые холмы,
- валуны; -котловины, занятые озерами.
Поверхностные воды – Великий каньон Колорадо в Кордильерах (1800м). Тысячеметровые, практические вертикальные стены каньона – настолько величественное образование, что каньон получил название «восьмого чуда мира» каньон
Работа подземных вод – на Центральных равнинах, где на поверхность выходят известняки, очень распространенным есть карст. На юго – востоке равнины возникла самая длинная пещера на земле Флинт – Мамонтова, длина ее 500км. пещера
Деятельность ветра – дюны и барханы дюны и барханы

Рассказ учителя. При изучении темы «Строение земной коры и рельеф материка» нельзя обойти вопрос «полезные ископаемы», так- как они тесно связаны с геологическим строением Земли.
Работа с физической картой.
Задание 1. По карте «Строение земной коры» определите месторождения рудных и нерудных полезных ископаемых.
Задание 2. Какие из них размещены в пределах щита и плиты Северо – Американской платформы, а какие - в области складчатости?
Обсуждение и запись в тетради ответов:
Север- руды
Центральная равнина-каменный уголь
Межгорные котловины Аппалачей- каменный уголь
Кордильеры- руды цветных металлов,
каменный уголь
Примексиканская низменность-нефть и газ
Закрепление изученного материала. 5 мин.
Метод «Микрофон» (учащиеся передают условный микрофон, по очереди называют определение и признак, что связан с определенным вопросом:1. Какие формы рельефа соответствуют платформенным частям материка?
2. Какие процессы стали причиной формирования гор в восточной части материка?
3. Какие процессы подтверждают процессы горообразования в западной части материка?
4. Какова роль внешних процессов в формировании рельефа Северной Америки?
5. Чем объяснить разнообразие полезных ископаемых Северной Америки?
Обобщение. Рефлексия. 2 мин.
Итак, мы изучили тему «Рельеф, геологическое строение Северной Америки»
Что на уроке вам показалось наиболее интересным?
• Какую информацию вы впервые узнали на уроке?
• Какие новые термины вы изучили сегодня?
Итог урока. Учитель выставляет оценки учащимся 1 мин.
Домашнее задание 1 мин.
- читать §40, с.161-162 выполнить задание 3,7 на с.165 (устно)