Мастер-класс:Разработка компетентностно — ориентированных заданий по учебным предметам в начальной школе


Тема: «Разработка компетентностно - ориентированных заданий по учебным предметам в начальной школе».
Форма: мастер-класс.
Цель:создать условия для передачи опыта по разработке и применению компетентностно - ориентироанных заданий в работе с младшими школьниками.
Задачи:
актуализация применения компетентностно - ориентированных заданий на уроке с целью формирования универсальных учебных действий учащихся;
ознакомление с основными требованиями к компетентностно-ориентированному заданию, его структуре;
практическая работа по конструированию компетентностно -ориентированных заданий.
Планируемый результат:
Повышение уровня профессиональной компетентности присутствующих педагогов, их мотивации на системное использование в практике компетентностно - ориентированных заданий.
Ход занятия:
Подготовительно-организационный этап.
1.1.Приветствие, вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги! Пусть этот день принесет нам Радость общения, Наполнит сердце Благородными чувствами.
Начать сегодняшний разговор я хочу словами, которые я часто говорю своим детям:
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!” Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.
Я работаю учителем начальных классов уже 16 лет. Ещё во время учёбы я услышала слова педагога – новатора Виктора Фёдоровича Шаталова. Он однажды заметил: «...если огурцы опустить в рассол, через некоторое время они без всяких нотаций станут солеными». Тем самым он ввел в педагогическую науку «принцип соленого огурца». Очень понятный и доходчивый принцип. Вокруг ребенка надо создать такую обстановку, чтобы он напитывался, как огурец в банке, знаниями. Если среда хорошая, то будет и результат. «Ведь какой бы толстокожий огурец не был в рассоле, он рано или поздно просолится».
Я разделяю эту точку зрения. Мы должны создавать учебную среду! И так главной моей задачей в работе стало создание такой среды обучения и воспитания, которая сформировала бы нужные личностные качества и учебные действия. И здесь важно всё: и кто учит, и кого учит, и где учит, и чему учит, и как учит.
1.2.Определение целей и задач мастер-класса.
В связи с введением ФГОС у учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».
Одним из средств формирования универсальных учебных действий, по мнению многих методистов и педагогов, являются компетентностно-ориентированные задания.
Как определил В.А. Болотов - Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий
Вопросы:
- Где младшие школьники встречаются с таким видом заданий?
- А какие трудности бывают в вашей работе с этими заданиями?

Я предлагаю вашему вниманию занятие
«Разработка компетентностно - ориентированных заданий по учебным предметам в начальной школе».
После прохождения мастер-класса Вы сможете:
Объяснить, что такое компетентностно-ориентированные задания.
Отличать компетентностно -ориентированные задания от других видов учебных заданий.
Самостоятельно конструировать компетентностно- ориентированные задания к своим урокам.

1.3. Выстраивание диалога.
Сравним две задачи.
- Какая из них компетентностно – ориентированная?
  «На трёх полках 52 книги. На первой полке 8 книг, на второй в 3 раза меньше, чем на третьей. Сколько книг на третьей полке?»
« Ты помогаешь школьному библиотекарю. Расставь 52 книги на 3 полки, чтобы на первой было 8 книг, на второй в 3 раза меньше, чем на третьей. Занеси результаты в таблицу».
- По каким признакам можно узнать компетентностно-ориентированную задачу?
Признаки компетентно-ориентированного задания:
Представляет собой достаточно объёмный текст
Встречается дополнительная информация в виде таблиц, диаграмм, схем, графиков, рисунков, фото…
Имитация жизненной ситуации
Наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее
Часть необходимых данных может отсутствовать; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе
Может иметь несколько способов решения
Носит обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
Выход за рамки одной образовательной области
Презентация опыта.
2.1.Краткая характеристика основных идей технологии.
Я хочу представить вам мой опыт создания компетентностно-ориентированных заданий. Для работы вам предложены рабочие листы .Есть несколько путей получения таких задач:
Пути получения компетентностно-ориентированной задачи
Подобрать из задачников и другой литературы
Сконструировать
новую практико-ориентированную задачу «преобразовать» типовую задачу
под имеющуюся ситуацию, которую
необходимо разрешить,
под задачу из конкретной темы подобрать ситуацию из жизни или какой-либо вид деятельности
Чаще нам приходится «преобразовывать» типовую задачу.
Работа над составлением таких заданий предполагает знание структуры компетентностно-ориентированного задания и требований к ним.
Предлагаю вам познакомиться со структурными элементами КОЗ.
Стимул
Задачная формулировка
Источник информации
Инструмент проверки
Стимул
… в компетентностно-ориентированном задании выполняет несколько функций:
погружает в контекст задания
мотивирует учащегося на выполнение задания;
моделирует практическую, жизненную ситуацию;
при необходимости может нести функцию источника информации.
…. должен:
быть кратким (не более трёх предложений);
НЕ отвлекать учащегося от содержания задания.
Ты пришёл в зоопарк с младшим братом. Он попросил объяснить, почему на табличках написано «Кролик. Домашнее животное», «Заяц. Дикое животное»?
Задачная формулировка
точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
текст задания должен начинаться с глагола;
в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то КАК делать
Внимательно рассмотрите картинки, и ответьте на вопрос: Какие животные относятся к домашним, а какие к диким?
Источник информации
содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания
Картинки с животными
Инструмент проверки (для учителя)
задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания
… может быть:
Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа.
Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.
2065020292100Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.




