Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.


Классный час «Урок мужества!»
Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.Задачи:1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;2) воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.Этап подготовки:1) изучение информации по вопросам: «Великая Отечественная война», «Афганская война», «Война в Чечне».2) диагностика учащихся класса: «Каков он, патриот современной России?»3) составление презентацииОборудование: компьютер, мультипроектор, высказывания великих людей о героизме, благородстве: «О, чувство благородное, чувство освященное!Обладай вечно сердцами россиян!..» (Ф.Н.Глинка)«Благородный человек знает только долг, низкийчеловек знает только выгоду» (Конфуций)
Ход урокаI. Организационный момент
II. Определение темы урока(на доске написано стихотворение)Мужество – это не мода,Скорая, быстротечная,Мужество – суть мужчины,Прочная, долгая, вечная.Если зернышко смелостиС почвой подружится.Вызреет в пору спелостиЗернышко колосом мужества.Учитель:- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?(ответ учащихся)Учитель:- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?(ответ учащихся)III .Учитель:- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите пожалуйста события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.Учащиеся:- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.Учитель:- давайте вспомним об этих войнах.Ученик 1.:- Великая Отечественная война началась в 22 июня 1922 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.Ученик 2.:- После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
Ученик 3.:- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»
Учитель:- герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о них.(передавая зажженную свечу учащиеся показывают фото и рассказывают заранее подготовленную информацию о солдатах разных войн).
Учитель:- о всех сразу рассказать не возможно, но память о них жива. Что испытывала мать, потерявшая сына? Горе, горе, горе и утрату! Нельзя забыть его глаза, улыбку, слезы, его радостный смех и маханье рукой. Внимание на экран. (идет презентация, состоящая из отсканированных фотографий солдат разных лет в сопровождении песни группы Чернила для пятого класса «Зажгите свечи»).IV. Учитель:- ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?(ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)- сейчас я вам предлагаю разделиться на группы и разработать план, который позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Тем самым мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными:1. Подготовка подарков.2. Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке).3. Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление).4. Организация встреч ветеранов.5. Создание школьного интернет-музея «Никто не забыт, ничто не забыто!». (включая информацию и фото о ветеранах всех войн, рисунки и сочинения учащихся по патриотическому воспитанию и о героях, фото и репортажи мероприятий, проводимых в рамках акции).V. Подведение итогов.Учитель:- ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы?(ответ учащихся)Учитель:- Была война, была победа. И за то, что мальчики наши знают о войне только понаслышке, спасибо мы можем сказать и нашим ветеранам, которые испытали все тяготы войны и выжили, завоевав победу.- По всей нашей многострадальной земле, в городах и сёлах, по обочинам дорог мы видим братские могилы, величественные памятники и просто небольшие плиты.- Куда б ни шёл, ни ехал ты,Но здесь остановись -Могиле этой дорогойВсем сердцем поклонись,И для тебя, и для меняОн сделал всё, что смог…Себя в бою не пожалел,А Родину сберёг.- Сквозь годы нам видитсяТропа партизанская,Пробитая пулямиСосна нарочанская.Атаки внезапные,Засады под соснами,Могильные холмикиНад травами росными.
- И верность, и мужество,И скорбь у пожарищаВы пали за Родину,Вы с нами, товарищи.Мы будем такими жеВ любом испытанииКлянёмся!Клянёмся минутой молчания.