Обратная связь.
Найдите в предложенной задаче основные структурные элементы.
У Юры Нефёдова есть 50 рублей. В школьном буфете продаются пирожки и пирожные. Определите, сколько различных способов покупки может сделать Юра?
53276553975 30162553975
10 рублей 20 рублей


Бланк выполнения задания
Количество пирожков Количество пирожных Стоимость пирожков и пирожных
Вы хорошо справились с заданием. Перейдём к практической части.
Моделирование.
Самостоятельная работа слушателей по конструированию компетентностно-ориентированных задач.
- Предлагаю поработать в парах. Вам даётся типовая текстовая задача. Сконструируйте компетентностно-ориентированную, используя предложенную структуру.
Литературное чтение 3 класс Тема «Произведения В.Бианки»
- Какое произведение Бианки вам особенно понравилось?
Окружающий мир 3 класс «Знаменитые города России»
- Расскажите о достопримечательностях Санкт-Петербурга.
Русский язык 2 класс «Правописание безударных гласных в корне»
- Найдите среди перечисленных слова, в которых нет слабых позиций безударных гласных в корне.
Работа с залом
Такие задачи я применяю на разных уроках в своём классе. У меня собрана копилка таких заданий по предметам и классам.
Например.
Математика, 1 класс Тема: «Числа и величины»
Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13, 16.
Какие ступеньки перепрыгнул Петя? Выбери верную последовательность пропущенных номеров ступенек и обведи букву верного ответа.
А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15;
В – 2, 5, 8, 11, 14;
Г – 1, 4, 7, 10, 13, 16;
Д – нет верной последовательности.
Инструмент проверки (ключ):
1 балл – Выбрана последовательность Б;
0 баллов – Выбраны другие последовательности.
Литературное чтение, 3 класс Текст Н. Осипова «Подорожник»
Ты прочитал рассказ Н.Осипова «Подорожник». Помоги одноклассникам найти верные высказывания. Отметь в таблице верные высказывания
А Автор называет «европейским пришельцем» подорожник.
Б Автор сравнивает листья и стебли подорожника с пружинами.
В Напористость – это настойчивость и энергичность.
Г В сырую погоду семена подорожника увеличиваются в размере.
Д Семена подорожника в Америку завезли учёные.
Инструмент проверки: верные ответы: А, В – 2 балла;
другой вариант ответа – 0 баллов;
максимальное количество баллов: 2 балла
Окружающий мир, 1 класс Теме: «Хозяйство человека»
На предыдущем уроке окружающего мира вы узнали, как появился хлеб на столе. Узнайте, как появился свитер.
С помощью стрелок, расположите в определенном порядке рисунки, изображающие путешествие свитера. Соотнеси профессии людей, с рисунками, используя карточки в конверте.
Инструмент проверки: модельный ответ:
- за выполнение 1 части задания – 1 балл;
- за выполнение 2 части задания – 2 балла.
4. Русский язык, 3 класс Тема : «Понятие об одушевленных именах существительных»
Подошла Жучка к Иртышу и с удивлением спросила: «Иртыш, ты кто или что?». А сама призадумалась: «А я?». Ребята, давайте поможем Жучке разобраться.
Разбейте слова на две группы по признаку одушевлённые и неодушевлённые. Подчеркнуть известные орфограммы. Результаты занесите в таблицу. Используйте схему учебника.
Соловей, серебро, заяц, мужчина, совесть, баран, природа, камыш, женщина, Омск, Иртыш, Жучка.Обсуждение полученных задач
Подведение итогов
- Подведём итоги нашей работы
Какие школьные проблемы, на ваш взгляд, можно решить используя на уроках компетентностно-ориентированные задания.
Выберите ответ: Если «да» - поднимаем руку.
Школьники имеют слабую мотивацию к обучению. Им не интересно учиться. (Правильно) Можно ожидать активизацию познавательного интереса учащихся.
В школах работает мало молодых учителей.
Дети редко проявляют инициативу при выполнении заданий, а только следуют рекомендациям учителя. (Правильно.)
Разные образовательные учреждения работают по разным учебным программам, что является проблемой при переходе учащихся из одной школы в другую
Большие объёмы домашних заданий.
Учащиеся не умеют применять приобретённые знания в практических ситуациях. (Правильно.) На это и направлены такие задания.
Дети привыкли решать знакомые классы задач, а перед незнакомыми теряются. (Правильно.)
Рефлексия.
А сейчас мне хочется услышать впечатления коллег о сегодняшнем занятии.
Используем для этого рефлексивный приём «Пирог».
Украсим ту часть пирога, где указано отношение к сегодняшнему занятию, которое больше всего соответствует вашему впечатлению.
- Буду применять на практике
- Хочу продолжить работу по этой теме
- Практическая работа была полезна
-Эта тема для меня не актуальна
В заключение хотелось бы пригласить всех коллег, заинтересовавшихся моим опытом, к сотрудничеству. Я могу предложить следующее занятие по этой теме, на котором пойдёт речь о том, какие компетенции формируют эти задания и как это планируется при конструировании заданий.
Спасибо. Мне с вами было приятно работать.